Tweet |
- Вы непосредственный участник возрождения традиций соборного богослужения в московском кафедральном соборе – храме Христа Спасителя. Чем отличается эта традиция от обычной приходской практики?
- Традиция соборного богослужения – особая. В первую очередь, это стройность богослужения, в котором может участвовать более двухсот священнослужителей, как архипастырей, так и пастырей, и диаконов. Слава Богу, что было у кого учиться. Примером для подражания были и остаются многие наши священнослужители. Один из них - архидиакон Андрей Мазур, удивительно добрый и простой в общении человек, который отдавал все, что хотели брать в плане знаний. Еще один мой учитель – протодиакон Владимир Назаркин. Быть рядом с такими людьми – счастье, надо только иметь желание учиться, перенимать традицию, а не показать свои таланты и дарования.
- А как ее перенимать?
- Молодой человек должен иметь образ морской губки. Я не случайно вспомнил о морской губке. Когда она сухая, то не имеет ни эластичности, ни мягкости и прочности, за которую ценится. В таком виде она абсолютно бесполезна. Но когда впитывает влагу, то совершенно меняется, превращаясь в то, за что ее ценят. Так и тут: попадая в среду опытного духовенства, молодой человек должен впитывать традицию и благородство. Ведь главная цель, это стать достойным пастырем, а не восприняв опыт Церкви, опыт предыдущего поколения пастырей, есть опасность оставаться сухим и легковесным, подобно комочку обезвоженной морской губки. К сожалению, нередко молодые священнослужители приходят к нам в храм Христа Спасителя на практику не с желанием чему-то научиться, а просто «для галочки». Они считают, что, раз у них есть образование и теоретические знания, этого достаточно. А это ведь неправильно! Ты приходишь в собор – смотри и учись тому, как построены богослужение, приходская жизнь, как выстраиваются отношения между настоятелем и духовенством. Это ведь самое главное – смотреть и воспринимать, впитывать это в себя.
На этом принципе восприятия традиции стоит церковная жизнь. И в монастырь человек приходит не для того, чтобы привнести свои знания. Он смиряется, становится послушным другому, опытному монаху, старцу, чтобы воспринять тот опыт, который накоплен в Церкви.
- Вы – протодиакон, а протодиаконов у нас в Церкви немного. Что это за служение?
- Протодиакон – это носитель, хранитель традиций. Это очень ответственно, потому что протодиакон – это некая энциклопедия, стержень и катализатор богослужения, который должен знать традицию, любить богослужение и быть очень хорошим дипломатом, чтобы, мягко лавируя между духовенством, вовремя и незаметно давать советы, находить выход из затруднительных, можно сказать нештатных ситуаций, если вдруг что-то пошло не так. Такое бывает, когда, например, одновременно служат много священнослужителей или кто-то не бывал на соборном богослужении и не имеет соответствующего опыта.
Протодиакон должен оставаться абсолютно нейтральным, делать свое дело без всяких амбиций, чтобы никого не обидеть, и всегда помнить, что даже самый молодой священник стоит выше по своему служению.
- Вы говорите о том, что не стоит стараться привносить в церковную жизнь нечто свое. А как же быть с талантами?
-Храм - не место, где ты можешь показать свой талант во всей красе и стяжать поклонение, здесь ты должен все свое отдать Богу и максимально смириться.
Я ничего не достиг, все, что имею – от Бога, потому что когда я приходил в Церковь, не имел ничего, никаких талантов. Я говорю: «Не восхищайтесь моим голосом, потому что это не моя заслуга, Господь дал его мне. Лучше молитесь, чтобы я никогда не возгордился».
А еще важно, чтобы человек не просто чего-то достигал, но делился этим с последующими поколениями. Каких бы высот ты ни достиг, нужно думать, кто придет на смену, кому ты передашь свой опыт и знания, найдется ли тот, кто воспримет это и понесет дальше или этот огонь угаснет вместе с тобой и получится, что ты ничего не сделал.
Читайте также:
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!