Tweet |
Умение писать пером и чернилами − не только красивое искусство, но и настоящая духовная ценность. По словам координатора выставки Елены Исаевой, в какой бы стране не жили художники-каллиграфы, они всегда вдохновлялись религиозными и духовными идеями. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном письме поблагодарил организаторов за поддержание и распространение православной культуры через письменное слово. «Проникновенная красота славянского письма, − отметил Патриарх, − заложенная святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, способна соединить представителей различных поколений».
|
Юрий Ковердяев "Поздравление учителю" |
Внимание к мелочам?
Каллиграфия (от греческих слов «каллос» − «красиво» и «графо» − «пишу») − искусство весьма древнее. Мы всегда стремились сохранить о себе память и передать опыт потомкам: для этого, в общем, и было создано письмо. Славянская кириллица, арабская вязь, латинские манускрипты, китайские иероглифы, иудейские свитки − пути развития искусства письма в разных странах. Однако трендом каллиграфия становится именно в наше время, когда новые поколения уже забыли, что такое чистописание, и привыкли печатать на клавиатуре.
Дети, которые сейчас учатся писать, не только ничего не слышали про перьевые ручки и гусиные перья, но даже обычную шариковую ручку в руках держат нечасто. Казалось бы, неважно, как ты пишешь, главное − что и кому. Но психологи считают иначе. «Раньше писали перьями, это требовало большей сноровки, и люди были не такими поверхностными», − считает Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук, специалист Школы научного графоанализа Инессы Гольдберг.
Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию. А когда человек уделяет много внимания деталям, они становятся для него очень важны. Он больше ценит ритуалы и традиционный уклад жизни, то, как он будет выглядеть со стороны. Для нас сейчас смешно звучит вопрос «Что мне надеть к обеду?», мы не меняем столовые приборы по числу перемен блюд и вообще к формальностям относимся проще. Не считаем их чем-то жизненно важным. То, что раньше было нормой культуры, теперь исчезло или упростилось. Мы переходим на клавиатуру, а наше мышление становится более поверхностным. В итоге мы меньше держимся за традиции и ритуалы.
|
Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию |
Перо и чернила как зеркало души
Связь между почерком, и тем, что происходит в душе человека, − научный факт. Специалисты-графологи, изучая почерк, многое могут сказать о личности, характере и внутреннем состоянии пишущего. Все потому, что мелкая моторика пальцев непосредственно связана с мозгом. Когда ребенок учится писать, у него возникает интерес к познанию и учебе и начинается активное развитие личности. Поэтому каллиграфия может влиять на душу человека. Тренировка в чистописании − хороший психотерапевтический инструмент, чтобы научиться управлять собой, развить терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от рассеянности. Но тем, кто и так въедается в детали, каллиграфия вряд ли будет полезна. «Тот, кто в повседневном почерке слишком сконцентрирован на деталях, на аккуратности и каллиграфичности, не может на жизненную ситуацию вообще посмотреть более объемно», − объяснила Лариса Дрыгваль.
Художники-каллиграфы тоже говорят о связи руки с внутренним миром человека. Искусство письма делает нас более целостными. Чтобы заниматься им, нужно полное согласие сердца, ума и руки. «В сердце рождается образ, голова думает, как его воплотить, и рука начинает писать красивые буквы», − говорит каллиграф Юрий Ковердяев. А если эти буквы еще и произведение искусства, выполненное мастером, то перо выражает уникальную личность человека в каждой линии. «Вот это мой автограф, − каллиграф из Белоруссии Павел Семченко показывает свою работу по мотивам стихотворений Пушкина «Болдинская осень». − Я человек барокко и мой автограф − барочный, скрипичный. Все, что делает человек, несет на себе отпечаток его личности». Его композиция − сложная игра тонких линий и поворотов − создает ощущение музыкального ритма. Не случайно каллиграфы любят говорить, что музыка и каллиграфия − родные сестры. «Меня никто не сможет повторить, − продолжает художник. − Эта линия, нажим, мое состояние, так я дышал тут, а тут переключился на пластику мышц, а тут на силу нажал, развернул перо, ничего нигде не поправлял».
|
Графолог Лариса Дрыгваль: "В письме важен ритм и нажим". |
Что важнее: красота или гармония?
Мастера-каллиграфы считают, что в наше время каллиграфия − это новый нетривиальный вид искусства. Здесь есть и живопись, и графика, и музыка. Но творчество − это не только сочинение симфоний или стихов. Связать шарф и сварить суп − тоже творческий процесс. «Творческая энергия и необходимость ее воплотить есть у всех, хотя не все сознаются в этом», − считает Юрий Ковердяев. Но когда мы печатаем на клавиатуре, мы ничего не создаем. Мы не преобразуем творчески материальный мир вокруг нас. Отказываясь от письма, мы теряем возможность творить в нашей повседневной жизни.
«Если каллиграф сел и написал на листе слово, он обрадовал сам себя, даже если вокруг некого больше радовать, − говорит Юрий Ковердяев и улыбается. − Каллиграфия воспитывает доброту. Когда делаешь что-то красивое, тебе самому это приятно, хочется другим сделать приятное, и людей начинаешь любить».
С точки зрения графологов, не все должны писать красиво, каллиграфично. Нас учат с детства, что некрасивый почерк − это плохо. Но что делать тому, у кого в почерке выражается «нестандартность» личности? Каллиграфия − это эстетический стандарт, а эстетами должны быть не все. Корявый почерк еще не говорит о человеке, что он плохой или глупый. Графолог Лариса Дрыгваль уверена: «Надо найти такой способ письма, чтобы человек жил в гармонии с самим собой».
|
Для японцев каллиграфия − духовная практика. |
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Еще раз спасибо. Желаю вам творческих успехов!