rss
    Версия для печати

    New York Times: Протестанты идут в Православную Церковь

    Сейчас Антиохийская Православная Церковь в Америке каждый год пополняется все новыми и новыми прихожанами. И большинство из них отнюдь не дети, которых привели родители, а сознательные взрослые люди, которые предпочли Православие протестантизму и католичеству. Почему для этих людей православный храм стал лучше протестантской общины, попытался разобраться журналист издания «Нью-Йорк Таймс» Самуэль Фридмен.

     Печатная версия статьи была опубликована 3 октября 2009 года на странице А20 издания New York Times (New York). Перевод Александры Никольской.

    1993 год, Калифорния, остров Санта-Круз. Кел Орен едет домой, в машине с ним - его жена, брат и трое детей, заснувших после долгой прогулки в лесу. Они въезжают в городок Бен-Ломонд и тут, вспоминает Кел, его брат показывает на церковь около дороги и говорит: «Я заходил туда внутрь. Там очень мило».

    Кел останавливается напротив церкви. Детей оставляют спать в машине, а взрослые осторожно заходят в храм Святых Петра и Павла Антиохийской Православной Церкви. Кел Орен всю жизнь был кальвинистом и практически ничего не знал об Антиохийской и даже Православной Церквах. А городок Бен Ломонд всегда ассоциировался у него с хиппи и с полями, засеянными марихуаной.

    Кел зашел в храм, когда там шла служба. Около двух десятков верующих стояли и пели псалмы и гимны. В темноте храма курился фимиам. На стенах были изображены апостолы и святые. Аскетизм и историчность словно переносили в другое время и в другую реальность, в отличие от евангелистских церквей, куда ходил Кел и которые были такими материальными и такими напористыми.

    «Я никогда раньше не видел такого христианства, - говорит Кел Орен, 55-летний специалист по продажам в крупной компании. - Моя душа замерла. Казалось, сам Господь находится рядом со мной, казалось, что я в раю. А я не из тех, кого легко впечатлить».

     
     "Я никогда раньше не видел такого христианства...".

     

    Это неописуемое открытие того вечера, это пятнадцатиминутное путешествие в Византию расставили все по своим местам в духовной жизни Кела. Он и его семья продолжили посещать кальвинистскую церковь, которая находилась рядом с их домом в Балтиморе, но Кел Орен отказался стать старшим среди прихожан своей церкви. В 1995 году он впервые посетил службу в Антиохийской церкви Воздвиженья, которая находилась в нескольких километрах от Балтимора. К концу 1996 года он уже регулярно посещал этот храм, а в мае 1997 года Кел и вся его семья стали православными.

    Принадлежность к той или иной Церкви - это по определению глубоко индивидуальный и уникальный путь познания и мироощущения. И, конечно же, Кела Орена Православие привлекло не только своими обрядами, которые «хранили традиции», но и своими теологическими принципами, включая Причащение крещеных детей, что не вызывает особого энтузиазма у представителей других Церквей.

    Если же смотреть на этот случай шире, то переход из протестантизма в Православие, тем более в Антиохийскую Церковь, является знаменательным примером «религиозной миграции». За последние двадцать лет Антиохийская Православная Церковь, которая зародилась в Сирии и которую в Америке посещали в основном выходцы с Ближнего Востока и их дети, пополнилась сотнями бывших протестантов, чьи предки приехали в Америку из Западной Европы.

    Но в 1987 году в эту Церковь пришло около двух тысяч христиан-евангелистов во главе с Питером Гилквистом и еще несколькими выпускниками  Богословской семинарии Далласа. Недавно в Антиохийскую Церковь пришли еще люди, которые раньше были связаны с наиболее распространенными направлениями протестантизма, такими, как Англиканская Церковь и лютеранство.

    По сведениям Бредли Нассифа, профессора теологии  Университета North Park в Чикаго и ведущего специалиста по изучению религии, около 70 % священников Антиохийской Православной Церкви в США - новообращенные. Лет тридцать назад профессор Нассиф утверждал, что в Антиохийской Церкви было не более 10 % новообращенных.

    Профессор Нассиф в 2007 году в статье, опубликованной в журнале «Христианство сегодня», даже предположил, что 21 век станет «Веком Православия», так как прозревшие протестанты все больше и больше будут тянуться к историческим корням, богословской строгости и социальному консерватизму восточного христианства.

     
                        "21 век станет «Веком Православия»?"

     

    Сбудутся или нет эти предсказания - еще неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что новообращенные в Антиохийскую Церковь пришли туда не потому, что так им легче или удобнее. Профессор Нассиф подсчитал, что сейчас Антиохийская Церковь в США насчитывает около 250 тысяч прихожан и 250 церквей. Каждое воскресенье верующие приходят на Божественные литургии, где нужно стоять два часа подряд. Почти полгода им положено отказываться от мяса, молочного, яиц и некоторых сортов рыбы.

    И когда Кел Орен и его семья стали прихожанами храма Воздвиженья, то они почувствовали необычайную духовную близость и духовное родство в разных проявлениях. Настоятель храма - отец Грегори Масвес-Грин пришел в Православие из англиканства. Его жена, Фредерика Масвес-Грин написала книгу, в которой, пожалуй, наиболее полно было описано, что с ними произошло. Книга называется «Встреча с Востоком: путешествие в таины Православия» (опубликована в 2006 году).

    Отвернувшись от того, что он сам называл «духовным и богословским хаосом и душевным смятением», в начале 1993 года отец Масвес-Грин в 62 года основал храм Воздвиженья. Прихожан сначала было всего девятнадцать, из них пятеро были из семьи священника. Когда же он официально отказался от англиканства, то не только лишился своего жалования, но и дома, где тогда жила вся его семья.

    В недавнем интервью он вспоминал: «Много раз бывало и так, что я думал: настал тот день, когда мне придется писать в газету объявления с просьбой о помощи».

    Однако уже через несколько лет в храме Воздвижения стало 120 прихожан, две трети их которых были новообращенными. Для храма было куплено здание за 265 тысяч долларов. Храм, в который шли те, кто искал свой духовный путь, расположился в здании, которое было построено Методистской Церковью, а потом служило пристанищем для пятидесятников из Корейской Евангелистской Церкви.

    Солнце светит в храм через витражное стекло с изображением Иисуса, которое осталось еще от первых хозяев здания. Но все иконы были написаны за последние десять лет Каролиной Шуей, новообращенной православной. А на днях отец Масвес-Грин беседовал с потенциальным новообращенным, иммигрантом-католиком из Конго.

    У такого неожиданного возрождения Антиохийской Церкви есть лишь один недостаток, по крайней мере, в храме Воздвижения. Когда несколько лет назад отца Масвес-Грина уговорили организовать благотворительный ужин, люди пришли на него, ожидая попробовать оригинальные ближневосточные блюда. Но на столе их ждали воспоминания священника о годах, проведенных в англиканской церкви, - сэндвичи и шоколадные пирожные.

    В итоге праздничный благотворительный сбор средств очень сильно проиграл повседневным богослужениям и литургиям.

    Вставить в блог

    New York Times: Протестанты идут в Православную Церковь

    12 октября 2009
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Юрий, Москва21.11.2009 23:18 #
    На самом деле количество протестантов переходящих (возвращающихся, приходящих)к православию в России совсем не маленькое. Я бы сказал русские евангелические общины - это кузница кадров для православия. Вполне серьезно.
    В основном, как мне кажется, есть три пути в православие для русских протестантов. Первый очень простой - людей кормят страшилками, потом они сталкиваются с реальностью и это их переворачивает. Они вдруг понимают что не все православие это злобные старушки и алчные служители. Второй путь - это разочарование в учении. В какой-то момент люди начинают понимать, что то чему их учат - это просто догадки отдельных толкователей, а не то что было доверено Господом Церкви. И наконец третий путь - если происходит момент встречи, узнавания. Как мне многие говорили - чувство что ты наконец попал домой. Очень похоже на то что переживали эти американцы. А я читал много уже таких историй. Например общался с женщиной, которая приезжала еще в 80-е годы в качестве нелегального миссионера (под прикрытием обменов каких-то) на Украину, и случайно попала на квартирную службу православную. И встреча с этой общиной перевернула ее мир.
    А статья хорошая, только пожалуй стоило бы сказать что это только небольшая часть православных общин в США. И все они давно вышли из своих этнических групп.
    ВАЛЕРА, СИМФЕРОПОЛЬ27.10.2009 11:21 #
    ЭТОТ СЛУЧАЙ КОГДА ОДНА СЕМЬЯ ПЕРЕШЛА ИЗ " ВОСКРЕСЕНИЯ В ВОСКРЕСЕНИЕ Т.Е 1 ДЕНЬ НЕДЕЛИ" А ВОТ ЕСЛИ БЫ НАПИСАЛИ ЧТО КОГДА ЛЮДИ ПЕРЕХОДЯТ ИЗ" СУББОТЫ В ВОСКРЕСЕНИЕ" ТО ЭТО БыЛа БЫ НОВОСТЬ.
    Татьяна21.10.2009 11:13 #
    Вот за такие одиночные примеры за рубежом хватаемся, а хватились бы лучше за массовые примеры в России, только обратного - сознательный уход членов ПЦ из православия.
    И то, что там в США протестантская семья перешла в православие, а не в католичество, лично для меня ничем не умаляет католичество. Когда человек хочет поменять свою религиозную жизнь, то даже внешнее оформление может сыграть большую роль, а вот в необычности внешнего оформления православные храмы для американцев естественно как другой мир с новыми ощущениями. ну или по крайней мере, это нечто другое по сравнению с католическими храмами латинской традиции. Безусловно важный момент, что ПЦ - это все же Церковь, а не община какая-то (типа протестантской), но в этом она ничем не отличается и от КЦ, которая тоже является Церковью.
    Сергей, Москва14.10.2009 12:36 #
    Вера, внешнее не всегда бывает отражением внутреннего. И от покрытой головы еще никто не спасался. Я по поводу обычаев, принятых на Западе высказывался недавно Иларион (Алфеев). В частности, он говорил, что нелепо в православном храме на Западе требовать, чтобы женщины приходили на богослужение в юбках, так как и там и у нас уже давно существует такое понятие как "женские брюки". А требовать этого - заведомо преградить человеку доступ в Церковь.

    Я, собственно, и не собирался кидать камни в своих же :) Просто, если быть достаточно честными, то нужно признать, что протестанты, в общей массе, гораздо более преуспели в личной ответственности перед Богом. Недавно батюшка в проповеди сказал примерно следующее: "Наша Церковь, в отличие от протестантских сообществ, открыта для всех. У протестантов же общины эксклюзивны. То есть, в них не удерживается человек долго, если не хочет нравственно преображаться, бросать курить, пить, и материться. Нам всем, - сказал он, - надо в чем-то быть похожими - прости Господи - на протестантов". Да и в самом деле, у протестантов не услышишь проповеди о том, что нельзя сквернословить, например. Потому что - это само собой разумеется.

    Теперь о православных. Вот пара примеров. Подруга моей жены - в вере уже около 20-ти лет. Исправно ходит в храм, соблюдает посты и пр. Но на деле, она вышла замуж за неверующего (которого быстренько окрестили, чтобы можно было венчать). Он начал пить, ее бить, тратить деньги. Она его, то выгоняла, то впускала обратно. При этом на дочке (понятное дело) выливалась вся досада и все упреки сыпались на нее. В итоге, она дозрела, чтобы развестись... В итоге, воз и ныне там. Он то в запое, то у нее дома. Ребенок то без папы, то с папой. А наша знакомая оправдывает все двумя вещами: 1) "не могу же я без мужика оставаться", 2) "да, мы разведены, но мы же венчаны". Вот так, легко сосуществует в одном человеке православная вера и безответственный образ жизни.

    Второй пример (Между прочим, рассказанный мне моей неверующей знакомой). Семья: муж (с дочкой от первого брака), жена, двое детей. Жизнь что-то не складывалась, дети болеют. Жена открыла для себя православие, начала ходить в храм. Потащила за собой мужа и детей. Все посты, богослужения и пр. соблюдается. При этом жена ненавидит свою пачерицу и, зная об этом, говорит моей знакомой: "Да, я не люблю ее и ничего поделать с собой не могу". Моя знакомая говорит: "Ты же понимаешь, что пока ты свою пачерицу не полюбишь и не примешь, твои дети будут болеть". Она: "Понимаю, но ничего сделать не могу". А воз и ныне там.

    Это только два примера из множества. И это не вина Церкви, это беда. 200 лет под Синодом, потом 70 лет под Советской властью. О какой высоте Русской Церкви и о какой полномасштабной пасторской заботе может идти речь. Слава Богу последние несколько лет эта проблема решается, благодаря нашим Патриархам. Но, притворяться что у нас все отлично и что исполнение евангельских заповедей у нас не "забито" обрядовостью и суеверием - это грешить против истины.
    Дмитрий, Москва14.10.2009 12:27 #
    Православие в США аналогично протестантам в России.
    Православных в США очень мало - но они ревностные и настоящие христиане.
    Протетстантов в России 1-2% но онпи ревностные и настоящие, а православных 70% которые пьют, блудят, воруют, убивают и т.д. Ходят в церковь на пасху, или соглашаются с патриархом когда его по телику показывают. Вот и все православие.
    Вера13.10.2009 0:48 #
    Давайте не будем умалять и обряды. Внешнее - отражение внутреннего. И если перешедшая в православие американка не желает накрыть свою голову при нахождении в Божием храме, то о каком внутреннем изменении может идти речь, если человек не хочет даже в малом, внешнем, изменить себя? Поэтому не надо кидать камни в сторону русских православных, уличая их в обрядовости, отсутствии главного и прочих, не соответствующих действительности фактах.
    Юлиана, редактор, Москва12.10.2009 14:05 #
    Здорово, Татьяна, мы рады за коллег и себя, что смотрим в одном направлении. Однако, относительно ошибок - есть спорные моменты. Шлите ваши варианты - будем обсуждать :)
    Сергей, Москва12.10.2009 13:24 #
    По моим наблюдениям, в Америке, да и вообще на Западе, протестанты обращаются в православие по двум причинам. Первая - историчность церкви. Это то, чего лишены многие протестанты. Нет ощущения корней, преемственности, традиции. Вторая - экзистенциальная (если можно так выразится). Люди начинают внутреннее чувствовать, что им чего-то не хватает в их духовной жизни. При обращении к Православию, у протестанта все становится на свои места: христоцентричность (особенно присущая протестантам) дополняется полнотой освоения того, что Христос дарует церкви.

    Обращения протестантов в Православие не так часты в России именно потому, что для протестанта Православная Церковь - это воплощение традиций и обрядов, прежде всего. В среднестатистическом православном верующем трудно увидеть жажду по личному общению с Богом и упор на личную ответственность. А именно личное общение и личная ответственность перед Богом - это основополагающее для протестанства. Поэтому, русские протестанты "дозревшие" до Православия, идут в те храмы, где проповедуется и исповедуется не "Православие", а Православное ХРИСТИАНСТВО, ставящее во главу угла Бога, а не традиции с обрядами.
    Таня12.10.2009 10:15 #
    Зачем, интересно, по второму разу переводить статью, которая уже неделю есть в инете: http://www.pravmir.ru/amerikanskie-protestanty-obretayut-svoj-dom-v-antioxijskom-pravoslavii/
    Причем еще ошибок немало....

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru