Tweet |
С первой же встречи в 1992-м году меня поразило столь редкое у нас сегодня сочетание у Святейшего Патриарха глубокого религиозного и тщательного научно-исторического подходов к осмыслению и прошлого, и настоящего, и будущего нашей Церкви и нашего Отечества. Религиозность его мировосприятия созидает фундамент очень прочной концепции, в основе которой и признание Божией воли в человеческой истории, и сознание постоянности человека в его онтологической связи с Богом, и понимание того, что человек - как он есть сам по себе - неизменен во все исторические времена: и сегодня, и тысячу лет назад человека борят все те же страсти и искушения, он и сегодня, как и тысячу лет назад, получает поддержку в вере и укрепляется в ней любовью и милостью Божией.
Как-то в беседе Святейший Патриарх сказал мне: «Ведь не думаете Вы, что когда будет Божий Суд, современного человека спросят «сколько ты знал»? Или - какие книги ты написал? Или - какие технологии ты освоил? Его, как и тысячи лет назад, спросят: навестил ли ты больного друга? Примирился ли ты со своими родными и близкими? Дал ли ты, когда страждущий просил тебя?». Эти вопросы можно было задать и тысячу лет назад, и сегодня, и через тысячу лет.
Такое, характерное для Святейшего Патриарха, религиозное восприятие человека и мира стократно повышает значимость истории в жизни человека и общества: ибо история не начинается заново с каждой новой эпохой, а является живым свидетельством единого пути человека к Спасению, с множеством отступлений и даже предательств своего предназначения, но - единого. Вот почему Патриарх был столь укоренен в истории и в сознании ее ценности для настоящего и будущего: из нее можно и нужно извлекать уроки. Вот почему он стремился к точности исторических фактов и вдумчивости и объективности их трактовки - ошибка или искажения могут отразиться и на понимании современности, и на верности планов на будущее.
Этот подход реализован самим Святейшим Патриархом в книге о Православии в Эстонии, где он, чтобы обеспечить корректность и точность оценок, задействовал весь современный инструментарий церковной и исторической науки: работу предшественников, архивные изыскания, филологические экскурсы, статистику, анализ периодики, агиографические свидетельства, мемуары. Святейший Патриарх не только теоретически, но и эмпирически, своим собственным исследовательским трудом доказал, что истина едина и для светской, и для церковной науки. Что воздвигнутое атеистической традицией разделение между наукой и Церковью не более чем «искусственное средостение». Разрушение этого «средостения» в отечественной науке, осознание единства истины - еще одно достижение Святейшего Патриарха Алексия и как главы Церкви, и как ученого и мыслителя.
Сергей Кравец — руководитель Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия»
Из книги Ольги Климашевской "Путем Христовым"
Tweet |
Вставить в блог
Сергей Кравец: Святейший Патриарх как мыслитель4 декабря 2009
|
Поддержите нас!