rss
    Версия для печати

    Особенности национального патриаршества

    Мы привыкли, что во главе Русской Православной Церкви стоит Патриарх. Сложно представить, что могло быть иначе. Но обстоятельства существования русского Патриаршества необычны, ведь большую часть времени Церковь управлялась без него.
    Патриарх Тихон у памятника Александру IIIПатриарх Тихон у памятника Александру III

     Патриарх Тихон у памятника Александру III 

    близ Храма Христа Спасителя

    В 15 веке Русская Церковь оказалась в сложной ситуации. Под властью Великого княжества Литовского и Русского оказалась часть Киевской митрополии. В то же время, в 1439 году была заключена Ферраро-Флорентийская уния между Константинопольским патриархатом и Ватиканом. Унию на Руси безоговорочно не приняли. В1453 году Византия пала и православный мир лишился своего политического гаранта. Порядок поставления митрополита Московского меняется: теперь он уже не назначает Константинопольским патриархом, а избирается и поставляется Собором русских епископов и лишь получает от патриарха благословение. Все это шло параллельно со становлением единого централизованного Русского государства: свержением татаро-монгольского ига, обретением государственного суверенитета, борьбой за единство русских земель. Все это привело к тому, что автокефалия и симфония оказались в России сторонами единого исторического процесса.

    В первой четверти 16 века инок псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей в послании к Великому Московскому князю Василию впервые озвучивает идею «Москва - третий Рим». Позднее об этом же он писал в своих посланиях к первому русскому царю Иоанну Грозному. Семя упало на подготовленную почву: окончательное объединение русских земель под властью Москвы, изменение политического статуса Руси в Европе - все говорило в пользу концепции Филофея. Московское царство принимало на себя и задачу быть защитником и оплотом Православия, вслед за Римом и , в особенности, за Византией. Особенно остро это ощущалось в свете того, что Второй Рим - Византия - пал именно за отпадение в «латинскую ересь».

    Совокупность всех этих факторов делала учреждение патриаршества на Руси не только совершенно естественным, но и необходимым. Что и произошло в 1589 году согласия всех четырех восточных патриархов.

    В 1700 году скончался патриарх Адриан, последний патриарх 17 века и последний патриарх старой Московской Руси. Царь Петр не допустил выборов нового патриарха, так как намеревался провести церковную реформу. В России власть церковная, по крайней мере, декларированно, всегда была независима от власти светской (реальная степень этой независимости в разные эпохи была разной) и новый патриарх мог стать для царя серьезным препятствием. Но и поставленный царем местоблюститель митр. Стефан (Яворский) оказался не меньшим противником каких-либо реформ в церковном управлении.

    Целью церковной реформы царя было подчинение Церкви государству, встраивание Ее в государственную машину. Образцом для царя послужили протестантские государства Европы, в которых этот принцип выражался в краткой формуле «Чья власть, того и вера». Период местоблюстительства продолжался 20 лет. Пока 1721 году не был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии, которая будет управлять Церковью вместо патриарха. Работу коллегии определял Духовный регламент, в котором провозглашалось, что отныне Русская Церковь управляется Святейшим Правительствующим Синодом. Во главе его находилось светское лицо, обер-прокурор, назначаемый царем. На последующие три столетия. Русская Церковь оставалась без Патриарха.

    2 марта 1917 года царь Николай II отрекся от престола. Российская империя перестала существовать и власть перешла к Временному правительству. В Церкви давно чувствовалась необходимость серьезных перемен. Революция давала Ей такую возможность . Необходимо было созвать Поместный Собор, который начал работу 15 августа 1917 года. Он проходил в условиях нарастающей анархии и распада страны, над которой Временное правительство постепенно теряло контроль.

    Важнейшим вопросом Собора  1917 года было восстановление Патриаршества. Между участниками шли жаркие дискуссии, но, в конце концов, сторонники восстановления патриаршества победили. Впервые за 300 лет состоялось избрание патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Московский Тихон.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru