rss
    Версия для печати

    «Ислам — это органичная часть России», или Почему студенты Института стран Азии и Африки не боятся ислама

    Дмитрий Рустемович Жантиев - выпускник и преподаватель Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока, редактор международного отдела федеральной еженедельной газеты «Российские Вести», специалист по истории Арабских стран и истории ислама.

    — Есть мнение, что в России существует конфликт между мусульманами и христианами. Это так?

    — Я считаю, что этого конфликта нет. Его, слава Богу, и не было. В России никогда не было образа мусульманина как источника опасности. Сейчас есть силы, которые заинтересованы в возникновении конфликта, которые не хотят усиления нашей страны и по-разному пытаются ее ослабить. Как? Попробуем вбить клин между христианами и мусульманами. К счастью, уже сейчас видно, что эти попытки потерпели поражение. Не удалось создать образ исламского терроризма. Ислам – э то религия любви, мира, добра, принципиально терпимого отношения к иному мнению. Ей никогда не был свойствен ригоризм или обвинение кого-то в ереси. Обвинять в терроризме, в каких-либо преступлениях можно конкретных людей. Ислам здесь ни при чем.

    — А как Вы объясните наличие в Коране таких, например, сток «Помощь — только от Аллаха, великого мудрого, чтобы отсечь какую-либо конечность у тех, которые не веровали...» (Коран 3:126-127). «Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (Коран 4:56)?

    — Мое глубокое убеждение в том, что ислам никогда не оправдывал насилия в отношении кого бы то ни было. То. что эта религиозная риторика используется в наше время террористами для оправдания своих действий, не связано с исламской традицией. Хотя бы потому, что традиционно в исламе чего-то похожего на терроризм в его нынешнем проявлении не было. Этот феномен появился буквально в последние десятилетия. Что касается коранических цитат, толковать текст Корана нельзя с наскоку. Нельзя вырывать из контекста несколько слов и произвольно их интерпретировать. В исламе на протяжении веков сложилась развитая традиция толкования Корана. И все религиозно-правовые вопросы, в том числе то, как мусульманам относиться к иноверцам. к христианам, к военнопленным, как вести себя на войне — все эти' вопросы были детально разработаны мусульманскими богословами, законоведами еще в Средние века. Никакой жестокости, не связанной с потребностями именно военного времени, там нет. Запрещалось убивать мирных жителей, уничтожать их имущество, убивать пленных. Термин «многобожники» к христианам неприменим. Они считаются людьми Писания. Что касается деятельности современных террористических групп, нужно понимать, что в их основе лежит безграничное подчинение людей какому-то лидеру или лидерам. Если рассмотреть личности таких людей, увидим, что среди них нет ни одного человека с глубоким исламским образованием. Все улемы — мусульманские богословы, законоведы — единогласно отвергают террор. Именно потому, что это противоречит и духу, и букве ислама.

    — Почему же тогда люди идут за ящерами, которые под знаменем ислама проводит политику, противоречащую этой религии?

    — Это связано с кризисом традиционного общества. С тем, что традиционная система религиозного образования заменялась в большинстве стран светским образованием. Люди научились чему-то такому, чего в исламе никогда не было. Не было в исламе никогда терактов с применением человека-бомбы, самоубийцы. От кого они этому научились? Есть версия, что японские террористы из организации «Красная армия» подали эту идею, опираясь на опыт японских камикадзе в годы Второй мировой войны. Потому что в японской культуре была идея самоубийства с целью нанесения врагу вреда. В исламе воин мог обратиться в бегство с поля боя при превосходящих силах противника, и это не считалось зазорным. Но идти на самоубийство — преступление человека против воли Аллаха. Беда в том, что многие современные мусульмане и в России, и за ее пределами недостаточно знают о сущности этой религии. Многие корни мусульманской цивилизации в современном массовом обществе, в котором людям промывают мозги с помощью СМИ, оказались, к сожалению, забытыми. Образовавшийся вакуум — благотворная почва для появления новых людей, претендующих на лидерство. Это мелкие группы. Да, к сожалению, они совершают страшные преступления, которые создают такой негативный фон. Но мусульманский мир в целом категорически отвергает и осуждает террор. Это четко понимаешь, когда находишься в этом мире, общаешься с людьми.

    — Тогда возникает вопрос; почему организаторы террора, которые не являются мусульманами, используют именно мусульман? На христианском Западе, в современном светском мире, нельзя было найти людей, готовых слепо подчиняться ящеру новой идеологии?

    — Именно потому, что ислам является наиболее жизнеспособной и деятельной силой, которая реально противостоит так называемой глобализации, тотальной промывке мозгов. Христианство же за несколько веков секуляризации, начиная с XVIII века, было вытеснено из общественной жизни. Жизнь людей разделилась на религиозную и светскую. Религия перестала пронизывать все сферы жизни человека. В Америке люди могут каждое воскресенье ходить в церковь и петь псалмы, но жить не по-христиански.

    — А мусульмане?

    — А вот исламский культурный мир оказался необычайно стойким к проникновению западной культуры. Потому что в ней слишком много того, что ислам в принципе отвергает. В исламе никогда не было разделения на духовное и светское, а наоборот, доминирует идея целостности. Всегда поощрялись семейные ценности, осуждалось стяжательство и многое другое. Этот комплекс — религии и традиций — защитил мусульман от наступления западной культуры.

    — Каковы плоды исламской культуры в России?

    — Современная российская культура соткана из достижений очень многих культур, в том числе и исламской. Нельзя забывать, что мусульманские народы являются частью российской нации. То, что в России, в том числе в МГУ, сложилась одна из лучших научных школ арабистики и исламоведения, это влияние исламской культуры? Я считаю, да. И к школе этой относятся далеко не только мусульмане. А то, что один из лучших, наиболее научно выверенных переводов коранического текста на русский язык выполнен в России академиком Крачковским? Россия никогда не ощущала цивилизационной пропасти между собой и мусульманскими странами. Для России наладить отношения с мусульманскими странами было зачастую гораздо легче, чем со странами Запада. Вот в чем разница: для Запада ислам всегда был чужим, внешним, для России это не только внешнее, но. и внутреннее, это часть самой России.

    — Об этом забыли в последнее время? Или, может быть, просто молодежи это неизвестно?

    — Это то, о чем нужно рассказывать. Проблема в том, что значительная часть молодежи просто не проявляет интереса к отечественной истории и культуре. Считает себя частью современной мировой глобальной субкультуры. На самом деле. то. что выдается за современную культуру, это не что иное, как западная культура потребления. в которой человек лишен и религии. и родины, и даже семьи, а выступает в качестве индивидуального потребителя. Он — жертва рекламы. Но я все-таки надеюсь, что осознание своей самобытности рано или поздно придет.

    — То же можно сказать и о Ваших студентах?

    — Наши студенты очень мотивированы. Если студент приходит с желанием изучать арабский язык, значит, он хочет изучать и историю, культуру, религию арабского мира. И прежде всего ислам — одно без другого невозможно. Это занимает очень много времени, это трудно. Но раз они пришли, значит, им это интересно. Образование создает именно целостное видение такого цивилизационного феномена, как исламский мир, помогает им избавиться от неких ложных стереотипов, которые могут пугать. На самом деле нужно понять главное: ислам — это часть России. Такая же органичная, как и Православие.

    — Вы сказали, что Ваши студенты мотивированы...

    — Мотивированы интересом к истории и культуре Востока, который мы им помогаем развить. Но это не значит, что у нас ведется религиозная пропаганда. (Смеется.) У нас ее нет. Мы преподаем восточные языки и другие дисциплины, позволяющие подготовить специалиста-востоковеда широкого профиля в соответствии со стандартами МГУ. Востоковедение — одна из немногих сфер, где историческая преемственность российской науки — от учителя к ученику -сохраняется на протяжении нескольких веков.

    Вставить в блог

    «Ислам — это органичная часть России», или Почему студенты Института стран Азии и Африки не боятся ислама

    16 декабря 2005
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru