«Выход к часовне памятнику героям Плевны» — эти слова знакомы, пожалуй, всем, кто хоть раз был на станции метро Китай-город. На странное чугунное сооружение, расположенное напротив Политехнического музея, нельзя не обратить внимание. Но всем ли известна история его возникновения? Многие ли знакомы с событиями, в память о которых был построен монумент ? Много ли мы можем сказать о личности его создателя — художника-архитектора В . О. Шервуда? Думается, что ответы на эти вопросы представляют непреходящий интерес для всех, кому небезразличны история Отчизны и родного города.
Tweet |
(Окончание. Начало в №№34, 35)
Проект памятника павшим гренадерам по самой задаче и постановке вопроса невольно становится памятником всей великой войне. В. О. Шервуд
Создав первоначальный проект памятника, представлявшего собой часовню высотой более 20 метров с шатровым завершением, типичным для русской архитектуры XVI — XVII века, В. О. Шервуд приложил к нему объяснительную записку, в которой содержались следующие слова: «Принимая в соображение требование комиссии, мы придаем общей форме памятника надгробный характер, хотя устойчивые формы придают ему монументальность, а постепенное же суживание их кверху выражает стремительность к небу, что отвечает возвышенному строю общей идеи. Так как людные пункты и дороги отстоят от места сооружения на значительное расстояние, то необходимо придать памятнику приличную высоту. Массивный вход, простое и строгое его очертание, напоминает характер входа в гробницу».
Комиссия (в нее к тому времени входили генералы Гренадерского корпуса, участники плевненского боя И. С. Ганецкий, Ф. Ф. Радецкий и подполковник И. Я. Сокол) одобрила проект. Единственное, что вводило в смущение, — смета в 70 тыс. рублей, тогда как в кассе не набралось бы и половины этой суммы. В ноябре 1881 года обратились за помощью к императору Александру II, благожелательно отнесшемуся к проекту, и, по ходатайству П. А. Шувалова, получили разрешение на открытие частной подписки для сбора недостающих средств. В печати стали появляться призывы жертвовать на часовню-памятник, проводились выставки, была даже организована продажа фотографий проекта часовни. К весне 1881 года в кассе было около 29 тыс. рублей. Убийство Александра II пресекло поступление средств...
В постановлении от 4 августа 1881 г. новый император не счел необходимым объявить очередное открытие подписки на пожертвования.
В 1882 году Шервуд создает второй проект памятника: он уменьшил монумент, скульптурные композиции заменил горельефами, убрал длинные лавровые гирлянды, ранее соединявшие детали сооружения. 19 ноября того же года комиссия признала необходимым приступить к изготовлению часовни, отложив при этом внутренние отделочные работы «до более благоприятного времени».
Отливка чугунных плит была поручена Шервудом заводу братьев Бромлей (в советское время переименованному в «Красный пролетарий»), изготовление цинковых горельефов, венков и украшений интерьера — фабрике Георга Поля и Ко, бронзовый крест, буквы для надписей с золочением — фабрике товарищества Постникова, стекла для восьмигранного шатра — зеркальной фабрике братьев Смольяниновых, а их отделку под витражи по рисунку Шервуда — живописной мастерской Луи Опеля. С согласия комиссии изготовление майоликовых стен интерьера часовни было поручено заводу Масленникова в Тверской губернии, а письмо икон — прославленному академику М. Н. Васильеву.
Политическая ситуация в Болгарии, где в 1879 году на престол был возведен сначала немецкий принц Александр Баттенберг, а позднее Фердинанд I Кобургский (оба проводили враждебный России прогерманский курс), не благоприятствовала транспортировке и установке часовни на Копаной Могиле. Все чаще раздавались требования оставить памятник в России, которые усилились после открытия 12 октября 1886 года в Санкт-Петербурге памятника Славы, посвященного победе в войне с Портой. После того, как в июне 1887 г. в Нескучном саду была выставлена собранная из чугунных частей основа памятника-часовни (на месте демонстрации ныне находится ротонда, возведенная в честь 800-летия Москвы), в городскую Думу сотнями стали поступать петиции и просьбы (в том числе и от самих гренадер) об установке часовни в первопрестольной.
Началась долгая переписка с различными департаментами, наконец, московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков дал разрешение на постройку часовни в Лубянском (ныне Ильинском) сквере.
Все это время В. О. Шервуд трудился непокладая рук: он посещал производства, задействованные в предприятии, помогал наладке технологий выпуска деталей и украшений, вникал в монтажные работы, а ко всему прочему продолжал активную творческую жизнь.
Торжественная закладка памятника состоялась 27 июля 1887 года в присутствии представителей Гренадерского корпуса, «военных чинов Московского гарнизона, гражданских властей и сословных представителей г. Москвы». В документах городского управления о возведении часовни содержались особые замечания: «...всегда поддерживать памятник в соответствующем его значению состоянии», совершать 28 ноября ежегодно панихиду в память погибших под Плевной гренадер, учредить «кружечный сбор» на поддержание памятника, остаток с которого передавать «увечным и раненым воинам-гренадерам и их сиротам».
28 ноября (10 декабря) 1887 года — в день десятилетнего юбилея плевненского боя — памятник был открыт.
За прошедшие десятилетия облик памятника многократно менялся, изменялся и окружающий его городской ансамбль. Теперь у самого порога в часовни находится вход в вестибюль станции метро «Китай-город». Одно время о часовне как будто забыли. Но в последние годы студентами Православного Свято-Тихоновского Богословского института были проведены реставрационные работы. Часовню привели в «соответствующее ее значению состояние».
Если зайдешь внутрь часовни-памятника, то почувствуешь себя словно в неприступной крепости, обороняющей от тяжелого городского шума и суеты многолюдных улиц. Здесь в тишине горят лампады и свечи и сквозь разноцветные стекла шатра проникает неяркий свет. Поднимешь глаза вверх, и овладеет тобой мирное, спокойное, радостное чувство. Любовью согреты стены часовни... «Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (надпись на северной стороне часовни).
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.