rss
    Версия для печати

    Кино и права человека. Каждый человек должен знать, что у него есть права

    Правозащитный кинофестиваль «Сталкер» занимает особое место среди всех остальных кинофестивалей: фильмы, составляющие его программу из года в год, подбираются не столько по эстетическим соображениям, сколько по актуальности для общественной жизни тех проблем, которым они посвящены. Подобных кинематографических акций не существует ни в одной стране мира. Здесь искусство как бы забывает о самом себе — ради того, чтобы зритель понял, что настоящая и единственная жизнь существует только за стенами кинотеатра. Как закончится кино — это зависит от режиссера, а вот мир, в котором приходится жить человеку, во многом зависит именно от человека.
    С 10 по 16 декабря 1998 г. в Москве, в Центральном Доме кинематографистов прошел IV Международный Кинофестиваль «Сталкер». В этом году день его открытия был приурочен к 50-летию принятия ООН Всеобщей декларации прав человека. Четвертый «Сталкер» призван был средствами кинематографа обратить внимание общественности на проблему защиты прав человека в нашей стране, и таким образом внести свой вклад в формирование правового сознания.
     
    Как заметил Президент кинофестиваля Марлен Хуциев: «Правозащитный фестиваль не может быть случайностью в нашей стране — стране с такой историей». Он возник как попытка осмыслить историческое прошлое — чтобы избежать ошибок в будущем. В 1995 году в фестивале участвовали фильмы, тематически связанные с проблемами смертной казни и военнопленных. В 1996 главной темой были сталинские репрессии и судьбы репрессированных народов. В 1997 фестиваль был посвящен межэтническим и межконфессиональным конфликтам, правам журналистов и адаптации солдат к мирной жизни.
     
    В 1998 году в Кинофестивале, проведенном Гильдией кинорежиссеров России при финансовой поддержке Института «Открытое общество», в конкурсной программе участвовало 8 игровых и 13 документальных отечественных фильмов, среди которых — «Узел» А. Сокурова, «Страна глухих» В. Тодоровского, «Змеиный источник» Н. Лебедева, «Время танцора» В. Абдрашитова. Эти фильмы, как и некоторые другие, давно известны зрителям, они участвовали не в одном фестивале, их показывали по ТВ, они появились на кассетах или попали в кинопрокат. Тем интереснее было видеть, как в этих фильмах преломляется правозащитная тематика. Однако, собственно, чем кинематограф может помочь «решить» актуальные общественные проблемы? Настоящее искусство, как специально подчеркнуло Жюри, всегда стоит на защите прав человека: искусство способно сделать человека менее жестоким, оно может научить его состраданию и пониманию.
     
    «Сталкер» — это не просто кинофестиваль, это прежде всего просветительская акция. В этом году он собрал около 15 000 зрителей. В его рамках были организованы три специальные кинопрограммы, на которых кинопоказы сопровождались круглыми столами. В организации программы «Кино на защите прав беженцев» принимало участие Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), «Молодежный кинофорум» был проведен при участии МИД Великобритании, а «Кино на защите прав ребенка» была организована совместно с Детским Фондом ООН. В круглых столах, посвященных проблемам беженцев, детей и молодежи, принимали участие как простые зрители, так и представители общественных и государственных организаций — Федеральная миграционная служба, Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», Аналитический центр при Президенте РФ, члены Госдумы, Государственный комитет по делам молодежи, Комитет Госдумы по делам женщин, семьи, детей и молодежи, Московский комитет образования Правительства Москвы и др. Может быть, состоявшееся обсуждение было излишне эмоциональным, или несколько поверхностным и касающимся скорее частных вопросов (как, например, проблема неуставных отношений в российской армии), чем общих (вроде «философии права»), но сам по себе интерес рядового гражданина к правовым вопросам, его желание жить в справедливом обществе необходимо воспринимать как нечто положительное. Как показал анализ анкет, заполненных участниками обсуждений, в нашем обществе значительное количество людей считает, что право всегда на стороне силы. Преодолеть этот стереотип, научить людей уважать силу права — эту задачу нельзя решить за один день или одним кинофестивалем. «Сталкер», надо надеяться, будет одним из многих постоянных участников в этой просветительской работе.
     
    Поскольку Жюри оценивало фильмы, исходя из принципа «соответствия программным ожиданиям», т.е. идеологическому заданию, самые зрелищные фильмы фестиваля (как по напряженности действия, так и по совершенству визуального ряда) — «Змеиный источник» Н. Лебедева и «Страна глухих» В. Тодоровского — не попали в число призеров. Жюри вообще отказалось от различения игровых и документальных картин, в результате большинство призов собрало документальное кино, в котором правозащитная тематика просто очевиднее, чем в игровом. Гран-При не был присужден. Приз «Сталкер» получили «Две луны, три солнца» (реж. Р. Балаян), «Вайнахи. Между прошлым и будущим» (авторы А. Петрова и И. Юрлова), «В поисках теплого дома» (реж. Ю. Авдеев), «Три дня и больше никогда» (реж. А. Гутман). Специальный приз Жюри имени Валерия Фрида был присужден А. Солженицыну, герою фильма «Узел» (А. Сокуров). Приз Гильдии кинорежиссеров России достался игровому фильму «Война окончена. Забудьте...» (реж. В. Харченко). Приз Жюри общественных организаций получил фильм «В поисках теплого дома» (реж. Ю. Авдеев) и актриса Ирина Бразговска (фильм «Война окончена. Забудьте...»). Приз ЮНЕСКО «За распространение идей культуры мира и толерантности» был присужден фильму «Время танцора» (реж. В. Абдрашитов).

    Вставить в блог

    Кино и права человека. Каждый человек должен знать, что у него есть права

    1 февраля 1999
    Правозащитный кинофестиваль «Сталкер» занимает особое место среди всех остальных кинофестивалей: фильмы, составляющие его программу из года в год, подбираются не столько по эстетическим соображениям, сколько по актуальности для общественной жизни тех проблем, которым они посвящены. Подобных кинематографических акций не существует ни в одной стране мира. Здесь искусство как бы забывает о самом себе — ради того, чтобы зритель понял, что настоящая и единственная жизнь существует только за стенами кинотеатра. Как закончится кино — это зависит от режиссера, а вот мир, в котором приходится жить человеку, во многом зависит именно от человека.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru