rss
    Версия для печати

    Димитриос Яламас: «Не верю, что на Афоне бывают туристы». Часть 1

    На Афон никто не приходит случайно. В XX веке история Святой Горы едва не закончилась, но она пережила «второе рождение». «На Афоне важно не время, а отношение человека к Богу», - считает доцент филологического факультета МГУ, Советник по культуре Посольства Греции в Москве Димитриос Яламас.

     


     Димитриос Яламас

      Справка: Димитриос Афанасьевич Яламас - дипломат, исследователь русско-греческих литературных и культурных связей, специалист в области неоэллинистики, палеографии и кодикологии. В 1986-м году окончил Афинский национальный и каподистрийский университет. Во время учебы дополнительно изучал греческую палеографию в Историко-палеографическом архиве МИЕТ. В рамках научных экспедиций изучал на Афоне греческие и славянские рукописи и старопечатные книги в библиотеках Ивирского, Ваттопедского, Ставроникитского, Симонопетрского и Свято-Пантелеймонова монастырей. В 1986-м году поступил в аспирантуру при кафедре русского языка филологического факультета МГУ. В 1992-м году защитил кандидатскую диссертацию «Филологическая деятельность братьев Лихудов в России». В 2001 году - докторскую диссертацию «Значение деятельности братьев Лихудов в свете греческих, латинских и славянских рукописей и документов из российских и европейских собраний». В 1996-2009 г.г. - заведующий Кафедрой византийской и новогреческой филологии.

      Афон - не место для туризма

     

       
    "Афон - это не такое место, куда можно поехать на один-два дня".

    - Димитриос Афанасьевич, грекам очень повезло: они могут взять - и на выходные поехать на Афон...

    - Афон - это не такое место, куда можно поехать на один-два дня. Мы настолько перегружены нашими заботами, что два-три дня уйдет только на то, чтобы разрядиться от всего этого и настроиться на совершенно иной ритм. Перестать думать о сиюминутных проблемах и деловых вопросах и сосредоточиться на духовной жизни: молитве, богослужении.

    Поэтому я не верю, что на Афоне бывают туристы.

    От туризма спасает то, что туда нельзя женщинам, поэтому семьей туда не поедешь. А чтобы мужчина бросил все и на неделю поехал на Афон, для этого должна быть веская причина. Один старец мне однажды сказал, что случайно сюда никто не приходит. Афон - это сад Богородицы и туда никто не приходит просто так, если сама его не позовёт.

    - В первую поездку надо как-то по-особому настроиться?

    - В первую очередь, нужен опытный человек, который поможет сориентироваться, иначе потеряешь много времени, прежде чем поймешь, куда тебе нужно идти и что делать.

    Я впервые попал на Афон в 1980-м году на Пасху. Мне было 20 лет. Помню долгие и весьма утомительные службы в Филофеевом монастыре. В Великий Четверг служили 14 часов. На протяжении этого времени я и спал, и ел, и уходил, и возвращался, а служба не прекращалась!

    В одну из первых поездок на меня произвела неизгладимое впечатление встреча со старцем Паисием Святогорцем. Мы очень долго стояли в очереди вместе с другими паломниками, которые хотели получить его благословение, ждали чего-то невероятного, а встретили простого доброго светлого человека с сияющим лицом. Мы были молодые, неопытные и не сразу поняли, с каким удивительным человеком довелось побеседовать!

    Он посадил нас во дворе, угостил помидорами из Киприанова сада, напоил водой из колодца, немного поспрашивал, чем мы занимаемся, - поговорили минут двадцать, а потом он сказал: «Ребята, я устал, мне пора молиться». Нас было трое, и один хотел побеседовать со старцем о своих проблемах. Мы встали, а он так за руку взял того, который хотел посоветоваться, и сказал: «А ты куда? Ты оставайся! Нам с тобой нужно поговорить».

    Но он нам не рассказывал, о чем они говорили.

    Такой была моя единственная встреча со старцем Паисием.

     

    «Афон - не место сбора святых»   

     

          
    "Подниматься надо два дня, а спуститься можно часа за четыре".

    - Вы были на Афоне много раз. Что особенно запомнилось?

    - Действительно, много - 30 или 32 раза. Очень много ездил в студенческие годы. Если сложить все эти дни, то получится года полтора. В 1984-м году, например, 4 месяца подряд жил в разных монастырях, большее время был в Кареях. Кареи - своеобразный «монашеский городок», в котором сохранились дух и традиции византийской эпохи. У меня там есть очень хорошие друзья-келиоты - монахи, которые живут вне монастыря в отдельных кельях. Один монах уехал на некоторое время, оставил мне ключи от кельи и продукты, и я жил один.

    Но при этом не был в изоляции, дружил и общался келиотами, которые жили рядом. С иеромонахом Николаем, представителем Пантелеймонова монастыря в Кареях, и с монахом Антонием из Карули мы каждый день служили утреню, а потом в русском представительстве в Кареях пили чай и разговаривали. Я рассказывал о Москве, они с интересом слушали.

    Мне удалось побывать на самой вершине Афона. Там есть церковь Преображения, и в престольный праздник из Лавры св. Афанасия, которая расположена у подножия Святой Горы, наверх отправляется торжественная процессия, чтобы уже наверху служить всенощную. Подниматься надо два дня, а спуститься можно часа за четыре.

    В 89-м или 90-м году мы ездили крестить одного из моих русских друзей в монастырь Симонопетра. На службе мне довелось читать Апостол, изданный в Московском Печатном дворе в XVII веке, при царе Михаиле Федоровиче и Патриархе Филарете. Наверное, только на Афоне такая древняя книга может использоваться в богослужении!

    - Много ученых ездит изучать старинные книги и рукописи?

    - Ученые могут найти на Святой Горе много интересного. Однако научная работа там имеет свою специфику. Обычная городская библиотека работает по расписанию, а афонская - когда позволяет общая жизнь монастыря. Если будет Страстная неделя или большой праздник, библиотеку не откроют. И если монах, который ее обслуживает, заболеет, надо будет ждать, когда он выздоровеет, потому что его некем будет заменить.

    У них совсем другое представление о времени. Время не так важно.

    - А что важно?

    - Отношение человека к Богу. Однажды была какая-то неприятная ситуация между монахами, и я спросил у одного старца: «Как, у вас люди даже могут ссориться?». Он ответил: «А у нас тут не место сбора святых, а место сбора горьких слез покаяния». Ради этого люди уходят на Афон.

     Продолжение следует...

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Виталий, Новый уренгой23.07.2012 19:35 #
    Димитрий, скажите пожалуйста, каким образом люди уходят на Афон? Сколько раз необходимо посетить Гору, что бы остаться там навсегда? Читал как то, что три раза, но можно ли и на второй раз? И в третий раз приеду проситься за Стену, если это будет необходимо. Спасибо.
    Димитрий, Ижевск27.10.2009 22:20 #
    Про Афон можно говорить много и долго, но все слова растворяются в афонском безмолвии.Каждый раз, когда вспоминаешь Афон, вспоминаешь сердечную тишину, исихию, если хотите.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru