rss
    Версия для печати

    У истоков славянского единства

    Благословенная страна Болгария... Слова эти невольно слетают с уст, когда, пересекая ее гористые просторы, любуешься зелеными склонами холмов и обширными полями, где живописно расположились болгарские села, сохранившие еще патриархальный уклад и трепетное отношение к традициям.

    Весной белые с черепицей дома утопают в цветущих садах и розовых палисадниках, а осенью окрестные поля покрываюся изобильным урожаем. Расположенная на перекрестке торговых путей, Болгария с ее благодатным климатом всегда прельщала завоевателей. На ее долю выпали не только многочисленные войны, но и многовековое рабство и постоянная борьба за свободу. Первое Болгарское Царство появилось в VII веке, когда пришедшие в устье Дуная кочевые племена волжских булгар и славяне, исконно жившие там, заключили военный союз. В то время Болгария была еще языческой страной. Византийские летописи с ужасом повествуют об осадах Константинополя болгарскими ханами и о многочисленных жертвоприношениях, сопровождавших эти осады. Но вот на болгарском престоле появился царь Борис, которому суждено было присоединить Болгарию к сонму православных держав. Это произошло в 862 году — за полтора века до крещения Руси.

    Время правления царя Бориса (852-889) стало эпохой расцвета Первого Болгарского царства. Сюда прибыли ученики святых Кирилла и Мефодия. Равноапостольные братья создали славянскую азбуку, перевели Евангелие, богослужебные книги; оставив после себя талантливых последователей, они заложили основу не только болгарской литературы, но и всей славянской культуры. Наверное, поэтому и по сей день святые братья так почитаемы в Болгарии, где их именами называют улицы, проспекты, школы и университеты.

    В 968 году произошло первое крупное столкновение русичей с болгарами, когда дружина князя Святослава разгромила болгарское войско и надолго обосновалась в богатом торговом городе — Переславце на Дунае. Святослав даже мечтал о переносе столицы, но, обеспокоенный набегами кочевников, он вынужден был вернуться обратно на Русь. Когда же в 988 году Русь приняла христианство, именно из Болгарии сюда поступили первые славянские переводы Священного Писания, творений Святых отцов и богослужебных книг, а, возможно, и первые учителя.

    Столицей Второго Болгарского царства стало с 1187 года Тырново — церковный и политический центр страны. Именно с этим городом-крепостью и с окружавшими его монастырями связано величие и расцвет Болгарского государства.

    Каждый из монастырей имеет свою интересную историю, но, пожалуй, ни один не сыграл такой большой роли, как великая Феодосиевская лавра, чьим преемником в XVIII веке стал ныне существующий Килифари-ев монастырь. Основания в то же самое время, что и Свято-Троицкая обитель преподобного Сергия, Феодосиевская лавра просуществовала немногим более сорока лет. Но и за этот недолгий срок обитель собрала молодых монахов-книжников из Болгарии, Сербии, Влахии и Руси. Именно там под руководством св. Феодосия основана была Килифариевско-Тырновская литературная школа, сыгравшая роль первого болгарского и общеславянского университета. Именно из Феодосиевской лавры, как позднее из обители преподобного Сергия, вместе с другими светильниками православного мира вышли на служение два великих подвижника своего времени: святой Евтимий, патриарх Тырновский, и святитель Киприан, митрополит московский. В эту драматическую эпоху (сколь бы разнойона ни была для обеих держав) они стали нерушимым оплотом веры и духовной стойкости.

    К окруженной со всех сторон лесом обители ведет маленькая тропинка и живописный подвесной мостик. В центре обширного двора, засаженного (как это обыкновенно бывает в болгарских монастырях) розами и плодовыми деревьями, стоит монастырский храм, сложенный из местного необработанного камня. Если вам когда-нибудь доведется посетить эту обитель, то не без удивления в этом скромном и обветшавшем храме затерянного в лесу монастыря вы увидите образ святителя Николая русского письма и огромное, несколько потускневшее от времени и копоти хрустальное паникадило. Гостеприимные сестры с благоговением перед подвигом — ратным и молитвенным — расскажут вам их историю: икона святителя Николая была подарена одним из русских полков, освобождавших в 1874 году Болгарию от турок, а паникадило, сделанное на уральском заводе, — вклад русского царя Александра II.

    В этом — символ единства двух славянских православных народов, болгарского и русского.

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru