Tweet |
Портреты, автопортреты и пейзажи маслом в акварели из собраний Третьяковки, Русского музея, а также из частных коллекций были объединены общей темой-композицией: «Незнакомый Суриков».
Суриков не следовал «моде» века. Никогда не писал заказных портретов. Вы не найдете у него, скажем, портретов общественных деятелей. Его привлекало другое — определенный тип лица. Он писал портреты-типы. Эти портреты тесно связаны с его исторической живописью. Так, многие его женские образы возникли после создания картины «Боярыня Морозова». У него был свой идеал русской женской красоты.
В экспозиции представлена серия автопортретов. Быть может, наиболее цельный из них написан в 1879 году. Молодой художник уверенно смотрит на мир. Он успел уже чего-то достичь. У него большие планы на будущее. Он недавно женился. Познакомился со Львом Толстым. Ранние автопортреты — сама радость бытия, открытый диалог с жизнью. Поздние — отрешенность и самоуглубленность. Он пережил тяжелые времена. Ранняя смерть любимой жены, творческий кризис. После потери Елизаветы он отказался от привычной квартиры и всю оставшуюся жизнь снимал гостиничные номера. Благо, что близкие заботились о нем.
Где бы ни находился Суриков: в Сибири или в Москве, на Дону или в Крыму, в Испании или в Альпах — всюду писал пейзажи-этюды. Это своеобразные художественные свидетельства эпохи: «Зубовский бульвар зимою», «Старый Красноярск», «Дорога на Хотьково»...
Акварельная живопись Сурикова — особая статья. Был у него родовой красноярский сундук, который он повсюду возил с собой. И лежали в нем «аквареллы». Редко кому показывал — не выставлял. Считал просто домашними заготовками. А заготовки были порой на вес золота.
Tweet |
Вставить в блог
Незнакомый Василий Суриков1 мая 1998
|
Поддержите нас!