Tweet |
Вальдорфская школа — уютный мир неторопливой деревенской жизни: с настоящей мельницей, самоткаными ковриками и игрушками из шерсти и дерева. В противоположность сокрушительной терминологии советской школы: учебный план, образовательный стандарт, детодни и пр., — здесь предлагается считать уровень физического и душевного здоровья единственным фактором, определяющим учебный план.
Педагогическая система кажется тщательно проработанной и выверенной до мелочей, учитывающей возрастные особенности формирования ребенка, внешне схожей с христианской антропологией. Учителя талантливы. Педагог не только ведет все уроки и играет с детьми на переменах, но и лично занимается уборкой класса, мытьем посуды вместе со своими подопечными, щедро вкладывая душу в эти бесхитростные действия.
Но недоумение и тревогу вызвала полная закрытость проведения уроков для родителей. Вопросы здорового питания, медицинского наблюдения и лечения бралась решать школа, обосновывая это единой системой духовного подхода к взращиванию ребенка. Категорически запрещалось любое внешкольное образование: музыкальная школа, спортивные секции, художественные студии и т.д. С другой стороны, активно пропагандировалось широкое самообразование родителей на основе антропософской литературы.
Наконец, наше желание разобраться в этой непростой новаторской системе образования привело нас на семинар по педагогике «Риторика Штейнера», организованный руководителями школы (Центра). Слушателями семинаров были профессиональные педагоги и некоторые заинтересованные родители. Оказалось, что без изучения тайноведения, теософии и других разделов штейнеровской «духовной» науки семинарист не может быть допущен ни к продолжению слушания семинаров по практической педагогике, ни к работе с детьми в вальдорфский школе, ни к даже самым простым практическим делам школы. Вместо материалов по педагогике в первую очередь предлагалось изучить такие книги, как: «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека», «Очерки тайноведения», «Мистика на заре духовной жизни нового времени», «Как достигнуть познания высших миров». Сама подготовка вальдорфского педагога включает в себя широкий спектр оккультных практических приемов: каждое семинарское занятие предварялось тридцатиминутными речевыми упражнениями, построенными на медитативных изречениях «Риторика Штейнера» (читай: антропософская молитва на каждый день года). При этом очень осторожно и деликатно слушателям семинаров прививалось безбоязненное отношение к общению с миром духовных существ, как велению просвещенного и образованного времени. Христианская молитвенная практика объявлялась устроителями семинара устаревшей и недейственной. Подобная система речевых упражнений очень активно воздействует на настроение собравшихся людей, на их психофизическое состояние, по всей видимости и являясь тем элементом нейролингвистического программирования личности, о котором говорит диакон Андрей Кураев в книге «Сатанизм для интеллигенции» (М.: 1997. Т. 1). Эти речевые упражнения особо усиливались в сочетании с эвритмическими движениями, которые представляют собой систему «духовно наполненных» телодвижений, обозначающих звуки и позволяющих выразить слова на языке телодвижений. Хотелось бы отметить и особенность музыкальных занятий. Предпочтительным инструментом для детей младшего возраста являлась флейта, которая напрямую связана с дыханием и душевностью человека. Обучаясь на этом семинаре, некоторое время мы испытывали смешанные чувства неприятия методов, упражнений, изречений и мировоззрения в целом, с одной стороны, и, с другой стороны — восторга от видимых успехов их педагогической практики, желание перенять чисто практический полезный опыт полезного мастерства, даром которого несомненно обладали устроители семинара. Они просто покоряли своей работоспособностью, отзывчивостью, жертвенностью в деле практической помощи детям, в том числе и больным отказникам: ДЦП, Дауна и пр.
Но наши попытки получения сухого «педагогического остатка» из всей вальдорфский системы образования оказались тщетными. Исключение из системы приемов педагогики Штейнера, ее духовной основы — антропософии — означают лишение ее сути, целостности, стройности и, как следствие, — действенности и эффективности. При однозначной неприемлемости антропософских основ для православных, просто здравомыслящих родителей пугает общая психологическая атмосфера, неизбежно сопутствующая оккультной практике. Известны случаи характерных галлюцинаций у детей, которые, возможно, имеют под собой духовную основу. Так, девочка (8 лет) видела черный дым вокруг головы своего учителя, когда он рассказывал ежедневную сказку. Другая девочка (7 класс) — ужасные рожи влезающих с улицы в окна класса, который находился на втором этаже.
Вальдорфский учитель обязан рассматривать своего ученика как существо, пришедшее из духовного мира, сокровенная природа которого имеет три составляющих: физическое, эфирное и астральное. Весь учебный материал: азбука, математика, рисование, музыка, ежедневная сказка, которой заканчивается учебный день — дается учителем в интерпретации, носящей оккультный смысл. Вальдорфская школа в действительности — это не просто образовательная программа, это образ жизни, культивируемый среди всех членов этой школы-семьи. Родители-учителя и дети-ученики должны видеть перед собой одну и ту же цель — «духовное» самосовершенствование, в котором не остается никакого места ни Господу, ни Церкви. К примеру, под видом знакомства с христианским преданием детям прививается нигилистическое отношение к русским православным традициям, которые преподносятся в виде мифов и легенд (например, дети узнают легенду о преп. Сергии Радонежском). Так сознательно, в заявленной как нерелигиозной, в вальдорфский школе активно проводится губительная духовная практика, способная привить детям извращенные взгляды на мир, отторгнуть их от родной культуры, в конце концов, повредить их психику. Невольно задумаешься о том, что часто альтернатива бывает тупиком.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!