rss
    Версия для печати

    Французские епископы против рекламы «Фольксвагена»

    Во Франции проходит судебный процесс, связанный с использованием христианских символов в рекламной кампании «Гольфа»

    В начале февраля Ассоциация по защите религиозных убеждений и свобод, представляющая интересы Конференции французских епископов, приняла решение обратиться в суд второй инстанции Парижа с иском к рекламному агентству DDB-Needham и фирме Volkswagen. Причиной послужила рекламная кампания новой марки автомобиля Golf, в рамках которой с 28 января было напечатано более 10 тысяч рекламных плакатов. Вопреки обыкновению, епископат, серьезно воспринявший случившееся, требует возмещения ущерба и выплаты компенсации: 1000 франков за каждую афишу, что в целом составляет 3,3 млн. франков.

    В рекламной кампании Golf используется 4 вида плакатов, которые согласно обвинению «сильно оскорбляют верующих», искажая смысл библейских событий в целях «создания мифологического образа новой машины». Плакат, вызывающий больше всего возражений, представляет собой изображение Тайной вечери, где Иисус провозглашает: «Возрадуйтесь, друзья мои, ибо родился на свет новый Golf». На другом плакате изображен человек, выходящий из своего дома в халате с пакетами мусора в руках и заявляющий с восторженной улыбкой: «Благодаря новому «Гольфу» Фрэнсис стал верующим». Стоимость этой кампании оценивается в 100 млн. франков.

    Авторы этих идей: Андре Бушар, художественный директор агентства DDB, и Жан-Дениз Пален — признав, что «некоторые верующие, вероятно, были шокированы» этой кампанией, добавили, что они рассчитывали на «их чувство юмора». Из-за угрозы вызова в суд фирма Volkswagen обещала в ближайшее время изъять плакаты. Напрасный труд. Епископы подали в суд на авторов и на фирму, чтобы стимулировать обсуждение сущности проблемы. Зная о подобных прецедентах из прошлого, они хотят раз и навсегда объясниться с профессионалами в области рекламы по поводу искажений религиозных тем — в целях чисто рекламных и коммерческих, не касаясь вопроса о свободе творчества.

    Обвиняющая сторона считает, что эта рекламная кампания под совсем, казалось бы, безобидными формами «выходит за рамки всех известных прецедентов». Можно вспомнить споры вокруг фильмов («Ave Maria» Ж. Ришара, «Приветствую тебя, Мария»  Ж.-Л. Годара, «Последнее искушение Христа» М. Скорсезе и совсем недавний «Народ против Ларри Флинта» М. Формана) или же афишу фирмы «Бенеттон», где молодой священник в черной сутане страстно целует монахиню в белом одеянии. Эти случаи могли быть отнесены к жанру карикатуры или насмешки, направленному, в частности, против позиции Церкви в отношении сексуальной этики, чему противопоставляется принцип свободы самовыражения в кинематографе и рекламе.

    Как заявил представитель Католической церкви, в случае с этой кампанией Volkswagen действует в роли захватчика символического наследия, дорогого для миллионов верующих, не для художественного творчества, а исключительно для коммерческих целей. Безусловно, в данной ситуации, в большей или меньшей мере, речь идет о профанации «самого святого». Епископат не будет волноваться по поводу использования образа монаха в рекламе макарон или сыра, но на этот раз он считает, что речь идет об одном из центральных символов христианской веры — Тайной вечере. В этом смысле рекламная кампания переходит границы дозволенного.

    Таким образом, снова поставлен вопрос о моральном праве «собственности» на религиозные образы какого бы то ни было вероисповедания. Только верующим или вообще всем принадлежит то наследие христианских символов, которым охотно пользуются (легче, нежели иудейскими или мусульманскими символами) рекламные агентства? Этот вопрос обязательно встанет при разбирательстве иска епископов. Последние ответят, что реклама не имеет права распоряжаться образами, которые есть в Церкви и составляют основу и смысл ее веры.

    Кроме того, Конференция епископов хочет открыть обсуждение, как ей кажется, одной из негативных тенденций в рекламе — все больше тем (после секса) находить в основополагающих религиозных и вероучительных источниках. Как считает архиепископ Парижа, «секс приносит меньше прибыли. От Христа требуют быть торговым агентом. Сегодня — агентом по продаже автомобиля, а завтра?..»

    Анри ТЭНК, «Le Monde»

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru