rss
    Версия для печати

    Ослик, лошадь и верблюд: каждой даме — по твари (записки русской туристки в Иордании)

    В городе Петре, там, где кончаются самые потрясающие виды, начинается самая нехитрая туристическая игра. Со своими правилами: вся группа или хотя бы женская ее часть обратный путь должна проделать на одном из трех видов транспорта: ослик, лошадь или верблюд. А весь путь туда — договариваться с мальчишками-бедуинами о цене. Каждый мальчик «обрабатывает» клиентов по-своему...

    Читайте также:

    По Иордании путешествова Мария (записки русской туристки)

    Помпеи Иордании (записки русской туристки)

    День третий. Гора Нево. Мадаба

    Пейзажи Иордании — это раскрытая Библия, они рассказывают историю Ветхого Завета. Вот гора Нево — с нее пророк Моисей показывал израильскому народу землю обетованную (Втор. 32, 48-50). Нас гора встретила совсем не приветливо: был сильный туман, так что наши операторы даже отчаялись что-либо снять, дул холодный ветер и моросил дождь. Но буквально на наших глазах вся эта непогода рассеялась, туман в мгновение ока исчез и перед нами открылся совершенно потрясающий вид. Фотографировать эту красоту можно было просто не глядя. Хотя эта гора и не кажется высокой, но вид с нее простирается, как кажется, на сотни километров. В хорошую погоду с этой горы и сегодня можно увидеть Мертвое море, долину реки Иордан и, говорят, даже знаменитую «Русскую Свечу» — колокольню на Масличной горе в Иерусалиме.

    Предположительно у подножия этой горы Господь через Моисея и Аарона сотворил чудо — изведение воды из скалы (Числ. 20, 7-11): Моисей по повелению Бога ударил жезлом по скале и из нее пошла вода и напоила израильский народ, измученный жаждой на пути исхода из Египта. Это прообразовало собой рождение по слову Божию от Девы Марии Иисуса Христа, напоившего людей, измученных грехом, водой живой (ср. Ин. 4, 10-14).

    На этой же горе пророк Моисей вознес медного змея на знамя (Числ. 21, 8-9) и это стало прообразом Креста Господня: всякий, кто смотрел на змея, даже и ужаленный ядовитой змеей, которые во множестве нападали на израильтян, оставался жив. Теперь на вершине горы Нево стоит огромный символ змея на знамени.

    С горой Нево связано также еще одно пророчество о Христе.

    Царь моавитян, живших в землях, по которым проходил пророк Моисей с израильским народом, желая избавиться от них, приказал могущественному прорицателю Валааму (он был не пророком, а прорицателем, волхвом) проклясть народ израильский. Но Валаам был не в силах противиться слову Божию и вместо проклятия он трижды изрек благословения избранному народу Божию. А пророчество о Христе, прозвучавшее из его уст: «Вижу Его, но ныне нет еще, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» (Числ. 24, 17) — особо почитается и иудеями, которые видят в этих словах предсказание о Мессии, которого они ждут. И Который уже однажды пришел.

    По преданию, на этой же горе Моисей умер (Втор. 32, 50) и похоронен, но место это не найдено, поэтому в стоящей здесь церкви находится условное, мемориальное, захоронение Моисея, у которого можно поклониться этому пророку.

    Иерусалим на мозаичной карте Св. Земли в Мадабе

    Наша следующая цель — город Мадаба (библейская Медева) — знаменит тем, что здесь в действующей церкви святого Георгия находится древнейшая карта Святой Земли, предположительно шестого века. Это мозаика, выложенная на полу храма. Она довольно хорошо сохранилась, несмотря на то, что город Мадаба был разрушен землетрясением и, собственно, современная церковь св. Георгия построена на месте древней, которая не сохранилась. На карте хорошо видны место Крещения Спасителя, древнейший город на Земле Иерихон, Иерусалим… В Мадабе до сих пор находят множество прекрасных мозаик и древних церквей византийского периода. Этот город был одним из центров христианства.

    Фото Игоря Калядина

    Иордания хороша не только библейскими пейзажами, сопровождающими паломников, куда бы они ни направлялись. Здесь не только есть, что посмотреть, но и есть, где отдохнуть. К вечеру, проделав очередной живописнейший путь и останавливаясь время от времени запечатлеть эту красоту — кто на кинокамеру, кто на мыльницу, а кто и просто на мобильник — мы оказались в новой климатической зоне. Промозглый ветер, заставлявший достать из чемодана теплые вещи и посильнее укутаться в «арафатку», сменился теплым дыханием горячих источников, в отеле рядом с которыми нам предстоит провести всего одну ночь — маленький шанс поправить свое здоровье по примеру царя Ирода. Говорят, он пользовался этими источниками, чтобы лечить многочисленные болезни. Люди посмелее поспешили еще до ужина испытать на себе целебное воздействие горячего водопада и не пожалели — с трудом могли выразить переполнявшие их эмоции. Люди, не испытывающие восторга от столь экстремального отдыха, пожимали плечами, замечая: «Как известно, Ирода эти источники все равно не спасли».

    День четвертый. Петра

    Петра — древний город, высеченный в скалах. Причем розового цвета! Из-за того, что камни здесь содержат очень много железа. В зависимости от погоды цвет, как говорят, может меняться до бордового. Самое удивительное впечатление производит долгий узкий и извилистый путь, ведущий в город, среди громадных скал — время от времени мимо пробегают лошади и колесницы, везущие туристов, уже возвращающихся назад, или проходят бедуины, торгующие украшениями и «антик сильвер» (серебряные монеты, которые выдаются за древние). Идешь долго, пораженный величием творения Божьего: ведь эти камни — это просто часть природы, как наши елочки или березки, о них не говорят: архитектор такой-то, или художник имярек. Верится, что все это существовало до человека, существует вместе с человеком и не воздохнет с грустью, если даже все мы умрем. Слушаешь кажущиеся сказкой рассказы про древнее царство набатеев, столицей которого была Петра. Про людей, населявших это царство, которые тысячелетия назад уже умело создавали отводы для воды (дожди в горах — это сражение с самой смертью), как-то по-своему чувствовали Бога. Поначалу они даже не создавали статуй богов в виде подобных им людей, а просто ставили большой камень — это было знаком присутствия Бога и им, наверно, становилось как-то спокойнее.

    Самой главной заботой набатеев было сооружение гробниц для усопших родственников. Им казалось, что от того, какого качества и размера, с какими украшениями гробницу они возведут, тем быстрее попадет их родственник к богам, тем сладостнее будет там его жизнь. Можно сказать, что первым делом их жизни было приготовление к смерти. Поэтому современные туристы почти не увидят жилых зданий, хорошо сохранились только гробницы.

    И вот идешь по этому извилистому пути, это еще не город, но с обеих сторон возвышаются такие скалы, что кажется, лучшего уже увидеть нельзя. Как вдруг, поворачиваешь — и в расщелине видишь совершенно розовый фасад какого-то здания, как будто чудом перенесенного сюда из Древнего Рима. Потрясающее зрелище! Думается, что не тщетны надежды правительства Иордании на то, что Петра будет признана восьмым чудом света.

    Идти дальше уже не так интересно. Петра — огромный город, но исследован он пока лишь частично. Времени у нас было немного, поэтому подняться на гору, с которой открывается панорама города и где находится древний монастырь, мы не смогли. Как не смогли добраться до гробницы Аарона, которая находится на библейской горе Ор. Мы видели ее только из окна гостиницы на следующий день.

    — Видишь белую точку на вершине далекой горы? Это гробница Аарона, — передавали знатоки библейских мест нам, новоначальным паломникам.

    В Петре там, где кончаются самые потрясающие виды, начинается самая нехитрая туристическая игра.

    У нее есть свои негласные правила. Вся группа или ее часть обратный путь должна проделать на одном из трех видов транспорта: это ослик, лошадь или верблюд. Есть еще четвертый вид — колесница, но для нее существует свой отрезок пути — тут все поделено. Но это обратный путь, а весь путь туда надо договариваться с мальчишками-бедуинами о цене. Как известно, торговаться — это самое милое дело для арабов с младенчества. О языковом барьере беспокоиться не стоит: английский в пределах необходимого тут знают с детства, русский уже начинают узнавать. Впрочем, как показывает опыт, торговаться можно и на разных языках. Один мужчина из нашей группы, видимо, разбирающийся в серебре, решил узнать цену у проходившего мимо бедуина, торгующего монетами. Поначалу несложный диалог переводила я, но вскоре, когда меня саму уже совсем окружили мальчишки, уговаривавшие поехать на ослике, необходимость в переводчике явно отпала: бедуин просто не отходил от неосторожного туриста, а тот просто не знал, куда от него деться. Боюсь, что даже что-то купил.

    Важно договориться о цене ослика, или лошади, или верблюда заранее, чтобы избежать возможных обид и платить только в конце. Каждый мальчик «обрабатывает» клиентов по-своему, кто-то рассказывает о своем друге-ослике, кто-то расспрашивает, как вас зовут, откуда вы, нравится ли Иордания и т.п.. Самые сообразительные подарят какой-нибудь камешек и скажут, что у вас красивые глаза. Такому мальчику я сразу просто дала денег и даже не спросила, как зовут его ослика. Таким образом «обрабатывалась» почти вся наша группа, в основном, конечно, дамы.

    Фото Игоря Калядина

    Нас проводили до входа в кафе, где ждал обед и недолгий отдых, наши юные кавалеры обещали подождать, а мы благополучно о них забыли. Однако они были настроены, как оказалось, решительно. Выйдя из кафе, мы увидели перед собой картину, наверно, подобную той, которая предстала перед современниками Ноя, собиравшего «каждой твари по паре» в ковчег. Только тут было не по паре, а просто столпотворение осликов, лошадей и верблюдов, а рядом множество мальчишек, звавших «свою» наездницу. Стало ясно, что идти пешком опаснее, чем ехать. Думать было особо некогда — в общем, я оказалась верхом на осле вовсе не с тем мальчиком, с которым договаривалась о цене. Путь был нелегким — у ослика я была сегодня явно не первая, по дороге мой Санчо Панса знакомил меня со своим семейством — они тут, видимо, все чьи-то родственники — и уверял, что учится в университете.

    Передвигать ногами после такого «отдыха» было нелегко, видимо, так и задумано: там, где кончается зон действия верховой езды, начинаются колесницы. Я решила, что с меня поездки на сегодня закончились, хотелось еще найти кого-то из своей группы. Но прогулка наша продолжалась не долго: моих спутниц увезла колесница почти даром, следующая за ней увезла меня уже вовсе бесплатно. Приближался уже конец светового дня и молодым возничим хотелось просто пообщаться. Оставшиеся двести метров мы ехали дольше, чем до этого шли пятьсот, я услышала еще парочку комплиментов и получила приглашение приехать в Иорданию еще раз. Еще метров пятьдесят и, боюсь, я бы согласилась.

    Продолжение следует...

    Читайте также:

    Стокгольмские каникулы
    По стопам святой Нины
    Очень субъективные заметки про Соловки

    Вставить в блог

    Ослик, лошадь и верблюд: каждой даме — по твари (записки русской туристки в Иордании)

    20 февраля 2007
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru