Tweet |
Рождественская оратория предполагает если не прямое цитирование Евангелий, то верность духу и букве их благовестия
- Роман Александрович, когда появился сам жанр рождественской оратории? Как он возник?
- Оратория - жанр внелитургической духовной музыки, сложившийся в Риме эпохи Контрреформации к середине XVII века; первыми классическими образцами считаются сочинения Джакомо Кариссими. Непосредственными предшественниками оратории были другие внебогослужебные жанры, исполнявшиеся в часовнях римских церквей (собственно и называвшихся «ораториями») во время особых молитвенных собраний, целью которых было духовное просвещение и поучение паствы, - прежде всего, это диалогические лауды (это жанр бытовой (нецерковной) духовной лирики в Италии XIII-XIV вв., хвалебные песнопения - «ТД») и духовные диалоги. Поначалу такие собрания могли проводиться в разное время года, однако как раз с середины XVII столетия, когда коммерческий оперный театр стал основной формой культурного досуга, оратории исполнялись преимущественно в Великий Пост. Оперные театры по всей Европе в этот период закрывались, и любителям оперного искусства не оставалось ничего иного, как наслаждаться (и поучаться) ораториями, которые в XVII - 1-й половине XVIII века часто именовали «духовными операми». В некоторые годы, по особому обету римских пап, светские увеселения отменялись вообще, что способствовало расцвету ораториального жанра.
Как и в оперном театре, в католических ораториях этого времени наблюдается большое разнообразие сюжетов; многие оратории были посвящены страницам истории Ветхого Завета или житиям католических святых. Сюжет Рождества Христова встречается не редко, но и не чаще ряда других. Одним из первых к нему обращается Марк Антуан Шарпантье, француз, ученик Дж. Кариссими.
- Есть ли свой канон у такого произведения? Что в нём обязательно должно присутствовать?
- Строгого канона в ораториях нет, скорее, в XVII-XVIII веках существовали более или менее устойчивые национальные и конфессиональные традиции произведений ораториального жанра. Так, у католиков оратории писались на либретто и исполнялись вне службы. В лютеранской же традиции сочинения ораториального характера звучали во время богослужения и либо полностью были написаны на библейский текст - как в «Истории Рождества Христова» Генриха Шютца, созданной в середине XVII века (1664), либо на нем основывались - как в знаменитой «Рождественской оратории» Иоганна Себастьяна Баха, представляющей собой, по сути, цикл церковных кантат, которые исполнялись в течении всех святок (1734). В целом же традиционная оратория пишется на духовный сюжет (например, рождественский) и по характеру музыкального письма близка современной ей опере.
|
Автор самой знаменитой рождественской оратории - великий Иоганн Себастьян Бах |
- Есть ли значение, к какой христианской конфессии принадлежит автор такой музыки?
- Безусловно, и особенно в XVII-XVIII веках, когда конфессиональные различия между христианскими Церквями Запада воспринимались и переживались весьма остро. Так, уже в названиях многих лютеранских «Историй Рождества» подчеркивается, что Христос является не только «единственным Спасителем» человеческого рода, но и его «единственным Заступником». Соответственно, отношение к фигуре Богородицы в лютеранской музыке иное, чем в сочинениях композиторов традиционных, нереформированных, конфессий, - не пренебрежительное, но совершенно иное. Избегая возносить пространные торжественные хвалы Пречистой Деве Марии, авторы лютеранских ораторий словно ставят Ее в пример всем верным христианам: молчаливая и преданная Христу свидетельница происходящего, Она запечатлевает слова своего Сына и все, что говорится о Нем, глубинами сердца. Это не так просто выразить музыкальными средствами, но у великих композиторов - получается! Кстати, именно благодаря отсутствию культа Богородицы и Святых, оратории о Рождестве (как одной из главных вех земного пути Спасителя) получили у лютеран гораздо большее распространение, чем в католических странах.
- Рождественские оратории писали знаменитые композиторы разных эпох: Генрих Шютц, Иоганн Себастьян Бах, Камиль Сен-Санс... Что каждый из них привнёс в этот жанр?
- Роль личности композитора в истории музыки Нового времени невозможно переоценить. Не будь Шютца с Бахом - не было бы великих рождественских ораторий, классических шедевров, на которые ориентируются, иногда даже пытаясь вступать в конкуренцию, люди последующих веков. К числу подобных образцов следует отнести и посвященные Рождеству страницы генделевского «Мессии». С другой стороны, великие сочинения появляются неслучайно, их авторы откликаются на запросы времени. И в количественном, и в духовном, художественном отношениях расцвет ораториального жанра приходится на те самые XVII-XVIII столетия, о которых я до сих пор и говорил. В это время, кстати, появляются замечательные рождественские сочинения и в других жанрах: инструментальные концерты (самый знаменитый из них - пера Арканджело Корелли), обработки для инструментов французских традиционных рождественских песенок - ноэлей...
Я бы не стал говорить о последующих веках как об эпохе полного упадка духовной музыки: традиции, заложенные ранее, продолжали существовать. Но та же упомянутая вами Рождественская оратория Сен-Санса (1858) гораздо скромнее и проще по стилю тех образцов, на которые молодой еще тогда французский композитор ориентировался.
Шютц, Бах, Гендель привнесли в свои духовные сочинения богословски выверенную и человечески пережитую мысль, во всех своих тончайших нюансах запечатленную средствами музыкального языка их времени. Композиторам последующих эпох сделать нечто сопоставимое, пожалуй, не удалось. Да от них этого, пожалуй, и не требовалось.
|
Оливье Мессиан выстраивает ряд впечатляющих иллюстраций истории Рождества |
- Какие интересные сочинения на рождественскую тему (не обязательно оратории) можно назвать среди произведений ХХ века? В чём, на Ваш взгляд, причина нынешнего упадка жанра?
- ХХ столетие и в самом деле не оставило нам великой Рождественской оратории. Тем не менее, ряд выдающихся произведений на рождественскую тему был создан. В частности, это, конечно, органный цикл Оливье Мессиана «Рождество Господне» (1935), включающий 9 пьес («медитаций»), в основном на традиционные рождественские сюжеты («Богоматерь и Дитя», «Пастухи», «Ангелы», «Волхвы»). Соединяя индийские и древнегреческие ритмы, цитаты и аллюзии григорианских песнопений и элементы раги (в индийской музыке - серия из пяти и более нот, на которых строится мелодия - «ТД»), Мессиан выстраивает ряд впечатляющих иллюстраций истории Рождества, приводя свой цикл к экстатическому, далекому от обычного молитвенного настроения ликованию («Бог среди нас»); от переливающихся звучаний органа в этой последней из пьес цикла поистине захватывает дух...
Более 60-ти лет проработав органистом парижской церкви Святой Троицы, Мессиан считал своим призванием выражать «истины католической веры». Тем не менее, рискну высказать мысль, что не только музыкальный язык и образность его церковной музыки являют собой синтез различных традиций - сама ее догматическая суть не укладывается в рамки ортодоксального христианства. И нечто подобное можно наблюдать у многих великих композиторов прошлого и нынешнего столетий: осознанное, прочувствованное и ответственное духовное творчество сегодня редко укладывается в русло не только конфессиональное, но и «общехристианское». Приведу лишь пару примеров. Наша знаменитая соотечественница, София Асгатовна Губайдуллина, будучи православным человеком, в своем творчестве осуществляет продуманный синтез «западного» и «восточного» элементов. И это касается не только разнообразных элементов музыкального языка и музыкального мышления, но также религиозных идей и образов. Замечательный английский композитор, Джон Тавенер, начиная свой творческий путь как католик, перешел впоследствии в православие, написав ряд сочинений на канонические тексты, в том числе на русском языке; в последних же его произведениях ощутимо увлечение Востоком, Кораном и мусульманской мистикой (суфизмом).
Я не стану рассуждать на тему, почему музыка выдающихся современных композиторов, в том числе людей церковных, не следует строго положениям христианского учения. Замечу лишь, что подлинная Рождественская оратория предполагает если не прямое цитирование Евангелий от Луки и от Матфея, то верность духу и букве их благовестия. История жанра связана с развитием богословия Младенца Христа, с новым, отвечающим духовным запросам современников, осмыслением этого святого образа.
- Кого из русских композиторов, в том числе наших современников, можно выделить как авторов рождественских произведений?
- В русской музыке, да и в нашей культуре в целом, наверное, праздник Рождества часто воспринимается как фольклорное явление, с сильными языческими акцентами. Наложение языческих элементов на собственно христианские в народном православии воспринималось многими нашими интеллигентами как истинно национальная черта. Одним из первых замечательных образцов претворения рождественского фольклора стала, между прочим, еще опера Николая Андреевича Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» (1895). Подобный подход и видение праздника преобладают и до сих пор. Успех снискала, например, кантата Алексея Львовича Ларина «Рождественские колядки» (1992), сочинение симпатичное, хотя и немного «сувенирное», своеобразный венок русского, украинского и белорусского фольклора. Гораздо оригинальнее и интереснее, на мой взгляд, оказался проект преуспевающего композитора Павла Карманова «Вертеп» - традиционное рождественское действо «на новый лад». В премьере этого сочинения, состоявшейся на святки 2002 года, участвовали такие коллективы, как ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», коллектив Татьяны Гринденко Opus Posth, ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, камерный оркестр «Гнесинские виртуозы», рок-группа «Вежливый отказ». Сочетание музыки разной (фольклор, церковное пение, рок, «классика») в данном случае получилось довольно органичным; не знаю, исполнялся ли «Вертеп» впоследствии, но премьера оставила яркое впечатление. В качестве рождественской музыки несколько иного рода назову пьесу того же Карманова «Семь минут до Рождества» - красивое, светлое и не лишенное изящества сочинение в свойственной этому автору «минималистической» манере. Духовных глубин и богословских мыслей вы здесь, конечно, не найдёте, но своих целей автор вполне достиг; «Семь минут» погружает слушателей в атмосферу радости, уюта и покоя не хуже «аутентичных» старинных инструментальных пьес - рождественских пасторалей.
Читайте также:
«Рождественская оратория» архиепископа Илариона: святочный подарок университетского храма
Музыкальная проповедь. Алексей Пузаков о творчестве архиепископа Илариона
Архиепископ Иларион: «Для меня очень важно, как публика реагирует на мою музыку»
Tweet |
Вставить в блог
Рождественская оратория: история вопроса11 января 2010
|
Поддержите нас!