Tweet |
|
Гобзева Ольга Фроловна, актриса. Окончила ВГИК. Снялась более чем в 40-ка фильмах, среди которых такие, как "Крылья", "Портрет жены художника", "Операция "Трест", "Фокусник", "Однажды 20 лет спустя". Работала в Театре киноактера с 1966-го по 1990-й год. В 1992-м году приняла монашеский постриг с именем Ольга. Живет в Москве. |
«Меня отец у Бога вымолил»
Детство у меня было очень счастливым. Мама у нас была только мамой. Она не
работала, детей в семье было пятеро, работал только отец. Родители у меня с
Рязанщины, из крестьян, у мамы в роду были монахи. Папина семья была очень
верующая. Из детства запомнилась рождественская елка, она подсвечивалась синим
огоньком и казалась волшебной. На нее вешались мандарины и конфеты, яблоки из
нашего сада.
Мы жили очень скромно, единственное, что сумели, - каким-то чудом построить
дачку. Папа работал шофером, его несколько раз пытались продвинуть по служебной
лестнице, он всегда отказывался и говорил: «Подальше от царей, голова будет
целей». Он жил в годы репрессий, всегда был верующим, в нашем доме никогда не
гасла лампадка. Папа жертвовал нашим материальным благополучием в пользу
духовного содержания. Я на всю жизнь запомнила, как он стоял перед образами на
коленях и подолгу молился, как монах. А мы, дети, катались на его спине, когда
он поклоны клал.
Так что я с самого раннего детства училась с отцом класть поклоны Богу. А в
пять лет я очень тяжело заболела воспалением легких и чуть не умерла, отец меня
вымолил. Это я знаю твердо, в семье всегда об этом говорили.
Почему в артистки пошла? Я еще школьницей попала в кружок художественного слова
при Доме пионеров. Поскольку у меня получалось красиво рассказывать стихи, мне
все говорили: «Вырастешь - артисткой станешь». Помню, на одном из конкурсов я
заняла первое место, читала рассказ Чехова «Событие». И Ольга Леонардовна
Книппер-Чехова поцеловала меня в макушку. Я долго ходила под впечатлением, что
меня от Чехова отделял один поцелуй.
Пушкина до сих пор просто обожаю, а в детстве столько знала его стихов, что
могла играть в вопросы-ответы исключительно стихами Пушкина.
Когда окончила школу, мне сказали, что для театра я слишком естественна. Потому
лучше идти учиться во ВГИК. С первого раза я не поступила, удалось только со
второй попытки. Окончила мастерскую Бабочкина и очень благодарна этому.
Бабочкин - прямой ученик школы Станиславского. Ученик ученика Константина
Сергеевича. Я хорошо училась, много читала литературы по актерскому мастерству.
Меня привлекало, что Константин Сергеевич исследует природу человеческого духа.
Сниматься в кино стала рано, с первого курса института. Моя первая картина -
«Эй, кто-нибудь!». Снималась в паре с Володей Ивашовым, помню, Михаил Ильич
Ромм очень хвалил картину и мою работу. Чем и вдохновил меня на дальнейшие
подвиги (улыбается).
Мне пророчили театр, но чем-то театр меня останавливал. Что-то меня в нем не
удовлетворяло, мне редко что нравилось из увиденного на сцене. Вот в кино я,
грешница, сыграла где-то 40 ролей. Есть ли любимые? Честно, нет - это осталось
уже в другой жизни. Хотя партнеры были замечательные: Олег Даль, Юра Богатырев.
Важнее были не роли, а сама жизнь.
«Шукшин мне очень нравился...»
Мой Олег Даль навсегда остался в памяти очень тонким, интуитивным человеком. Мы
играли с ним в фильме по Тургеневу, я играла «жену» Олега. Запомнила его
бесконечную чуткость и внимание, с которым он ко мне относился. Мы наслаждались
общением друг с другом и, конечно, дружили.
Из той, актерской жизни, в сердце остался Василий Шукшин - он мне очень
нравился. Но я была не в его вкусе. Он любил крепких, ладно скроенных, а я была
худенькая, такая тургеневская девушка. Он относился ко мне с необыкновенным
юмором, в его глазах просто плясали смешинки.
Помню, мы как-то встретились с ним возле ВГИКа, он схватил меня за руку и
говорит: «Милая моя, ты видишь, я тут погибаю. Но это ладно. А ты что тут
делаешь?». В его словах было некое смешение полувопроса и полурешения, он дал
понять, что не в этой среде мне нужно быть. Рассказывал о своих встречах с
Пырьевым, это был целый монолог. Он долго меня не отпускал и все говорил,
говорил, изливал душу.
Потом, когда стали один за другим уходить из жизни мои друзья - Олег Даль, Юра
Богатырев, - я стала задумываться: что-то здесь не так. Почему люди так рано
гибнут? Меня потряс уход из жизни Изольды Извицкой.
Виновата водка? Нет, это уже следствие, причина в другом, гораздо глубже. В несоответствии
человеческой души реальной жизни. Это примерно как залетевшая в комнату пчелка
бьется в оконное стекло, так и эти люди страдали. Примеров масса: Инна Гулая, Гена
Шпаликов. От водки сгорели - это очень по-обывательски, поверхностно.
Взять того же Гену Шпаликова, я его очень любила. Это была колоссальнейшая
человеческая трагедия, его было так много. Внутри Гены была огромная глыба,
которую он просто не смог реализовать. Он задыхался.
Водка - это иллюзорный способ примириться с жизнью.
А вот Андрей Тарковский - он снимал все, что хотел, его фильмы, которые он снял
в России, - самые настоящие произведения киноискусства. А то, что делал за
границей, все было не то. Мне кажется, Тарковский заболел раком только потому,
что покинул Родину.
Поклонники ночевали у двери
Одна из черт моего характера, за которую я сегодня каюсь перед Богом, - это
стремление к свободе. У меня в кино получалось работать только с тем режиссером, который
учитывал мою индивидуальность. Любое давление не выносила, уходила сразу.
Знаете, что самое трудное для меня было после пострига? Эта самая ахиллесова
пята актерской профессии - желание нравиться. Это, конечно, ловушка для
Золушки. Всем нравиться нельзя. Это не творческое состояние. Это игра. Нравлюсь
я вам или нет - это ваши проблемы. Когда была артисткой и ловила на себе
вожделеющие взгляды мужчин, то очень стеснялась этого. Если очень настойчивые
были ухаживания, то тушевалась и не знала, как себя вести. Один очень известный
сценарист, не буду называть фамилию, даже ночевал у двери моей квартиры, прямо
на лестничной площадке. Мне было очень досадно.
Меня часто спрашивали - а не трагическая ли любовь подвигла меня принять
монашеский постриг? Нет, такой любви у меня не было. Мой невстреченный мужчина
был в моих мечтах нарисован таким... из белогвардейцев. Я больше всего на свете
люблю Бога и сына. С отцом моего ребенка у меня был период влюбленности,
увлечение, что ли. Но у нас оказались разные духовные составляющие. Мы прожили
вместе 14 лет, и он сам ушел. Для меня это было очень важно. Я не могла сама
его оставить. Ему было со мной очень трудно, у меня слишком завышенные требования.
Что было последним доводом в пользу принятия иноческого пострига? Я играла
главную роль в одном из спектаклей Театра киноактера - такую знойную испанку,
мне очень нравилась эта роль, я с большим наслаждением ее играла. Помню, мой
сын был тогда подростком и не пропускал ни одного спектакля. Святослав был
главным моим критиком. Как-то в антракте, в кулисах, я окликнула сына, а он
прошел мимо и не отреагировал. Через минуту режиссер мимо прошел, не сказав не слова.
Странно, подумала я. Войдя в гримерку, подошла к зеркалу и ужаснулась: я
увидела другого человека, другую женщину. Нос с горбинкой, другое лицо. На меня
глядела испанка. А я рязанская... И только пошевелив пальцами, поняла, что
перед зеркалом стою я. Помню то состояние ужаса, которое охватило меня тогда.
Как в тот вечер доиграла спектакль - не помню. Это был последний спектакль в
моей жизни. В тот вечер я с ужасом поняла, что впустила в себя другого
человека.
Был еще момент в жизни: вышла из электрички и с сыном переходила железную
дорогу, неожиданно выскочил поезд. Меня спасла доля секунды, состав по юбке
чиркнул. До сих пор в глазах белое от ужаса лицо машиниста, я только по губам
догадалась, что он в ту минуту говорил. Я тогда же задала себе два вопроса -
почему и для чего Господь оставил нас живыми?
Будучи актрисой, я не была воцерковленным человеком, но после этого тут же
пошла в храм и стала искать ответы на эти вопросы. Мне Господь послал дивного
священника - после встречи с ним у меня стала выстраиваться другая жизнь.
Вскорости стала сниматься в одном из фильмов, съемки были в Каунасе. Очень
готовилась к своим ролям: тщательно учила текст, писала планы, подтексты.
Прихожу на площадку, а режиссер пьяный и неадекватный. У меня накопилась обида.
Я пошла в храм и говорю батюшке, что больше не могу так. Что купила билет на
поезд и уеду в Москву. А батюшка мне отвечает: «Усмири гордыню, милая, ты
уедешь, а вся ваша группа перестанет получать зарплату». Меня это поразило,
думаю, какой эгоизм. Осталась.
Потом, через несколько недель, была в Киево-Печерской лавре. Один монах меня
увидел и говорит: «О, а я тебя в кино видал». «Батюшка, какое кино! Я сюда
молиться пришла!», - воскликнула я в сердцах. Он улыбнулся в ответ, угостил меня
вкусным помидором и сказал: «А ты матушкой будешь...». Я это восприняла как
неожиданный комплимент.
Снималась много в Киеве, украинские режиссеры меня любили. Последний фильм в
моей жизни был по Чехову - «Господи, прости нас грешных». Я там играла в паре с
Богданом Ступкой монахиню. Помню, кто-то сказал режиссеру: «А ты где монашку
взял на съемку?». Он засмеялся и ответил: «Так это же Ольга Гобзева». Я была
правдива в той роли, это уже было мне душевно очень близко.
Наверное, я ушла из актерства только потому, что поняла: жизнь проходит в
иллюзиях. Маска прирастает. Жизнь гораздо интересней любой роли.
Как пришло решение постриг принять? Я была в Воронеже на православной
конференции, на дворе стоял 1992-й год, к тому времени я много принимала
участия в церковной жизни, вела занятия в воскресной школе. Там были монахини
из Иванова, из женского монастыря. И как-то они меня пригласили в монастырь
поговеть, наступал Великий пост. Мне было интересно, и я поехала. Первую неделю
очень строго говела, все вытерпливала, причем легко. В один из дней я увидела
владыку Амвросия - высокий, седой, с сияющим лицом. В то время он был
архиепископом Ивановским и Кинешемским. Подошел ко мне и надел на мою одежду
подрясник, покрыл черный платок и дал в руки четки. Я просто обмерла, это было
для меня как чудо.
А на следующее воскресенье меня попросили примерить клобук, я примерила и
ужаснулась, глядя на себя в зеркало. На меня смотрело нечто страшное. Это было
такое искушение, видимо, лукавый не хотел этого. Я обледенела от страха.
Через несколько дней мне принесли кулек с монашескими одеждами и начался обряд
посвящения в инокини. Стоя на ногах, я была мертвая. У меня все замерло внутри.
Это было какое-то летаргическое состояние. Я стала оживать по мере того, как с
молитвой на меня стали надевать иноческие знаки - подрясник, апостольник,
запомнила, что владыка дал мне четки со словами «Это Ваше оружие». С каждым
новым предметом в меня входила новая жизнь.
«Актерская профессия не греховна»
После пострига я год не ходила, а летала, не касаясь земли. Такая благодать на
меня снизошла. Когда меня 17-летний сын впервые увидел в монашеском одеянии,
первое, что он сказал: «Мам, это круто». Он принял меня в новом качестве. А
сколько было искуса в начале моего иноческого пути?! Вы себе даже представить
не можете. И клевета была, и гонения. За мной на улице с палкой гонялись.
Говорили, что я у священника очки украла. Люди верили. Я была в полной изоляции
- меня не принимали и мои бывшие друзья-актеры. И новое окружение тоже не
принимало. У меня поселились две монахини, они просто разгромили мою квартиру,
выкинули на улицу всю мою библиотеку. Говорили такой бред, что монахи не должны
читать книжки. Я с этим категорически не согласна. Монахи должны быть
образованными.
Помню, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, в послушании у которого
я нахожусь, мне говорил: «Матушка, если бы такие испытания были у Вас не в
начале иноческого пути, а в конце или даже в середине его, Вы бы не выдержали».
Слава Богу, выдержала.
Говорят, что монахи угрюмые и с постными лицами. Это стереотип и не более. На
самом деле, нет более веселого и остроумного народа. Монах должен радоваться
жизни, общению с людьми.
Приезжаю на кинофестиваль «Амурская осень» в Благовещенск. В Харбин приезжаю с
актерами. Меня все радует. Улыбки людей, меня недавно китайцы чаем угощали
просто так на улице, так приятно. Радует дружба с людьми. Мне актеры очень
нравятся. Нет, актерская профессия не греховная. Греховны люди, если они
совершают проступки против совести и Бога.
Мне иногда говорят: вот ты ездишь на кинофестивали, приходишь в Дом кино. Это
мое публичное послушание. Так меня владыка благословил. Но скажу откровенно:
если меня иногда просят выступить перед зрителями, то мне это очень тяжело.
Актеры не всегда выкладываются душой, многие на технике работают. А я душу
обнажаю. И аплодисменты зала меня обжигают, это стресс, ужас... А раньше очень
нравилось. Теперь просто болею от них.
В последний раз на Шукшинских чтениях в Бийске я сказала со сцены, что то, что
почетно актеру, то позор для монаха. Люди громко захлопали, я чуть в обморок не
упала.
Сегодня я возглавляю Координационный совет женских благотворительных
организаций Русской Православной Церкви, непосредственно со мной работают
десять человек. Мы помогаем престарелым актерам, которые оказались одни. Они
когда-то создавали славу советского кинематографа, а сегодня оказались немощны
и не нужны. Мне с ними легко, они принимают меня за свою. Я очень дорожу их
доверием. Боюсь его потерять и очень охраняю их покой от назойливой прессы,
всегда спрашиваю их согласия, когда журналисты ищут их для интервью.
У меня с опекаемыми актерами только дружеские отношения, артисты - люди с очень
тонкой душой, чувствуют даже малейшую фальшь.
Мы были близки с голосом нашего детства Кларой Румяновой - она была сложным и
невероятно талантливым человеком. Бесконечно одинокой. Прекрасно понимала свою
невостребованность, очень страдала от этого. Клара была коммунисткой,
категоричной в вопросах веры, но мы с ней ладили. Мы нашли ей патронажную
сестру, которая стала ей сестрой по духу. Она скрасила ее уход из жизни.
Не сложилось у меня только с Тамарой Носовой, мы стучались к ней почти каждый
день, но она не открывала двери и отвергала всякую помощь.
Каким мне Китай показался? Китайцы очень теплые люди. Я в свое время увлекалась
китайской литературой и даже читала «Книгу перемен». В Харбине меня поразило,
что люди мгновенно чувствуют человеческую доброту. Меня они называют в мужском
роде - «монах». Многие из
переводчиков-китайцев подходили ко мне, просили молиться за них. Они не
крещенные, но я молюсь. Люди же просят. У Бога все живые. Они чувствуют в этом
что-то глубокое и настоящее.
Кладбище русское в Харбине - это просто родное место. Когда там молишься,
ощущаешь поддержку и духовную помощь от тех, кто там покоится. Как за локоток
поддерживают. Единственное, за что мне больно, - в Харбине нет сегодня
православного священника.
Чем я душу лечу? Конечно, молитвой и еще прозой Чехова. Недавно читала его
рассказ «Степь», просто плакала от его таланта.
Для чего приходим в этот мир? Да чтобы жить! Ведь как хорошо жить! Как хорошо
беседовать! Как хорошо чай пить. Кстати, который я так и не выпила...
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Женское монашество становится понятным, приобретает привлекательные черты через таких, как она - я считаю.
А где ее можно найти, кто-нибудь знает? Я думала, в Покровском монастыре в Москве. Нет, ее там никто не знает...
Женское монашество становится понятным, обретает привлекательные черты через таких, как она - мне кажется.
А где ее сейчас найти, кто-нибудь знает? Я думала, в Покровском монастыре в Москве. Но никто ее там не знает...