rss
    Версия для печати

    Право дрожащей твари. Уголовная провокация как актуальное искусство

    Для того чтоб из редакции «ТД» попасть в Манеж, необходимо всего лишь перейти через дорогу. Когда мы узнали о кощунственной выходке Тер-Оганьяна, нашему возмущению не было границ. Дело тем не менее замяли. Давайте решим, кто этот человек — недоумок или подонок, и поступим с ним в соответствии с этим решением. Таково мнение редакции. Однако предлагаемая ниже статья полностью отвлечена от юридической стороны дела, здесь художественный критик выносит свой художественный суд. Состоялась художественная акция или не состоялась? Кто перед нами: злой гений или жалкий пошляк?
    Средства массовой информации разнесли весть: некий художник под видом акции «актуального искусства» на выставке в Манеже осквернял иконы: рубил их топором, рисовал на ликах святых свастики... В обществе поднялась волна протеста, в прокуратуру поступили сотни исковых заявлений от граждан, оскорбленных актом вандализма, было возбуждено уголовное дело. В ряде газет появились статьи в защиту свободы волеизъявления художника. Начались нешуточные баталии: в художественном сообществе мнения разделились — к примеру, на призыв Андрея Ерофеева к мэтрам актуального искусства встать всем как один на защиту свободы творчества Игорь Шелковский из Парижа ответил отповедью, где указал на то, что защитники осквернителя способствуют приходу фашизма в России.
     
    Что представляет собой эта акция с точки зрения самого современного искусства? Почему для кого-то стала актуальна рубка икон? Эпигоны «Венского акционизма» (австрийской школы перфоманса 60-х годов) считают, что художник не может прославиться «легальным путем», оставаясь в рамках искусства. Слава покупается ценой скандала. Акционист нарушает границы дозволенного: он покушается на общественные «табу», которые охраняются не только правилами морали, но и уголовным кодексом. Тот факт, что нарушил закон художник, не засчитывается в качестве «алиби» — в странах с самыми либеральными законами нарушение карается независимо от того, кто совершил проступок: принципы демократии требуют равенства всех перед законом. Путь к славе лежит через вызов общественной морали и имеет необходимым моментом наказание, которое можно рассматривать как испытание на многотрудном пути героя, жаждущего стать «звездой» искусства. Художник бросает вызов обществу и превращает в материал для творчества свою судьбу. Судебное решение является необходимым этапом художественной акции: какой смысл совершать акцию, задавая обществу вопрос в форме радикальной выходки и не получая ответа? Акционист рискует, он может быть оштрафован или даже лишен свободы.
    Что мы имеем в нашем случае? Тер-Оганьян, решивший осквернить иконы, был известен ранее акциями, которые прочитывались лишь в контексте комментария к концептуализму. К примеру, когда в 1992 году стал модным среди концептуалистов лозунг «в сторону объекта», Тер-Оганьян на выставке в Трехпрудном переулке продемонстрировал себя в абсолютно пьяном виде — в качестве, так сказать, объекта. Подобные выходки были в те времена очень модными — к примеру, члены группы «ЗАИБИ» Александр Маргорин и Юрий Поповский на «Фестивале режиссеров малых форм» в июле 1991 года показали перформанс «Жидкий театр», где использовалась сходная идея (по мере потребления алкоголя характер импровизации артистов изменялся). Группа «Сайра бланш» не раз в своих представлениях являла чудеса артистического бреда, вызываемого алкоголем. В разных контекстах одни и те же действия прочитываются по-разному, в этом — сила и слабость «актуального» искусства: его достижения весьма условны. Зато оно служит питательной средой для разного рода дискурсов, вызывает много вопросов. Речь идет о самой онтологии творчества — кем становится художник, избравший для себя путь акционизма? Артистом, клоуном или шутом? Клоун и шут — не оскорбительные слова, а понятия из области сценического искусства, которое имеет свою глубокую традицию, восходящую к скоморошеству и ритуальному антиповедению.
     
    В случае Тер-Оганьяна нам представляется, что художник стал шутом для избранных и в роли такого шута — любимцем «тусовки». Его действия с некоторого времени приобрели яркую антиправославную направленность. Он стал покушаться на живую традицию, за которой стоят миллионы верующих, так, как будто вышел играть в КВН. Это не просто самонадеянность: такие жесты говорят о неадекватности замысла и исполнения — то есть о художественном провале акции вне зависимости от ее содержания.
     
    Дело в том, что сама по себе акция могла бы иметь смысл богоборческий, если бы с Богом вышел сразиться Герой. Если же вызов небесам бросает шут, каким бы не был он веселым и находчивым, все его поползновения останутся втуне. Если от высшего Образа отрекается Художник и создает свой мир безобразного — дело одно, если же хулиган хочет досадить религиозной матушке и гадит ее любимые иконы — дело иное. Пошлый вандализм Тер-Оганьян хотел выдать за вызов Православию.
     
    Здесь начинается другая для автора статьи, личная часть истории. Декабрьский вернисаж в Манеже — праздник, с атмосферой которого контрастировала плачущая художница Вера Калганова: ее состояние никак нельзя было назвать радостным. Она сообщила мне о случившемся инциденте. Встретив горе-акциониста в вестибюле, я задал ему несколько вопросов: хотелось узнать, чем обусловлена его выходка и будет ли он и впредь рубить иконы и приторговывать оскверненными святынями или найдет себе иное занятие, которое сможет его прокормить в тяжелое рыночное время. Тер-Оганьян заявил, что рубит иконы потому, что хочет сдержать экспансию попов, которые «всюду суют свои кресты». Стало ясно, что он упорствует в желании сыграть с попами в свой КВН, не понимая, с какими силами вступает во взаимодействие. Акционист заявил, что будет отвечать за свои действия на суде. Я не был намерен помогать ему на избранном пути: зачем привлекать внимание общества к неудачной акции, которая не делает чести ни шуту, ни артистическому сообществу в целом? Однако вскоре меня вызвали в Прокуратуру для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному против Тер-Оганьяна по статье 282 УК России (о возбуждении национальной и религиозной вражды). Я рассказал о происшедшем: акция, какой бы негодной она не была, требует своего логического завершения. Если разжигание розни оставить безнаказанным, то следующим шагом «художников» будет изготовление чучел выпотрошенных людей иных рас и вер и экспонирование их на выставке. Поднявший руку на образ Бога не остановится перед тем, чтобы поднять ее и на человека.
     
    Можно ли называть Тер-Оганьяна художником? Художник не только создает образы, он творит образцы — и если художник рубит иконы, то его поступок во много значимей, чем действия, к примеру, озверевшего маньяка-сатаниста. Обыватель может затвориться в своем дому и устраивать сатанинские оргии с дружками, но его действия никак не подпадут под Уголовный Кодекс. То, что делает художник и что попадает в глазок СМИ, поневоле приобретает характер пропаганды: художник разрубает как бы не одну икону, а сразу миллион копий — в каждом доме, где стоит телевизор. Посчитать в таком контексте Тер-Оганьяна художником означает, во-первых, на языке юристов квалифицировать обстоятельства его преступления как «отягощающие» и, во-вторых — обвинить в пособничестве все сообщество «современного искусства». Действия Тер-Оганьяна ведут к дискредитации в глазах общества всего художественного сообщества, где он был выпестован и прикормлен в качестве галерейного шута.
     
    Возмущение и негодование православных может понять любой человек, имеющий представление о святынях: предположим, вандал разгромил памятник на могиле вашей бабушки — понравится ли вам это? Варваров, которые рисуют свастики на могилах евреев, преследуют в соответствии с уголовным законодательством — зачем же выставлять в галерее поруганные иконы? Как не имеет права художник превращать в материал для своего творчества могильные плиты, так же точно не имеет он и права использовать предметы культа и поклонения — то, что свято для других. Иначе встает вопрос: является ли имярек художником или он уголовный провокатор, прикрывающийся связями в «блатной» тусовке?
     
    Тер-Оганьян вручил ныне свою судьбу в руки следователей, судей и психиатров, которые должны провести экспертизу его здоровья. Он не раскаялся в содеянном и продолжает настаивать на своем праве глумиться над чувствами верующих, более того — даже «наказывать своих обидчиков». Вся эта история, в частности, разоблачает миф о православном фашизме — прошло полгода со дня выставки в Манеже, с головы Тер-Оганьяна не упал ни один волос, а число людей, пострадавших от его акций, только множится (на недавней акции группы «Слепые» в Нескучном Саду он пытался устроить безобразную потасовку и ранил женщину, подтвердив представления о себе, как о мелком уголовнике).
     
    Попробовал бы акционист устроить показательное осквернение святынь иудаизма или магометанства — что бы от него осталось? Акции художников оказываются отличимыми от выходок распоясавшихся подонков лишь в головах изощренных интерпретаторов, для которых абстрактная «свобода воли художника» важнее конкретной боли. Безнаказанность провоцирует рост преступности, а уровень правосознания мэтров такого искусства не выдерживает критики.
     
    Сегодня многие художники считают, что Тер-Оганьян должен понести наказание и выйти на свободу с чистой совестью. Я хочу обратиться к художнику с пожеланием прекратить этот дурацкий театр с психбольницей и открыто предстать перед органами правосудия. Художники актуального искусства старались нарушить границу между жизнью и искусством. И вот они добились того — их судят уже не критики, а судьи и прокуроры.

    Вставить в блог

    Право дрожащей твари. Уголовная провокация как актуальное искусство

    1 сентября 1999
    Для того чтоб из редакции «ТД» попасть в Манеж, необходимо всего лишь перейти через дорогу. Когда мы узнали о кощунственной выходке Тер-Оганьяна, нашему возмущению не было границ. Дело тем не менее замяли. Давайте решим, кто этот человек — недоумок или подонок, и поступим с ним в соответствии с этим решением. Таково мнение редакции. Однако предлагаемая ниже статья полностью отвлечена от юридической стороны дела, здесь художественный критик выносит свой художественный суд. Состоялась художественная акция или не состоялась? Кто перед нами: злой гений или жалкий пошляк?
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru