rss
    Версия для печати

    Последний нулевой

    Заканчивается 2009 год - последний из "нулевых" годов, как метко, с подтекстом стали называть уходящее десятилетие. Сегодня трудно сказать, как мы будем смотреть на этот год из "две тысячи десятых", "двадцатых" и, если доживем, "тридцатых". Но, оглядываясь на него из сегодняшнего дня, можно выделить несколько ярких и важных событий и процессов, оценить, что этот год собою открыл, о чем напомнил, на какие мысли навел.

    Новый Патриарх

    Для людей, хоть отдаленно относящихся к Православной Церкви - а таких в нашей стране все же огромное большинство - главное событие уходящего года сомнению не подлежит: это избрание митрополита Кирилла на Московский патриарший престол. Последний «нулевой» год стал еще и нулевой отметкой в новой главе жизни Русской Церкви. Человек больших дарований, энергичный, яркий, с глобальным взглядом, он сразу начал говорить от имени Церкви на другом языке. Свою главную задачу Патриарх Кирилл видит в сокращении разрыва между номинальными православными (по разным оценкам, от 60 до 80 процентов россиян) и реальными прихожанами РПЦ (по разным оценкам, от 2-3 до 10-15 процентов россиян). Он встречается с молодежью на стадионах, меняет структуру управления Церковью, создает новые образовательные структуры, активизирует политику церковной Москвы на Украине и шире - во всем мире, а главное - ведет себя как независимый партнер по отношению к государственной власти.

    В тронном зале Патриарха раньше стояли изобретенный при покойном Патриархе Алексие II патриарший штандарт и флаг Российской Федерации. Патриарх Кирилл подчеркивает, что он - не патриарх Российской Федерации, а глава наднациональной Церкви «Святой Руси», духовный лидер «Русского мира», попутно развивая эти новые пост-имперские идеологемы. Поэтому теперь в его тронном зале патриарший штандарт возвышается над пятнадцатью государственными флагами - всех стран бывшего СССР, кроме Грузии и Армении, но с дополнением Японии и Китая, где разных размеров и юридического статуса Православные Церкви возникли в свое время как результат русской миссии.

    При этом звучавшие в начале года опасения, что избрание митрополита Кирилла патриархом приведет к возможному расколу Русской Церкви на «традиционалистов» и «модернистов», к концу года пока не подтвердились. 

    Кто главнее?

    Если в церковном руководстве 2009 год был ознаменован взрывом активности и большими надеждами, то в государственном руководстве, политической и общественной жизни России выявились признаки стагнации, а витающая в воздухе ностальгия по позднесоветскому времени материализуется не самым лучшим образом.  Проходившие в октябре местные выборы оказались сверх-зарежиссированы даже по устоявшимся в нашей стране стандартам «управляемой демократии», показав дно этой системы. Похоже, что дальше - только 99.9 процентов голосов за «нерушимый блок имярек и беспартийных». Или нужны какие-то существенные перемены.

    Главной политической темой в уходящем году, увы, оставался вопрос «Кто главнее - Путин или Медведев?», а выдвигавшиеся обоими руководителями более содержательные темы, как правило, тонули в море апатии и недоверия. И все это даже несмотря на то, что по крайней мере первый этап экономического кризиса оказался, по оценкам специалистов, не таким страшным, как ожидалось еще в начале года. А рост цен на нефть привел к некоторой стабилизации обвальных процессов уже с середины 2009-го. Однако, хотя с экономической точки зрения российским властям пока удается сохранять свое «тефлоновое покрытие», среди думающей и деятельной части общества остается все меньше и меньше энтузиастов нынешних руководителей страны. А что если, как предрекают многие, нам предстоит еще вторая волна кризиса или затяжной спад? Ведь казалось, что Россия прочно устала от революций!

    Привет от Обамы

    В отсутствие собственных политических перемен остается подпитываться политическими переменами, докатывающимися до нас из-за рубежа. Уходящий год начался с окруженной небывалой глобальной эйфорией инаугурации Президента США Барака Хусейна Обамы. Вот уж где желание - и смутность - перемен зашкаливали за все показатели. Лозунг «Да, мы можем» каким-то образом не требовал объяснения, что именно они могут. А требование «перемен» - разбора, перемены к чему конкретно. Либеральный чернокожий превосходный оратор просто взяли и повел, как крысолов, жаждущую перемен публику. «Президент США - это наш светский либеральный Папа Римский,» объяснял мне причину всеобщего восторга коллега-европейский журналист.

    В России приход к власти Обамы был встречен куда более скептически, чем в большей части мира - дескать, ни от какой американской Администрации ничего хорошего ждать не приходится. Однако постепенно это отношение начало меняться, а с ним и ставший было законодателем мод официальный анти-американизм. Ключевым с точки зрения нашей страны событием, создавшим новую ситуацию доверия, стало не начало «перезагрузки» и даже не июльский визит Обамы в Москву, а его сентябрьское  решение отказаться от размещения системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Многолетний раздражитель в российско-американских отношениях был снят, а новая система ПРО, объявленная как замена, пока спокойно воспринимается отечественной военно-политической элитой.

    Немаловажным для нее оказалось, что Обама сдержал слово, выполнил то, что пообещал российским лидерам. При Буше такого, как говорят, не случалось. Парадоксальным образом, Россия и США заканчивают 2009 год, так и не подписав договора, заменяющего истекший в начале декабря СНВ-2. Можно представить себе, какой шум и гвалт поднялся бы по этому поводу, случись подобное год назад. А сегодня это уже никого и не волнует. Заверения в том, что на переговорах достигнут «существенный прогресс» и договор вот-вот будет готов, оказывается вполне достаточно. Вот что значит чуть сдвинуть уровень доверия!

    Memento Mori

    Говоря о присутствии России на международной арене в уходящем году, нельзя не вспомнить загадочную историю так называемого похищения и потом чудесного обретения сухогруза «Arctic Sea». Пройдут десятилетия, какие-то дела будут рассекречены, и, думается, не один детективный роман или фильм напомнят нашим потомкам о 2009 годе.

    А из событий внутренней жизни уходящий год, увы, прежде всего врезался в память смертями, в том числе насильственными. Демонстративное убийство в центре Москвы адвоката-правозащитника Станислава Маркелова и журналистки, студентки Факультета журналистики МГУ Анастасии Бабуровой,  демонстративное убийство на территории Ингушетии правозащитницы Наталии Эстемировой --  что добавляют они к атмосфере в стране и обществе? Ужаса, смятения, ощущения безнаказанности, злобы!

    Вот и убийство священника-миссионера Даниила Сысоева, всколыхнувшее на какое-то время общество. Независимо от того, кого в итоге признают виновными в этом убийстве (или никого не признают?), оно скинуло покров благостности с межрелигиозного миром в России и показало, что и в «мирное время» бывает мученичество. А вслед за ним подольский священник Александр Филиппов почти за так, за замечание в подъезде. На могильных крестах у них будет стоять число 2009.

    Немножко из другой оперы, но тоже ставшая симптоматичной пьяная стрельба майора милиции Евсюкова и высвеченная ею целая череда случаев насилия со стороны милиционеров, ставшая прелюдией к объявленному президентом плану реорганизации МВД. Забудем ли мы о нем уже в будущем году или нет? То же самое можно сказать и о смерти в СИЗО адвоката Сергея Магницкого, активизировавшей разговоры о реформе системы предварительного заключения и исправления наказаний. Время покажет, пойдут ли эти реформы дальше разговоров. Кто знает, может и здесь 2009 год станет точкой отсчета? Или точкой еще одной потери доверия?

    Конец года вообще оказался богат чрезвычайными ситуациями с гибелью большого количества людей. Саяно-Шушенская ГЭС, «Невский экспресс» и клуб «Хромая лошадь» следовали друг за другом с ужасающей регулярностью, вызывая у одних вопли «Доколе!», у других -- горе потерь, у третих - мужество и бессонные ночи при спасении людей, у четвертых - мысли о вечности, о том, что мы никогда не знаем, где и как подстерегает нас смерть. Но при всем при том, если, празднуя приход нового 2010 года мы хоть чуть-чуть обратим внимание на такую скучную и неромантическую материю как противопожарная безопасность, в этом будет хоть маленький урок нашему бесцеремонно относящемуся к своим жизням народу.

    Призрак Сталина

    Еще уходящий год остался в памяти своими юбилеями. 70-летие Пакта Молотова-Риббентропа и начала Второй мировой войны, 20-летие падения Берлинской стены, 130 летие со дня рождения Сталина, 10-летие ухода Бориса Ельцина. Так или иначе, вокруг этих дат - а еще и вокруг отреставрированной станции метро «Курская», книжки протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России», шашлычной «Антисоветская» и статьи Александра Подрабинека - с заметной регулярностью вставал в ушедшем году призрак советского прошлого и легионы желающих его «защититить» и поднять на знамя. А центральным символом этого советского прошлого неожиданно встает призрак диктатора Сталина.  И голосов Президента Медведева, Патриарха Кирилла и других весомых голосов пока явно недостаточно, чтобы повернуть вспять эту зловещую тенденцию. Как-то отзовется она в будущем году, когда мы будем праздновать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне? Ведь еще чуть-чуть, и действительно объединявший всех людей «Русского мира» святой праздник превратится - через политическую на нем спекуляцию, через попытку строить на нем постсоветскую российскую идентичность - в еще одну глубокую борозду, разделяющую тело нашего народа.

    Обретение себя  

    Получился довольно мрачный взгляд на уходящий год. Совсем непраздничный. Из хорошего отложилось в памяти, что в этом году, благодаря увеличившимся штрафам, водители стали пропускать пешеходов в Москве на переходах. А классическая радио-станция «Орфей» получила, наконец, в Москве FM-частоту. Это говорит о том, что наш город в завершающемся году стал немножко более цивилизованным.

    Но, впрочем, все эти оценки весьма индвидуальны. В завершающемся году мы встречались и расставались, влюблялись и рожали детей, теряли одну и находили другую работу. Или не находили. Или теряли близких. Или обретали себя. И для многих из нас именно этими красками будет окрашен в памяти 2009 год. А мы тут Вам про Обаму рассказываем!

    С Новым Годом, с Новым десятилетием!

    Вставить в блог

    Последний нулевой

    29 декабря 2009
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Дмитрий7.01.2010 8:20 #
    1937-й. ГУЛАГ. Новичок причитает в Сибирском бараке: "двадцать пять лет...НИ ЗА ЧТО!!!...двадцать пять лет лет...НИ ЗА ЧТО!!!" " Ему в ответ: "Хватит врать. Ни за что дают не больше десяти."

    С Новым Годом!
    Семен, Москва30.12.2009 17:20 #
    Статья выдержана в совершенно западно-либеральном духе. Мой опыт общения с редакцией в так называемом дискуссионном клубе, где меня, как в синагоге, постоянно подвергают "обрезаниям", убедил меня в том, что "ТД" только по имени журнал христианского направления, а на самом деле - это в высшей степени соблазнительный журнал.

    Чтобы это было понятно, я сошлюсь только на одно место в статье г.Золотова. Он сетует, что народ продолжает любить Сталина, несмотря на все усилия лидеров либеральных идеологов. А может быть народ прав, а заблуждаетесь вы? Задумайтесь об этом в наступающем году.
    Желаю Вам быть скромными и смелыми.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru