rss
    Версия для печати

    Влюбленный Шекспир. Жизнь должна быть сыграна безупречно

    Фильм режиссера Джона Мэддена «Влюбленный Шекспир» (по сценарию Марка Нормана и Тома Стоппарда) — вероятно, лучший иностранный фильм, который можно будет увидеть в этом году. Во всяком случае, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля (за лучший сценарий) и коллекция «Оскаров» за просто так не даются.
    Сюжет фильма очень прост. Уилл Шекспир влюбляется в леди Виолу и пишет бессмертную пьесу «Ромео и Джульетта». Пьеса ставится в театре, Шекспир играет Ромео. Премьера проходит с небывалым успехом и у простых горожан, и у королевы Елизаветы I. Вот и все. Любовная история не обходится без традиционных фигур нелюбимого жениха и расчетливых родителей, превращающих брак дочери в коммерческое предприятие; здесь есть место узнаванием, переодеваниям, путанице и неожиданному вторжению судьбы. Насколько внимательны авторы к драматургическим приемам Шекспира, настолько тщательно они пытаются реконструировать театральный быт Лондона 1590-х и жизнь драматурга. Сведения о быте черпаются, очевидно, из надежных источников, и поэтому театральная жизнь выглядит достаточно правдоподобно; что же касается самого Шекспира, то, поскольку почти никаких документов о его жизни не сохранилось, авторы позволяют себе некоторые вольности, которые, впрочем, неплохо вписываются в карнавальную атмосферу шекспировских пьес. Занимательность фильма рождается, во-первых, из переплетения двух сюжетных линий. Любовная — отношения Уилла и Виолы. И театральная: не так-то легко поставить на сцене пьесу, когда театры закрываются из-за эпидемии чумы, владельцы театров устраивают поножовщину, а драматурги изводят друг друга злыми шутками и торгуют еще не написанными пьесами. Во-вторых, из соединения того, что считается «вымыслом» («Ромео и Джульетта» как драматургическое произведение) с тем, что считается «действительностью». Это смешение — фигура, последовательно реализованная как в сюжетной, так и в концептуальной стороне фильма — позволяет задаться вопросом: а где, собственно, проходит граница между искусством и жизнью?
     
    Написал ли Шекспир «Ромео и Джульетту», просто перенеся на бумагу пережитое? Или именно любовь и вдохновение превратили жизнь в историю, достойную повествования? Авторы фильма скорее склоняются к последнему: чтобы о жизни человека можно было бы хоть что-то сказать, эта жизнь должна принять ясные и отчетливые очертания. Она должна быть безупречно сыграна — сыграна, как играется роль в пьесе.
     
    Один из главных героев, Уилл Шекспир, ищет любви, чтобы жить, и музу — чтобы писать. Любовь и музу он находит в Виоле. Если Уилла мучает жизненный и творческий кризис, то Виолу поначалу одолевают иллюзии: жизнь кажется ей чем-то неинтересным, скучным и жестоким. Она мечтает играть на сцене и ставит театр выше жизни.
     
    Пьеса, наконец-то дописанная и поставленная на сцене, все расставляет по своим местам: Уилл играет Ромео, Виола — Джульетту, и в этот момент нельзя отделить «жизнь» от «театра», драматурга от Ромео, актрису от Джульетты. Так любовь-вдохновение придает на короткий миг ясные формы тому стремительному потоку, который называется «жизнь».
     
    Зло — это не какое-то событие само по себе, это то, что разрушает все формы, делая невозможным само существование. Вот почему счастливая развязка фильма (состоявшийся спектакль и объяснение в любви) не отменяет ни брака по расчету, ни расставания влюбленных. Всему свое время, жизнь должна вместить все: любовь и разлуку, счастье и страдание, успех и неудачу. Казалось бы, на наших глазах все разрушается, но нет — все только начинается. Последние кадры фильма в этом смысле чрезвычайно оптимистичны: расставшись с Виолой, Уилл выводит на чистом листе бумаги — «Двенадцатая ночь».
    Так барочная эстетика контрастов Шекспира оказывается созвучной постмодернизму современности: только любовь-вдохновение создает жизнь из небытия, помогает перенести злоключения и расширяет жизненный опыт человека.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru