rss
    Версия для печати

    Протодиакон Александр Агейкин: В нашей семье все служили Отечеству (часть 2)

    Мы продолжаем разговор о традициях с протодиаконом Александром Агейкиным. Отец Александр рассказывает о том, как формировалась богослужебная традиция храма Христа Спасителя, как молодой человек должен воспринимать традицию и почему так необходимо передавать свои знания новым поколениями.

    Молебен в храме Христа Спасителя. Фото www.patriarchia.ruМолебен в храме Христа Спасителя. Фото www.patriarchia.ru

    - Вы непосредственный участник возрождения традиций соборного богослужения в московском кафедральном соборе – храме Христа Спасителя. Чем отличается эта традиция от обычной приходской практики?

    - Традиция соборного богослужения – особая. В первую очередь, это стройность богослужения, в котором может участвовать более двухсот священнослужителей, как архипастырей, так и пастырей, и диаконов. Слава Богу, что было у кого учиться. Примером для подражания были и остаются многие наши священнослужители. Один из них - архидиакон Андрей Мазур, удивительно добрый и простой в общении человек, который отдавал все, что хотели брать в плане знаний.  Еще один мой учитель – протодиакон Владимир Назаркин. Быть рядом с такими людьми – счастье, надо только  иметь желание учиться, перенимать традицию, а не показать свои таланты и дарования.

    Протодиакон Андрей Мазур. Фото www.patriarchia.ruПротодиакон Андрей Мазур. Фото www.patriarchia.ru

    Протодиакон Владимир Назаркин. Фото www.patriarchia.ruПротодиакон Владимир Назаркин. Фото www.patriarchia.ru

    - А как ее перенимать?

    - Молодой человек должен иметь образ морской губки. Я не случайно вспомнил о морской губке. Когда она сухая, то не имеет ни эластичности, ни мягкости и прочности, за которую ценится. В таком виде она абсолютно бесполезна. Но когда впитывает влагу, то совершенно меняется, превращаясь в то, за что ее ценят. Так и тут: попадая в среду опытного духовенства, молодой человек должен впитывать традицию и благородство. Ведь главная цель, это стать достойным пастырем, а не восприняв опыт Церкви, опыт предыдущего поколения пастырей, есть опасность оставаться сухим и легковесным, подобно комочку обезвоженной морской губки. К сожалению, нередко молодые священнослужители приходят к нам в храм Христа Спасителя на практику не с желанием чему-то научиться, а просто «для галочки». Они считают, что, раз у них есть образование и теоретические знания, этого достаточно. А это ведь неправильно! Ты приходишь в собор – смотри и учись тому, как построены богослужение, приходская жизнь, как выстраиваются отношения между настоятелем и духовенством. Это ведь самое главное – смотреть и воспринимать, впитывать это в себя.

    На этом принципе восприятия традиции стоит церковная жизнь. И в монастырь человек приходит не для того, чтобы привнести свои знания. Он смиряется, становится послушным другому, опытному монаху, старцу, чтобы воспринять тот опыт, который накоплен в Церкви.

    Фото www.patriarchia.ruФото www.patriarchia.ru

    - Вы – протодиакон, а протодиаконов у нас в Церкви немного. Что это за служение?

    - Протодиакон – это носитель, хранитель традиций. Это очень ответственно, потому что протодиакон – это некая энциклопедия, стержень и катализатор богослужения, который должен знать традицию, любить богослужение и быть очень хорошим дипломатом, чтобы, мягко лавируя между духовенством, вовремя и незаметно давать советы, находить выход из затруднительных, можно сказать нештатных ситуаций, если вдруг что-то пошло не так. Такое бывает, когда, например, одновременно служат много священнослужителей или кто-то не бывал на соборном богослужении и не имеет соответствующего опыта.

    Протодиакон должен оставаться абсолютно нейтральным, делать свое дело без всяких амбиций, чтобы никого не обидеть, и всегда помнить, что даже самый молодой священник стоит выше по своему служению.

    - Вы говорите о том, что не стоит стараться привносить в церковную жизнь нечто свое. А как же быть с талантами?

    -Храм - не место, где ты можешь показать свой талант во всей красе и стяжать поклонение, здесь ты должен все свое отдать Богу и максимально смириться.

    Я ничего не достиг, все, что имею – от Бога, потому что когда я приходил в Церковь, не имел ничего, никаких талантов. Я говорю: «Не восхищайтесь моим голосом, потому что это не  моя заслуга, Господь дал его мне. Лучше молитесь, чтобы я никогда не возгордился».

    На собрании Клуба православной молодежи храма Христа Спасителя. Фото www.xxc.ruНа собрании Клуба православной молодежи храма Христа Спасителя. Фото www.xxc.ru

    А еще важно, чтобы человек не просто чего-то достигал, но делился этим с последующими поколениями.  Каких бы высот ты ни достиг, нужно думать, кто придет на смену, кому ты передашь свой опыт и знания, найдется ли тот, кто воспримет это и понесет дальше или этот огонь угаснет вместе с тобой и получится, что ты ничего не сделал.

    Читайте также:

    Протодиакон Александр Агейкин: В нашей семье все служили Отечеству (часть 1)Протодиакон Александр Агейкин: В нашей семье все служили Отечеству (часть 1)

    Протодиакон Александр Агейкин: В нашей семье все служили Отечеству (часть 1)

    8 мая 2012

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru