Tweet |
В роскошных торжествах 850-летия Москвы оказался тихо забытым не менее достойный юбилей, который состоялся в минувшем праздничном году, и который мы так и не отметили — это 500-летие русского герба. Не столь давно двуглавый орел снова взлетел над Россией — впервые над восстановленной Иверской часовней и Воскресенскими воротами, а совсем недавно и над отреставрированным Историческим музеем в Москве. Весьма характерно, что в беспамятном XX веке забыли об этом юбилее, — в прошлом столетии перед революциями, в 1897 году, 400-летний юбилей русского герба праздновали по всей Российской Империи.
Перелетев в Третий Рим из Византии, двуглавый орел впервые опустился на государственную печать Ивана III в 1497 году. В древней символике орел, как и лев, символизировал царственность. Герб, как эмблема государства, выражал его национальную идею, то есть осмысленное народом историческое предназначение. Две увенчанные головы орла символизируют единство духовной и светской власти, власти патриарха и царя над русской землей. Наверху в центре располагается третий венец, знаменующий собой власть Бога над Россией. Одна голова орла обращена на Запад, а другая на Восток, символизируя срединное положение России и грядущее объединение их под властью российского императора. Грудь орла, как щит, прикрывает герб Москвы с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, золотым копьем пронзающего змия.
В XVII веке двуглавый орел взлетел на шатры Московского Кремля. Здесь тоже все было основано на глубочайшей и очень сложной символике. Сама конфигурация кремлевских стен — четырехугольник, стремящийся к треугольнику. Так средневековые зодчие совместили два религиозных символа — города Святой Троицы — «Царствия Треугольного» и четырехугольных стен апокалиптического Небесного Иерусалима — Царствия Божия. Первый каменный шатер, выложенный зеленой черепицей — символ Божественной Сени, Защиты и Покрова, — появился на Спасской башне в 1625 году. К концу XVII века такие же шатры увенчали все кремлевские башни. Шатры символизировали священность московского Кремля — «алтаря Москвы», а их зеленый цвет был уподоблен цвету стен Небесного Иерусалима. В Апокалипсисе говорится, что они сделаны из ясписа — камня темно-зеленого цвета, символа Святой Троицы и Святого Духа. Согласно толкованию святого Андрея, архиепископа Кесарийского, яспис — «присно растущий и зеленеющий, животодавец, символ жизни». В XVII веке двуглавые орлы появились на четырех проездных кремлевских башнях — Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой. Заметим, что их расположение в плане тоже давало трапециевидную фигуру, по форме близкую к конфигурации стен Кремля, как бы воспроизводя и повторяя ее.
В марте 1918 года в Кремль переехало большевистское правительство, и в том же году 1 ноября на Лобном месте при огромном скоплении народа «торжественно» сожгли всю государственную символику дореволюционной России и царские регалии, причем двуглавому орлу предварительно перебили крылья, а вместо скипетра и державы в лапы вставили нагайку и цепи. В 1934 году двуглавые орлы были сняты и на те же четыре башни установили звезды из уральских самоцветов. Однако они быстро потускнели, и в 1937 году их заменили на новые, рубиновые, только теперь их было уже пять — была добавлена еще одна звезда на угловую Водовзводную башню. Это было сделано сознательно: теперь увенчанные звездами кремлевские башни в плане сами представляют собой изображение пятиконечной звезды, означающей единство народов всех пяти континентов, объединенных в коммунистической идее мировой революции.
Двуглавый орел вновь прилетел в Россию и ждет последнего движения нашего патриотического чувства — когда мы снимем сами пятиконечные звезды над московским Кремлем. Ведь по-прежнему одна голова двуглавого орла смотрит на Запад, а другая на Восток, символизируя срединное положение России между двумя сторонами света. Осталось только вернуть русский герб на кремлевские шатры и тем самым отметить его забытый юбилей.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!