Tweet |
Как же идет процесс подготовки высококвалифицированных специалистов на факультете ВМК с точки зрения самих студентов? Каковы планы и перспективы их трудоустройства? Этот вопрос был поставлен перед сотрудниками Центра социологических исследований МГУ деканатом факультета ВМК. Такая обеспокоенность судьбой своих выпускников очень нас порадовала — она могла бы стать примером для администраций других факультетов.
Для нашего исследования были выбраны старшие курсы, так как именно 3-5-е курсы — это время овладения профессией. Выборка случайная, объем — 242 студента 3-5-го курсов ВМК МГУ, что составляет 24,3% от обучающихся на старших курсах факультета. Выборочная совокупность удовлетворяет 5%-му барьеру предельной ошибки выборки. Распределение по полу: 69% юношей и 31% девушек.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что большинство студентов (около 70%) пришли на факультет вследствие интереса к избранной области знаний и в дальнейшем собираются связать свою профессиональную деятельность именно с ней.
Вопреки существующему мнению, что сейчас все студенты работают, по данным нашего исследования, подрабатывает половина студентов ВМК (49%), при этом число работающих студентов на 4-5 курсах резко возрастает (с 36% на 3 курсе до 54% и 56% — на 4 и 5).
Абсолютное большинство подрабатывающих студентов работает по специальности: 59% занимаются написанием компьютерных программ (причем, чем старше студенты, тем больше среди них тех, кто занимается именно этим видом деятельности: 42% третьекурсников, 50% четверокурсников и 78% пятикурсников), 12% — продажей, ремонтом, сборкой компьютерной техники, 15% — зарабатывает деньги как операторы ЭВМ. Другие способы подработки — это работа в коммерческой торговле (11%), образовательные услуги (10%), языковые переводы (7%) и т.д. Малоквалифицированной сезонной работой, обеспечением безопасности заняты лишь 5% работающих студентов.
Анализ данных опроса дает возможность сделать вывод, что совмещение учебы с работой — неплохой способ овладения профессией и своеобразный стимул для получения образования, в результате чего возрастает осознанность приобретения знаний студентами, а приобретенный опыт является важным фактором при трудоустройстве выпускника (см. рис.1). Что касается планов студентов после окончания 5 курса, то продолжить свое образование хотело бы около половины студентов (54%), в том числе 38% — в аспирантуре (из пятикурсников — 44%). Около половины (49%) собирается найти высокооплачиваемую работу. Пятая часть опрошенных еще не решила этот вопрос. Интересно, что каждый пятый из опрошенных студентов ВМК хотел бы защитить кандидатскую диссертацию.
Полученные данные позволили сделать вывод, что, по мнению студентов, получив последипломное образование, они будут иметь больше возможностей для успешного трудоустройства согласно своему желанию.
Исследование показало некоторую неудовлетворенность студентов получаемым образованием, что выражается в следующем. Во-первых, половина опрошенных студентов (56%) опасается оказаться безработными. Во-вторых, достаточно большое число студентов (38%) заявило, что им недостаточно тех знаний, которые они получают во время обучения на факультете; они указали, что необходимо ввести дополнительные курсы, освоение которых помогло бы им лучше адаптироваться к требованиям современного рынка труда.
Думается, что это не голословные утверждения, поскольку половина студентов уже работает, при этом большинство — по специальности. Они уже представляют себе, какого рода работа ждет их в будущем, и могут соотнести получаемые знания с реальными требованиями к специалисту.
Студенты ВМК также часто указывали на то, что им не хватает практических занятий, прикладных курсов. Но, как верно заметил один студент, факультет, как и весь университет — это место, где должны давать фундаментальные, по преимуществу теоретические знания, где не нужно гнаться за сиюминутными требованиями и запросами общества. Это предполагает, что, получая такое образование, выпускник овладевает навыками самообразования, самостоятельной работы и всегда сам сможет сориентироваться в новых условиях.
Нетипичным оказался порядок требований к будущему месту работы у студентов ВМК МГУ в отличие от студенчества России в целом. На третье место вышло требование свободного графика работы, тогда как россияне в целом поставили это требование на 5 место. Возможно, причина тому — возможность свободно подрабатывать. А может быть, и шаг к западному образу жизни. Человек, придерживающийся такой ориентации, считает, что его профессиональная деятельность должна оставлять время для увлечений, развлечений, для собственной жизни. Он ограничивает свои притязания на работе определенными рамками. Мощным стимулом для него становится свободное время, определенное качество жизни, уровень потребления.
Основными способами поиска работы студентами ВМК после окончания Университета являются: помощь друзей, знакомых, рассылка резюме, помощь факультета. Новый и набирающий силу способ — бюро трудоустройства в Internet.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!