Физфак — самый большой факультет Университета, да и люди все тут не мелкие, каждый знает себе цену, метит по меньшей мере в Архимеды. Греческий первофизик Архимед как-то заявил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Вот и живет среди студентов поговорка «Осторожно — физик!». Физическая мысль готова покушаться на основы самого бытия, объяснять смыслы всего на свете.
Tweet |
От избытка сил физики издавна стали устраивать корпоративные праздники, в которых всякий может явить свои «нефизические» таланты: кто поет, кто пляшет, кто играет на дуде, а кто — в шахматы. Назвали они свой праздник Днем Архимеда, и еще в эпоху «оттепели» посещал эти действа Нильс Бор: радовался, как ребенок, тому, что в СССР подрастают умные и веселые парни и девушки, которые не дадут не менее кичливым физикам из США повернуть мир в свою сторону.
Праздник за последние годы то хирел, то расцветал опять — но одно было постоянным: актуальные идеи воплощались в представлении на ступеньках, которое открывало праздник. И это представление замахивалось всякий раз на мысли самые что ни на есть трансцендентные — физики хотели найти основы бытия, «точки опоры» — по образу и подобию самого Архимеда.
Интересно сравнить концепции праздников 1979 и 1999 годов. Двадцать лет публика могла лицезреть богато костюмированное действо под названием «Сказка про Емелю». Все начиналось с царской ревизии.
Царь:
— Что за здание такое? Заведенье ли какое, балаган или кабак?
Ученые:
— Что ты, царь-отец — физфак!
В ходе ревизии выяснялось, что ученые заняты долбежкой, студенты — зубрежкой. Физики во главе с упорствующим невеждой Далдоновым никак не хотят замечать наличие в природе не чисто физических сил. Давление на природу возрастало, что грозило уничтожением всего нефизического (воображения, души, творчества). Спасал ситуацию гармонично развитый студент Емеля. Представление длилось около часа, в нем было занято около тридцати персонажей, в том числе и десяток «нечистых» (что символизировали не чисто физические силы) во главе со Змеем Горынычем о трех головах.
День Архимеда 1999 года открыл замдекана физфака Александр Васильев. Он сказал добрые и в меру шутливые напутственные слова о традиции праздника как основе бытия. Потом началось представление:
Четверо студентов попадают в горы, где обитает одичавшее племя метеорологов, которое за отсутствием зарплаты впало в людоедство и идолопоклонство (ученые обожествили Гидрометеоцентр). Коллизия пьесы весьма многозначительна: речь идет о массовой смене марксизма на идолопоклонство в умах бывших ученых. Одичанию ученых противостоит здравый смысл студентов, «которые даже с похмелья не теряют головы».
Сегодня, как и 20 лет назад, студенты оказываются умнее ученых. Однако если в 1979 году говорилось о включении новых явлений в картину мира, то в 1999 году речь идет уже о жизни и смерти самих студентов: проигрывая диспут с людоедами, они рискуют стать пищей для ученых дикарей. На мотив песни группы Queen «We Will Rock You» ученые поют «Мы хотим обедать!» Сами студенты чуть не оказываются обедом для ученых дикарей. Положение спасает только чудо, которое произошло после мольбы студента Мямли, прямого обращения его к небесам: «Господи, мы же все люди! Что же начнется, если мы друг друга есть начнем!»
Любопытно, что кульминацией спектакля является сцена диспута на тему — есть ли Бог. Дикари говорят, что Бог есть: это Гидрометеоцентр. Студенты напирают на то, что существуют фундаментальные законы природы. Заметим, что обе точки зрения — результат веры в науку; ученые дикари лишь довели эту веру до фетишизма.
В целом День Архимеда на физфаке прошел в 1999 году вполне живо: выступала студенческая команда КВН, были турниры по играм в крестики-нолики, шахматы, волейбол и баскетбол. На статую Ломоносова, которую по традиции зовут «боцманом», нацепили майку со слоганом «Осторожно — физик!» Сделано это было, верно, в пику химикам — которые праздновали по другую сторону от Ломоносова.
Физикам, кстати, можно было бы многому поучиться у химиков — например, тому, что Союз выпускников химфака собрал на праздник сотни бывших студентов, и радость встречи однокашников придавала празднику не только трогательные ноты, но и создавала ощущение ценности и уникальности происходящего. У физфака выстроилась более компактная толпа, состоящая в основном из нынешних студентов. Из старых физфаковцев были в основном участники предыдущих «Дней Архимеда». По их мнению, к недостаткам представления 1999 года можно отнести переход от стилистики площадного театра, которой следовали в 1979 году, к стилистике агитбригады. Дело в том, что раньше на физфаке существовали разные «команды» — одни для ежегодных праздников, другой — для повседневной самодеятельности. Сейчас же «не до жиру — быть бы живу». Проведение Дня Физика взяла на себя агитбригада, которая действовала по законам, характерным для камерных пространств — ДК, аудиторий и общежитий. Это не могло не сказаться на зрелищности действия на ступеньках, на площади должен быть другой размах.
Владимир Попов, автор и инициатор праздников 1978-79 годов, оценил нынешнее представление на «троечку с плюсом». Однако, если ставить оценки, то следовало бы отдельно отметить отличный сценарий и вполне бойкое исполнение. Тот факт, что в представлении были заняты в основном студенты 1-2 курсов, вселяет надежды на будущее. Выпускники передали родному факультету том «Всеобщей истории Архимеда» с фотографиями и сценариями праздников прошлых лет. На сервере физфака открывается отдельная страничка, посвященная Дню Архимеда: http://www.phys.msu.su.
После действа на ступеньках выступали барды, к вечеру физики и химики сошлись на уличной дискотеке, которая в этом году прошла у стен химфака с такими звуковыми эффектами, что рев усилителей был слышен на несколько километров. Пиво продавали тут же. Факт, невозможный двадцать лет назад — многие из студентов упились до положения риз и «отдыхали» прямо на газонах.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.