Tweet |
- Отец Владимир, расскажите немного о Вашем духовном пути...
- Меня воспитывала мама, мы бывали в храме… А потом умер отец и я не мог принять это. Так получилось, что после его смерти я заново нашел Христа. После окончания школы у меня были приглашения во многие престижные высшие учебные заведения, но я бросил все и решил пойти в семинарию.
Духовное образование получил в Свято-Владимирской семинарии, а потом служил в нашем главном соборе в Нью-Йорке.
Меня очень интересовало все, что происходит в Церкви, и я стал заниматься вопросами экуменических отношений и внешних церковных связей.
В 1950 году в США был создан Национальный совет церквей – организация, которая занималась развитием экуменического диалога между христианскими конфессиями, чьи представители проживают на территории США – англиканами, православными баптистами, протестантами и другими.
И вот по линии Национального совета церквей я впервые приехал в Россию, точнее, в Советский Cоюз, в 1975 году, и читал лекцию под названием «Выбрать жизнь».
И влюбился в Россию.
- В Америке у Вас были прекрасные учителя – протопресвитер Иоанн Мейендорф, протопресвитер Александр Шмеман. Может быть, Вы могли бы поделиться своими воспоминаниями?
- Самым главным моим наставником был отец Иоанн Мейендорф. Именно он отправил меня в Россию. А еще, по различным делам, – в Константинополь, в страны Западной Европы, в которых были храмы православной Церкви.
Отец Мейендорф был в высшей степени интеллигентным человеком. Его пример для многих служил настоящим вдохновением. И он очень отличался от отца Александра Шмемана.
Отец Шмеман был в большей степени проповедником. Я слышал его проповеди: они по-настоящему изменяли, преображали человека.
Но отец Мейендорф был блестящим, умным человеком и я думаю, что он, его служение и его личность были невидимыми для многих предпосылками объединения Американской Церкви с Русской Православной Церковью. А почему-то считается, что главным двигателем этого процесса был отец Александр Шмеман.
- Что лично Вам запомнилось из общения с отцом Александром Шмеманом?
- Например, его выступления на радиостанции «Голос Америки». Александр Солженицын сказал, что он был как дуновение свежего ветра с запада.
А еще отец Александр шел путем приобщения студентов к движению в сторону Бога.
- Вы служите в сане уже полвека. Ваша паства как-то изменилась за прошедшее время?
- Сейчас мир совершенно другой.
Когда я был молодым, существовало уважение к религии, в принципе к религии, не важно, о чем шла речь – о православии, иудаизме, католичестве, протестантизме и так далее. Это все ушло. Надо начинать с нуля.
Само духовенство порой творило ужасные вещи. Скандалы, связанные с педофилией, алчность, - это привело к тому, что люди перестали делать различие между духовными лицами и мирянами.
Слава Богу, в России я вижу жажду духовности. В Америке это потеряно. И мы должны заниматься каким-то пиаром, искать любой путь, чтобы люди вернулись ко Христу. И даже если ты служишь уже на протяжении 50 лет, ты должен забыть,что было время, когда люди уважали религию и священников и сами искали связь со Христом.
Сегодня мы начинаем действовать заново, подобно апостолам, которые приходили в языческие страны. Скандалы, связанные с деньгами и сексуальными извращениями – это все как новый Содом, и получается, что мы начинаем проповедь как бы в чистом поле.
Но вместо того, чтобы видеть в сложившейся ситуации только негатив, мы можем воспринять ее как великую возможность для возрождении Церкви.
- Нередко человеку сложно переступить через сложившийся негативный образ Церкви и священства. Как можно себя настроить таким образом, чтобы эти стереотипы не мешали поиску Христа?
- Для начала надо делать то, что делали апостолы и свидетельствовать своей собственной жизнью. Мы не можем только показать людям Библию или сказать, что ее надо читать, мы должны своим образом жизни раскрыть, в чем ее содержание.
Вера начинается с удивления. Если же люди довольны собой, они будут продолжать жить так, как жили, и их жизнь будет одним из видов язычества. Но суть в том, что человеческая природа такова, что она ищет полноты вне себя. Нередко человек ищет эту полноту в каких-то сексуальных отношениях, или в богатствах, или в изобилии. И для православного и любого другого христианина эта ужасная ситуация - возможность начать рассказ о том, к чему на самом деле призван человек.
Наконец, надо спросить себя – в чем привлекательность ислама. Сегодня дело не только в соревновании людей между собой, но и, если так можно выразиться, в конкуренции религий, например, нельзя не обратить внимания на ислам, который очень широко распространен в мире.
- Можно попросить Вас что-то пожелать нашим читателям, преподать небольшое пастырское наставление?
- Я бы хотел сказать вашим читателям, чтобы они использовали Фейсбук и вообще те возможности, которые дает компьютер, для распространения нашей вести о Христе.
И, наконец, если Вы не можете найти Христа в Вашей жизни, пожалуйста, продолжайте искать. И не делайте из Церкви стереотип, но смотрите, что Вы можете найти внутри Церкви, в народе Божием. Ищете Христа в лицах друг друга и в Святого Духа в жизни друг друга.
За помощь в организации интервью редакция сердечно благодарит архимандрита Закхея (Вуда).
Фотографии с сайта храма святой Великомученицы Екатерины на Всполье.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!