В Музее современной истории России (Тверская, 21) проходит выставка «Обратная перспектива. Предметный мир восточного и западного христианства середины XIX в. — XX вв.», организованная Государственным центральным музеем современной истории России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Банка «Интеза» совместно с Отделом внешних церковных связей Русской Православной Церкви, Апостольской нунциатурой (дипломатическая миссия Ватикана) в Российской Федерации и Службой литургических церемоний Верховного Понтифика Ватикана.
Tweet |
Экспонаты, собранные для участия в выставке «Обратная перспектива», представляют историю Православной и Католической Церквей за последние сто лет. На выставке представлены церковные облачения и утварь из собраний Апостольской Нунциатуры в Российской Федерации, Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, московских католических приходов Собора Непорочного Зачатия Девы Марии, храма Святого Людовика Французского, фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России и Государственного исторического музея.
По словам генерального директора Музея современной истории России Сергея Архангелова, среди всех выставочных проектов музея выставка «Обратная перспектива» занимает особое место. «Она представляет собой уникальную возможность представить широкой публике аспект не столько теологический, сколько культурный, экспонируя символику восточной и западной ветвей христианства в литургическом облачении и церковной утвари. Мы убеждены, что данная выставка станет одним из важнейших событий в духовной и культурной жизни России и послужит делу укрепления межцерковного сотрудничества и дальнейшему развитию культурных связей между Россией и Ватиканом», — отметил Архангелов.
Согласно художественной концепции, разработанной и реализованной архитектором Алексеем Лобановым, экспонаты выставляются не в хронологическом порядке. «Мы предлагаем полюбоваться облачением иерархов, не проводя жесткого разделения на Православие и католицизм. Мы не противопоставляем Церкви друг другу, а хотим подчеркнуть, что обе они существуют в лоне единой христианской религии», — сказал Лобанов.
Говоря о художественном решении выставки, он отметил: «Обе конфессии было решено представить на одной условной плоскости. Выставка проходит на территории России, поэтому в качестве художественного решения был выбран характерный для неё материал — дерево. Кроме того, дощатая, искусственно состаренная поверхность, которая идёт через все залы, составляет и организует самодостаточное изобразительное пространство — идеальное для демонстрации наших великолепных экспонатов».
По словам Лобанова, название выставки «Обратная перспектива» — это отсыл к той изобразительной системе, которая широко использовалась и в Европе, и на Руси. «Пришедшая вместе с византийскими живописцами на Русь обратная перспектива воспринималась легко любым человеком, даже не имеющим специального образования. Именно в обратной перспективе видятся предметы, рассматриваемые с близкого расстояния. Благодаря свойству человеческого глаза автоматически перечитывать изображения, находящиеся ближе одного-полутора метров, в обратной перспективе, мы, к примеру, видим обе стороны ладони, поставленной ребром вдоль линии носа. Предмет, поднесённый достаточно близко к глазам, открывается зрителю в обратной перспективе своими невидимыми гранями. Более того, эти грани можно рассматривать одновременно», — рассказал Лобанов.
Он добавил: «На основе этой мысли складывалась символика выставки. Её эмблемой стал условный крест, который раскладывается на плоскости обратной перспективы. Каждая из этих плоскостей имеет сюжетное наполнение, символизирующее основные темы экспозиции. С одной стороны, это орнаменты русских тканей, которые используются для создания одеяний представителей Православной Церкви, с другой стороны — кружева, которые традиционно применяются в облачении понтификов и высшего духовенства Ватикана. Таким образом, мы хотим донести до наших зрителей идею, что Православная и Католическая Церкви — это грани и части единого целого».
Выставка «Обратная перспектива» продлится до 8 декабря 2013 года.
В дальнейшем экспозиция будет перевезена в Суздаль для демонстрации на выставочных площадях Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря) в период с 19 декабря 2013 по 26 января 2014 года.
По словам генерального директора Музея современной истории России Сергея Архангелова, среди всех выставочных проектов музея выставка «Обратная перспектива» занимает особое место. «Она представляет собой уникальную возможность представить широкой публике аспект не столько теологический, сколько культурный, экспонируя символику восточной и западной ветвей христианства в литургическом облачении и церковной утвари. Мы убеждены, что данная выставка станет одним из важнейших событий в духовной и культурной жизни России и послужит делу укрепления межцерковного сотрудничества и дальнейшему развитию культурных связей между Россией и Ватиканом», — отметил Архангелов.
Согласно художественной концепции, разработанной и реализованной архитектором Алексеем Лобановым, экспонаты выставляются не в хронологическом порядке. «Мы предлагаем полюбоваться облачением иерархов, не проводя жесткого разделения на Православие и католицизм. Мы не противопоставляем Церкви друг другу, а хотим подчеркнуть, что обе они существуют в лоне единой христианской религии», — сказал Лобанов.
Говоря о художественном решении выставки, он отметил: «Обе конфессии было решено представить на одной условной плоскости. Выставка проходит на территории России, поэтому в качестве художественного решения был выбран характерный для неё материал — дерево. Кроме того, дощатая, искусственно состаренная поверхность, которая идёт через все залы, составляет и организует самодостаточное изобразительное пространство — идеальное для демонстрации наших великолепных экспонатов».
По словам Лобанова, название выставки «Обратная перспектива» — это отсыл к той изобразительной системе, которая широко использовалась и в Европе, и на Руси. «Пришедшая вместе с византийскими живописцами на Русь обратная перспектива воспринималась легко любым человеком, даже не имеющим специального образования. Именно в обратной перспективе видятся предметы, рассматриваемые с близкого расстояния. Благодаря свойству человеческого глаза автоматически перечитывать изображения, находящиеся ближе одного-полутора метров, в обратной перспективе, мы, к примеру, видим обе стороны ладони, поставленной ребром вдоль линии носа. Предмет, поднесённый достаточно близко к глазам, открывается зрителю в обратной перспективе своими невидимыми гранями. Более того, эти грани можно рассматривать одновременно», — рассказал Лобанов.
Он добавил: «На основе этой мысли складывалась символика выставки. Её эмблемой стал условный крест, который раскладывается на плоскости обратной перспективы. Каждая из этих плоскостей имеет сюжетное наполнение, символизирующее основные темы экспозиции. С одной стороны, это орнаменты русских тканей, которые используются для создания одеяний представителей Православной Церкви, с другой стороны — кружева, которые традиционно применяются в облачении понтификов и высшего духовенства Ватикана. Таким образом, мы хотим донести до наших зрителей идею, что Православная и Католическая Церкви — это грани и части единого целого».
Выставка «Обратная перспектива» продлится до 8 декабря 2013 года.
В дальнейшем экспозиция будет перевезена в Суздаль для демонстрации на выставочных площадях Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря) в период с 19 декабря 2013 по 26 января 2014 года.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.