rss
    Версия для печати

    Критика чистого телевидения. Порочность самой системы даже во Франции пытаются выдать за «отдельные недостатки»

    На сегодняшний день телевидение является самым мощным инструментом формирования политических симпатий, культурных предпочтений, нравственных ориентации большинства населения. В России — где еще слабо развиты новейшие электронные технологии и где нет никакого законодательного контроля над средствами массовой информации — это влияние особенно велико. К примеру, в Соединенных Штатах вы не увидите днем по телевидению непристойных сцен (для особенно жаждущих существует видео). В других странах также существуют жесткие ограничения в области масс-медиа. Тем не менее, даже там трезвые аналитики бьют тревогу о разрушительном воздействии многих программ. Эрик Фестор в своей статье, перевод которой мы вам предлагаем, идет еще дальше и развенчивает самый миф об «объективности телевидения». Статья была опубликована во французском православном журнале «Foi Transmise et Sainte Tradition» в июле этого года. При переводе мы сочли необходимым несколько изменить ее композицию, опустить некоторые французские реалии и адаптировать текст к восприятию российского читателя.

    КОНТРОЛЬ над массовым сознанием становится главной целью политиков в XX веке. Технические средства связи постоянно улучшаются, и сегодня политическая пропаганда режимов различных ориентаций кажется детской забавой. На протяжении последних лет телевидение является безотказным орудием в руках государства. Говорит оно на языке идеологии или на языке рекламы — оно остается мощным полицейским инструментом.

    Это стало еще более очевидным с окончанием холодной войны, а затем и противостояния между либеральной и народной демократией. Две эти модели слились. Отныне идеология и потребительство идут рука об руку. В новом мире телевидение заняло главное место: у него есть свой специфический язык, оно автономно и обладает неограниченным влиянием.

    Наивные люди полагают, что «телевидение способно как на плохое, так и на хорошее». Действительно, существуют качественные передачи и дешевки. Но, к сожалению, телевидение не является тем, чем его хотят представить, — это не просто нечто объективное, чистое и прозрачное. Есть свои закономерности в том, как оно функционирует, в том, как оно отображает мир. И в нашу задачу входит критический анализ показываемого.

    Телезритель может сам распознать определенное давление политических сил. От назначения друга президента на пост главы общественного канала до антисербских и антииракских кадров, снятых и распространяемых американскими каналами.

    То же и с экономической зависимостью. Телезритель отдает себе отчет в затратах на передачи и поэтому инстинктивно не доверяет телевидению. Он знает, что ТФ-1 и Информационный канал принадлежат крупному промышленнику Буигу. Он знает, какую роль это играет при выборе приглашенных в студию. Например, Информационный канал считает своим долгом рассказывать о малозначительных политиках во Франции и за ее пределами — подобного мы не найдем ни в каком другом государстве. Дело здесь не в плюрализме. Для Буига важно создать «связи с общественностью» и продать свои высокие технологии мостов в страны Южной Америки или железобетонные мечети в арабские страны.

    Такие манипуляции зритель способен заметить. Однако крупномасштабная ложь по заказу промышленной группы или государства остается неразличимой. Поэтому необходимо идти дальше и показать, как характер видеоряда, давление прямого эфира и гигантские затраты предопределяют суть телевидения.

    В СВОЕМ ЭССЕ «О телевидении» социолог Пьер Бурдье показывает, каким образом коррумпированность отдельных журналистов скрывает порочность самой структуры телевидения. Примером может служить история с молодыми ведущими развлекательных программ, получавшими «умопомрачительные гонорары». Вскоре после скандала на канале для них организовали настоящее линчевание. Оно проходило по столь гладкому сценарию (вплоть до подбора слов — говорили об «отклонениях» и т.п.), что не возникало никаких сомнений — это было попыткой скрыть внутренние пороки телевидения.

    Бывает, что журналисты искренне заблуждаются относительно истинной природы телевидения. Патрик Пуавр Д'Арвор, например, видит в наглом вмешательстве папарацци в его личную жизнь лишь «отклонение», как если бы сама система была здоровой.

    Или передача «Стоп-кадр». Она анализирует освещение новостей на телеканалах, но ограничивается, как правило, лишь объявлением имен тех, кто искажает действительность. Обычно это одни и те же люди (деревья, за которыми не видно леса), главный среди которых — Буиг. Безнравственные злодеи.

    Вопреки этой половинчатости необходимо раскрыть, пишет Пьер Бурдье, те «механизмы, при помощи которых телевидение способно оказывать давление на аудиторию через зрительные символы». По его мнению, визуальное воздействие — это насилие, которое применяется с молчаливого согласия тех, кто его использует, и с молчаливой помощью тех, кто ему подвергается. В такой ситуации недостаточно простого указания на виновных.

    ТЕЛЕВИДЕНИЕ не затемняет реальности — это бывает довольно редко, — оно ее искажает. По словам Пьера Бурдье, «оно скрывает, показывая».

    Во-первых, потому, что при отборе материалов руководствуются принципом сенсационности. Подача французскими телеканалами манифестаций в Белграде в декабре 1996 года — наглядный тому пример. Для журналистов-комментаторов главным стало то, что демонстранты были в необычных одеяниях, подчеркивающих их единство. Настоящая же цель выступлений состояла в том, чтобы добиться поддержки западных государств. То, зачем люди собрались, осталось на втором плане, а видеоряд уже запечатлелся в сознании.

    Журналист-телевизионщик — это не продажный, бесчестный человек, но он ищет сенсаций, которых требует внутренняя логика телевидения. Кроме того, телевидение не способно показать сложность всех ежедневных событий: оно идет по пути стереотипов. Если оно говорит о трущобах, то лишь затем, чтобы показать араба-громилу в маске, вооруженного бейсбольной битой, или просвещенного араба-гуманиста, преследуемого бандой хулиганов. Больше зрелищ на маленьком экране!

    Наконец, телевидение не предполагает размышлений, долгих обдумываний. Все силы журналиста направлены на то, чтобы окупались затраты, иначе он потеряет квалификацию — его не будут смотреть. Все реже и реже на телевидении появляется аналитика. Пишущий журналист постепенно вырождается в монтажера. Журналист, который ищет картинки, чтобы сопроводить свой анализ, сменяется журналистом, ищущим короткие, отрывочные фразы, чтобы эти картинки озвучить. Для размышлений необходимо время, а телевидение этого времени не дает. Значит, чтобы донести до зрителя мысль, ее надо упростить.

    Но даже упрощением содержания телевидение не ограничивается. Меркантильная логика и спешка навязывают зрителю просто готовые выводы-полуфабрикаты. Они мгновенно проглатываются аудиторией, сразу же принося прибыль. Что же, таков дух времени. Эрик Фестор, «Foi Transmise»

    Вставить в блог

    Критика чистого телевидения. Порочность самой системы даже во Франции пытаются выдать за «отдельные недостатки»

    1 ноября 1997
    На сегодняшний день телевидение является самым мощным инструментом формирования политических симпатий, культурных предпочтений, нравственных ориентации большинства населения. В России — где еще слабо развиты новейшие электронные технологии и где нет никакого законодательного контроля над средствами массовой информации — это влияние особенно велико. К примеру, в Соединенных Штатах вы не увидите днем по телевидению непристойных сцен (для особенно жаждущих существует видео). В других странах также существуют жесткие ограничения в области масс-медиа. Тем не менее, даже там трезвые аналитики бьют тревогу о разрушительном воздействии многих программ. Эрик Фестор в своей статье, перевод которой мы вам предлагаем, идет еще дальше и развенчивает самый миф об «объективности телевидения». Статья была опубликована во французском православном журнале «Foi Transmise et Sainte Tradition» в июле этого года. При переводе мы сочли необходимым несколько изменить ее композицию, опустить некоторые французские реалии и адаптировать текст к восприятию российского читателя.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru