Tweet |
Поклонники «Новой Эры» замелькали на страницах российских изданий. Либеральные ценности все плотнее смыкались с идеями религиозного синкретизма. Всетерпимость и всеядность стали «духовными ценностями» не только российских чиновников, но и интеллигенции.
Почва была подготовлена усердной проповедью масс-медиа с нехитрым тезисом «всякая духовность хороша» и многолетней работой многих безымянных кружков, в особенности Общества Рерихов. Взращенные при государственной поддержке, теософские дрожжи стали питательной средой «Новой Эры». Россия говорила о религиозном ренессансе и православной духовности, но при этом дышала парами оккультизма, магии и целительства.
***
Название «Новая Эра» лучше понимать буквально. Визионеры и «пророки» наших дней провозглашают новую эру, в которую вступает Вселенная. Мифический Век Водолея — это астрологический звездный век, который, по их мнению, окажет мощное воздействие на все человечество, особенно на его духовную жизнь. Каждый получит особые знания, и человеку будут служить тайные силы.
По поводу конкретных сроков согласия у «пророков» «Новой Эры» нет: одни говорят, что век уже наступил, другие — что вот-вот наступит. Но это не главное. Главное, что все согласны с Ширли Маклейн, выразившей кредо «Новой Эры» так: «Гуманизм, братство и откровение тайных сил». Это будет рай на земле. Естественно, пророкам «Новой Эры» открыто «евангелие» Века Водолея. Христианство провозглашается религией прошлого.
«Новая Эра» — пестрое собрание сект и религиозных групп1. Как правило, они не утруждают себя сочинением названий, довольствуясь сугубо практическим именованием — через род занятий: «мы практикуем то-то и то-то». Наиболее удачным, хотя и парадоксальным, определением для всего множества групп является, пожалуй, термин «анонимные религии», предложенный профессором И.Огордом. Религия (от лат. religare — связывать вновь) — это восстановление прерванной связи. Как восстановить эту прерванную связь, если не предполагается ответ на вопрос «с кем»?
У «Новой Эры» нет имени, нет формы, она безобразна в церковно-славянском смысле слова. Об этой силе, безликой и множественной, есть свидетельства в Евангелии. »Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион»; потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк. 8:30-31).
***
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», — так в Никео-Цареградском Символе Веры христиане исповедуют веру Церкви в жизнь будущего века, в жизнь со Христом и во Христе.
«Новая Эра» мимикрирует, приспосабливается под эсхатологические ожидания христиан. Но вере во Христа Спасителя прямо или прикровенно противопоставляется вера в сам «новый век», исповедание такого «преображения» человека, которое произойдет без Христа, иной силой. Не имеет никакого значения, кто придет и совершит «спасение» мира. Это может быть Будда Майтрейя (буддизм), «преподобный» Мун (по корейской версии), Мария Деви (по украинской версии), Секо Асахара (по японской) или Виссарион (по сибирской). «Если наши индивидуальные желания и удовлетворены в Раю, то это только из-за всепревосходящего стремления всех индивидуумов достигнуть и поддержать совершенное согласие Природы и Космоса»2. Новая Эра обозначает не просто временной промежуток. Это открытый призыв к отказу от христианской «жизни будущего века». К отказу, который начинается с желания дополнить христианство «новым откровением».
Что может быть нового после Нового Завета? Полнота Божественного Откровения, данного человечеству во Христе, предполагает полноту времен и стремительное приближение к концу истории. Но история еще не закончилась, и события, происходящие в мире после пришествия Сына Человеческого, описываются в книге Апокалипсис. И тем полнее наше понимание этой книги, чем больше мы видим свершающихся пророчеств, записанных в ней.
Главное уже совершилось. »Дети! Последнее время»,— напоминает святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 2:18). В этой эсхатологической перспективе новизна иллюзорна и претензия на новое откровение крайне сомнительны. Поэтому для христиан важной задачей становится хранить чистоту вероучения. «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас» (1 Ин. 2:24).
***
Тем, кто провозглашает себя пророком, мало написать «новое евангелие». Хочется быть услышанным, собрать последователей и получить власть. Для этого ньюэйджеры нашли разные пути: в политике — через идеи «нового мирового порядка», в экологии — через утверждение взаимосвязи с Матерью-Землей, в нетрадиционной медицине — через утверждение холистических принципов лечения, в «религии» — через поиск духовного опыта в мифологии.
Пантеизм не проводит ясной границы между богами, человеком и природой. Соединенный с различными магическими практиками, он не только не запрещает, но и активно поощряет магическое общение человека и природы.
В этом смысле сознание ньюэйджеров «экологично». Оно обладает достаточной гибкостью, чтобы адаптироваться к требованиям радикальных идеологов «зеленых». В частности, известному требованию Й.Хубера, который провозгласил, что сегодня «уже недостаточно служить Богу и другим высшим силам, служить нужно природе»3.
Экологическое движение в целом приняло мировоззрение «Новой Эры» как свою основу. Подтверждение тому можно найти во всех изданиях «зеленых», как американским и европейским, так и отечественным. На наших глазах журнал «Природа и человек» стал трибуной оккультного и языческого мировоззрения. «Наши древние предки-язычники обладали куда более экологичным сознанием и мышлением»,— восклицает А.Соловьев, сотрудник Кировского краеведческого музея, и предлагает печатать еще больше материалов по «дохристианской мировоззренческой культуре древних славян, по языческому мировоззрению, мироощущению и мировосприятию тех же марийцев, удмуртов и других народностей», а заодно и Рерихов4.
Из номера в номер на страницах журнала теософы обмениваются полученными «откровениями», утверждая свое учение, которое «одно и едино для всех». Это учение «должно быть единым источником для всего человечества Пятой Расы»5. Ю.Горский и В.Лавшук, формулируя принципы «ноосферного мышления», на первое место ставят «образование единого всемирного правительства, высшим приоритетом для которого должна быть... координация жизнедеятельности планетарного социума»6. Неоязычники всерьез рассуждают о том, как должен быть устроен мир и какая в нем должна быть власть.
Самым ярким примером является эволюция экологической коммуны в Файндхорне (Шотландия). Она превратилась во всемирно известный духовный центр «Новой Эры» благодаря тем магическим приемам, которые в сочетании с высокими сельскохозяйственными технологиями, позволяют получать высочайшие урожаи. Дэвид Спенглер, в прошлом содиректор Файндхорна, стал одним из самых известных пророков движения.
Понятие «экологии» занимает одно из ключевых мест в мировоззрении ньюэйджеров. Им свойственно самое широкое толкование этого термина. Теория «глубинной экологии» обосновывает не только биологические взаимосвязи, но и равноправное мистическое единство всех живых организмов. Сама планета Земля воспринимается как живое и священное существо.
«Новая Эра» рассматривает экологические проблемы преимущественно с мистической точки зрения. Ньюэйджеры убеждены, что мистический уровень бытия — самый важный во Вселенной. Овладение им становится главной задачей человечества, и в этом видится ключ к решению всех проблем. С одной стороны, через овладение мистическими чувствами человеческая «плоть» будет поставлена под контроль, а с другой стороны, через овладение мистическими знаниями будет преодолена неполноценность человеческого мышления и получена возможность эффективного управления материальным миром. Не случайно тема «нового мирового порядка» постоянно обсуждается ньюэйджерами.
«Экологический мистицизм» провозглашается главной стратегией выживания человечества. Ее основным элементом призвана стать возрожденная практика древних мистерий. Так ньюэйджеры желают принять на себя ответственность за творение и за судьбы мира в тех случаях, когда Бог «снимает эту ответственность с себя».
Совет «стать, как боги» уже звучал в истории человечества. Да, человек призван стать «богом по благодати», призван к мистическому общению с Богом, но путь к этому лежит через соблюдение заповедей Божиих. Библейское повествование свидетельствует, что желание «стать, как боги» привело к преступлению заповеди Божией и, как следствие, к величайшей трагедии в судьбах мира — грехопадению. К страшным последствиям ведет и незаконное вторжение в мир духов — то, что обычно называют «мистическим познанием», — к обольщению и порабощению человека падшими ангелами.
Адам искал новых знаний, но, нарушив заповедь Божию, познал лишь одно — свою наготу. После изгнания человека из рая тернии и волчцы стали произрастать на проклятой земле (Быт. 3:16-17). Желание «быть, как боги» привело к первой в истории человечества экологической катастрофе.
Нарушение заповеди не ведет к сохранению мира. Это «не экологично» и вполне согласуется с наставлениями святого апостола Павла. Он говорит о временах, когда »здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут себе избирать учителей, и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3-4).
***
Истинная вера требует от человека мужества. Дарами свободы и разума нужно распорядиться по достоинству. «Новая Эра» — это воплощение идеалов постиндустриального общества в духовной жизни. Но философия супермаркета ведет к потере духовной чуткости.
Незнание истории мстит, незнание законов духовной жизни отнимает свободу и разум. В движении «Новой Эры» соединяются мистические, оккультные и спиритуалистические группы, самые старые из которых отметили свое столетие, а новые появляются каждый день. «Новая Эра» возрождает древние культы и ереси, магическую и мистериальную практику. Все то, что рухнуло из-за неполноты и ветхости в свете Евангельского откровения, все то, что отвергла Церковь, утверждая свое вероучение — возвращается в наш мир. Не стоит в «Новой Эре» искать новизны.
Возвращение отвергнутого язычества описано в Апокалипсисе с пророческой силой. Язычество вступит в открытый бой с Церковью Христовой. Это будет последняя битва в мировой истории. И христиане в ней будут разбиты. Но не Христос, грядущий на облаке с силою и славою великою» (Лк. 21:27). «Новое небо и новая земля» наступят в тот миг, когда Сам Господь мечом, исходящим из уст Его, положит конец «Новой Эре».
Tweet |
Вставить в блог
Экология эры Водолея1 ноября 1996
|
Поддержите нас!