Tweet |
Глоток живого воздуха
На конференцию с 11 по 13 сентября собрались разные люди,
каждый со своим особым взглядом на труды и наследие митрополита Антония. Но
общее впечатление можно описать двумя словами: глубина и
сосредоточенность. Отсутствие
пустопорожних разговоров, политики, сплетен, обличений и какой бы то ни было
пропаганды. Чувствовалось, что для участников в центре - Христос.
«Конференция - это глоток живого воздуха, - говорит иеромонах Дамаскин (Лесников). - Современная наша жизнь предполагает, что нужно искать возможность подышать чистым воздухом православия. Для владыки Антония православие, христианство было живым, у него была способность понимать очень разных людей, с разным мировоззрением, опытом жизни, и это было, безусловно, качество благодатного старца».
Среди авторов докладов - исследователи богословия владыки Антония, его духовные дети и просто те, кто знал и читал его в России. В этом году на конференцию были приглашены докладчики из России и из Западной Европы. «Владыка очень многое сделал, чтобы объединить разноязычное население своего прихода, - отмечает протоиерей Сергий Овсянников, приехавший на конференцию из Амстердама. - В его приходе были не только русские и англичане, но и грузины, и греки. И его служение заключалось в том, чтобы эти национальности соединять, но не механическим образом. Он умел переплавлять каждого в нового человека, а это не то, что делается одним днем и в приказном порядке. Но у него это получалось - не всегда хорошо и идеально, иначе не было бы нынешней трагедии в Сурожской епархии, - но получалось, и именно через Евангелие, через слово Божие. И если первая конференция была чисто русскоязычной - просто не предполагалось, что какой-то англичанин завернет свои стопы сюда, - то теперь приглашения были отправлены и англичанам, в том числе англиканам, которые были свидетелями жизни владыки и его служения».
В центре внимания оказались доклады не просто людей, которые знали владыку Антония. «Это люди, которые пропустили то, что владыка Антоний говорил, то, что он делал и то, как он жил, через себя, - считает Андрей Зайцев, преподаватель Библейско-Богословского института. - Они "говорят его голосом", настолько это уже впиталось в них».
Тема конференции «Человек в богословии владыки Антония» выбрана неслучайно. «Владыке Антонию был важен, прежде всего, человек», - рассказывает отец Дамаскин (Лесников). Поэтому одна из принципиальных черт конференции - подчеркнутая ненаучность, «личностность», открытость любому возрасту, любому уровню образования, способность сказать о многом на разных языках.
Антоний Сурожский - «свой среди чужих»
Аврил Пайман - англичанка, которая вышла замуж за русского
художника и в 60-е годы жила в Москве. Ее
доклад «Митрополит Антоний: Иностранец в Англии» - о том, как англичане
воспринимали владыку в первое время его жизни в Великобритании. Митрополит
Антоний приехал как духовник православно-англиканского братства преподобного Сергия и мученика Албания. Его принадлежность к Московскому Патриархату настроила против него
и англичан, и эмигрантскую диаспору: в
нем видели советского шпиона и коммуниста. Храм, который он делил тогда со священниками
Русской Зарубежной Церкви, переосвящали каждый раз после того, как он там
служил. Но постепенно ему начали доверять. Англичане и русские поняли, почему
владыка Антоний не хотел отказываться от своей Церкви в России - плененной и гонимой, но все равно родной. Проповеднический дар владыки оказался
востребованным не только в Англии, где его приглашали выступать на телевидении
и на радио, но и в других европейских странах.
Люди чувствовали его любовь и горение. Он не пытался обратить в
православие христиан других конфессий, но тем не менее большинство англичан, встретивших его в своей
жизни, приходили в Православную Церковь.
Трагическим моментом в жизни владыки Антония, как рассказала Пайман, было то, что и в России он оказался иностранцем. Митрополит приезжал в Москву несколько раз (в 1988 году и до этого во второй половине 70-х), но был встречен с недоверием; его умение общаться с людьми, его свобода в общении и в богословии были непривычны и непонятны для советских православных. И хотя архиерей радовался каждой возможности выступить на родном языке, не все священники доверяли его слову. Владыка, по словам Аврил Пайман, донес крест своего изгнанничества и «иностранства» до конца. Несмотря на горячее желание лежать в родной земле, он был похоронен на лондонском кладбище рядом с матерью и бабушкой.
Церковь незамкнутая
О проблемах современной церкви в контексте богословия
митрополита Антония рассуждала Елена
Белякова, научный сотрудник
Института российской истории РАН и
преподаватель кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ. По ее мнению,
церковное сообщество не может взглянуть на себя со стороны, а любая критика или
просто аналитика отрицательных явлений церковной жизни воспринимается резко
отрицательно: как предательство, как нападки на Церковь. Но неспособность к
самокритике ведет в тупик. Другая
проблема - трансформация православия в идеологию, в придаток этнического
самосознания. В СМИ о православии
говорят в контексте патриотизма, монархизма и национальных традиций, а слово
«христианство» в этом дискурсе вообще не предусмотрено. Осмысление православия
происходит часто через механическое отторжение других
религий. Историзм, свойственный православию, выхолащивается в мифологизацию
прошлого.
Несмотря на то, что на первый взгляд связь актуальных проблем православия в современной России с темой конференции неочевидна, это не так. Владыка Антоний всегда предостерегал от неправильного отношения к вере: от замыкания на себе, от шовинизма, от превращения религии всего лишь в часть национальной традиции, которая встает на место связи с живым Богом. «Сам митрополит Антоний очень хорошо говорил, что если Церковь перестает служить Христу или только Христу, то она становится чем-то другим, она перестает быть Церковью», - отметил Андрей Зайцев.
Шаг к самому себе
Одним из самых глубоких докладов конференции по праву можно назвать
доклад протоиерея Сергия Овсянникова из Амстердама. Он говорил о главной задаче
человека - быть собой, стать собой, увидеть свое истинное Я. Без этого
невозможно начать приближение к Богу. «Бог не может прийти к нам, потому что
нас-то нет», - любил повторять владыка Антоний. Если не бояться «поиска себя» и
освободиться от навязанных ярлыков, на этом пути можно сделать множество открытий,
в том числе и неприятных. Человек увидит то, что сам от себя прячет: свои
недостатки, слабости, страсти.
Путь к самому себе начинается, по словам о. Сергия, с остановки, освобождения от беготни и суеты. Затем - удивление: сколько, оказывается, ложных одежд и ярлыков надето на подлинной личности человека. Часто мы даем себе какое-то имя, а потом пытаемся этим именем объяснить все проблемы в нашей жизни, защититься им от самих себя. Поиск истинного Я - только первый шаг на пути христианина, и самое главное на этом этапе, как подчеркивал в своем докладе о. Сергий, - не бояться сделать его.
Митрополит Антоний не побоялся, и потому его опыт теперь важен для многих и многих православных людей.
Tweet |
Вставить в блог
![]() |
Человечное богословие Антония Сурожского21 сентября 2009
|

Поддержите нас!