rss
    Версия для печати

    «Кто мы, сербы? Какие мы сегодня?». Разговор начистоту

    Продолжение
    Как живет сербская молодежь? Начну издалека. В XIX векe сербы начали сбрасывать турецкое иго. С ужасными потерями, при массовом гомеровском героизме, с кровью и слезами, это им удалось... И  — что сербы сделали со своей свободой? Благодарили Бога за то, что дарил им силы, чтобы они могли выгнать эту мразь? Обещали служить Ему, после того как турки престали им мешать в этом? Стали усерднее бороться со своими грехами, прославляли Бога? Увы. Сыновья свободных богатых сербских свинопасов из пастушеских штанов перескочили в панталоны французской буржуазии (притом декадентской!)  — это было чудо, не менее, чем освобождение от турок! Наши интеллигенты были образованы не хуже, чем французские и английские, только вот Бога-то они забыли. Не верили темным сербским попам. А что там и верить? Обряды да пьянство! Свет искали в Вольтере. Они французскую литературу знали лучше самих французов... Насколько я знаю, у русских тоже было что-то подобное.
     
    И вот, этот процесс переодевания пастушеских штанов продолжается и по сей день. Меняется только фасон брюк. То ли марксистские, то ли капиталистические, то ли хиппи, то ли New Age, то ли панк, то ли рок, то ли денс, то ли ЛСД, то ли марихуана, то ли экстази, то ли... Все одно и то же. Я сам такой, был, по крайней мере. Одним словом  — главное, что мы, молодые, идем в ногу со временем. Все модные течения в современном цивилизованном западном обществе,  — гордо заявляет сербская молодежь,  — есть и у нас! Мы шагаем рядом с Западом, несмотря на нажим этих примитивных коммунистов, пошлых лохов и закоснелых крестьян! Мы читаем книги, которые читаются на западе, притом мы читаем и русских классиков, и наших современных сербских писателей, которые ничуть не хуже западных, и нам только не понятно, почему Запад их не читает, когда они такие умные, юморные, циничные, образованные, культурные... Да, мы в среднем более образованные, чем западная молодежь, которая ничего не читает, и только не понятно  — почему мы не столь богатые, как они (т.е. понятно: потому что у нас коммунист Милошевич. Только б его сбросить...).
     
    У нас  — противостояние молодежи «прогрессивной», прозападной, и «отсталой», «косной». Как выглядит наша «прогрессивная» молодежь? Пойдите на «Горбушку» и увидите  — точь-в-точь, как ваша. А что же «косная», «отсталая»  — может быть, хоть эти православные? Нет! Это, действительно, «косная», «дикая» молодежь, которая ничего не читает, ничего ее не интересует, только как деньги сбить, повеселиться, попить да лечь в постель... Такую веру исповедует вся сербская молодежь, не только «косные», но и «прогрессивные»: очень важно иметь джинсы самой модной марки, иметь модную машину, толстую золотую цепь около шеи с крестом, который весит 0,5 кг, красивую блондинку под рукой и тому подобное. Косные слушают действительно ужасную полковую музыку, какую-то нелепую смесь турбо-техно с «фольклорной» музыкой (главный оттенок в ней  — турецкий), с певицами-девицами, перед которыми Маша Распутина является идеалом целомудрия. Когда я был моложе (мне сейчас 30), перевес, не столько даже количественный (он всегда был за «косными»), сколько качественный был на стороне «прогрессивных». Но за последние несколько лет, благодаря войнам и промилошевичевским СМИ, подавляющий перевес, как мне кажется, остался на стороне «косных». «Прогрессивные» ушли в подполье, живут в ностальгических воспоминаниях о счастливых временах, рок-концертах, но презрение к «косным» не уменьшилось. Что «косным», в свою очередь, не мешает водить машины самого последнего типа, лить килограммы масла на головы, пить да воровать, да спать.
     
    Достаточно о сербской молодежи? А где же Православие? Ведь сербы мужественно защищают Православие?
     
    Я  — внук (по маме) православного протоиерея  — не был верующим в Югославии. И сказать об этом толком ничего не могу, но могу рассказать об этом на примере своей семьи. Благодаря папе, сербскому историку-патриоту, я получил воспитание, основными компонентами которого были: любовь к истории, к сербской культуре, монархизм, русофилия. Что касается Церкви  — то я туда ходил, зажигал свечку, знал, как перекреститься... Так вот, приехал я прошлым летом к папе и маме в отпуск. И торжественно заявил, что я уверовал в Бога. Знаешь, как мне ответили? Папа  — историк, патриот, президент сербского культурно-просветительного общества, «друг» черногорского владыки, и мама  — дочь протоиерея? Они, как одержимые, бросились, на меня: «Нет Бога»,  — говорит друг владыки.  — «Есть какая-то сила,  — говорит дочь протоиерея,  — но что с тобой, ты с ума сошел, фанатиком стал, ты что  — в монахи пошел? Зачем ты бросил писание аспирантской диссертации, да ты совсем обезумел, что с тобою случилось, хочешь, чтобы все смеялись над тобой...» Даже не хотели дальше слушать меня. Будто я какой-то преступник, который опозорил всю семью.
    Да, сербы православные, но, в большинстве своем, не христиане! Возможно ли это? Нет, конечно. Да, сейчас почти все крестят своих детей (еще не так давно это было признаком национализма или героизма), отмечают главные церковные праздники, зажигают свечки, погребают мертвых...
     
    Но это не более, чем поесть и попить на Рождество, пожарить свинью и испечь пирожное... Мусульмане, хорваты, коммунисты не дают нам сербами называться, и вот мы боремся, чтобы «хоть это» могли. Но чтоб кто подумал; что стоит за этими обычаями! Наш национализм  — либо галерейный, французско-интеллектуальный, либо полу- или совсем языческий, наши церкви заполняются только на Рождество и Пасху... Мой друг из Югославии пишет мне недавно: «Савва, епископ Шумадийский (Шумадия  — центральная Сербия), приказал всем священникам своей епархии, чтобы они читали проповедь после службы. Отвечают ему священники: «Некому читать, владыко! Никого нет на службе!» Он отвечает пастырям: «Читайте! КАМНЯМ ЧИТАЙТЕ! Камням церковных стен читайте, чтобы на Страшном Суде имели оправдание...» Вот так. И многое, мне кажется, у нас перемешалось с национализмом, иногда не знаешь, где заканчивается речь Христова пастыря, а где начинается речь охранителя исконно сербских национальных интересов... (Осторожно: я это говорю по памяти, на основании тех немногочисленных речей, которые я слышал 5-10 лет назад, и очень может быть, что я тогда имел уши, но не слышал, что до моего темного прогрессивного ума доходили только те слова, которые я хотел услышать... может быть, священники говорили совсем не то, что я слышал...)
     
    Есть, конечно, и настоящие сербы  — христиане... но их, по моему мнению, очень мало. Единицы. Их Господь спрятал, чтобы подвизались в безмолвии и далеко от мирской суеты, они безызвестны, «непопулярны», маленькие люди, которые молятся не по телевизору, а перед иконами, в полунищете... (Вот пример. Я, как культурный, образованный, прогрессивный, начитанный молодой интеллектуал думал, что я читал и знаю всех умных сербов в новейшей истории... Всех писателей, всех интеллектуалов, всех эрудитов, всех... Но: только здесь, год тому назад, я узнал, что я не знал самого умного (во Христе умного) серба  — авву Иустина Поповича, которого здесь почитают за одного из самых больших богословов XX   века... Только он жил далеко от ТВ, от высокотиражных издательств, академий, культуры... в каком-то маленьком монастыре, далеко от мирской суеты, и только сегодня его и у нас печатают... Намечается какой-то подъем, печатаются и духовные книжки, но их гораздо меньше, чем здесь, и они в 10 раз дороже! Сегодня ощущается и немногочисленный come-back молодежи к вере. Но их тоже мало. Они искалечены распутной рок-н-ролльной жизнью, национализмом и всей мирской суетой, и им с трудом удается снова приобрести невинность чистого Православия... (Знаю одного такого человека, который еще не во Христе). Наверное, в каждом третьем приходе есть одна «кучка молодых», которые идут на службы, читают...
     
    Правда, может быть, уже что-то изменилось в лучшую сторону...
     
    Я, честно сказать, не знаю достоверно, но очень сомневаюсь, что газета, подобная «ТД», т.е. газета христианской молодежи в мирском университете, в Белграде существует вообще. Студенты у нас веруют только в том случае, если они учатся на богословском факультете. Так я думаю. О, если бы Вы попали в Белград, «они» водили бы Вас по храмам, монастырям, показывали иконы, рассказывали  — часами, днями  — о сербской культуре, об исторических связях, о любви и братстве сербов и русских. О да, у нас много культурных, образованных, профессоров, художников, писателей, которые разбрасываются цитатами из Библии, которые знают художественные ценности православных икон, знают историю каждого храма, какой сербский богач основал его, обеспечил золотыми церковными украшениями. По телевизору показывают, профессора рассказывают о сербской церковной культуре... Последний выбор Мисс Югославии начался с пения сербской духовной музыки, и полуголые девушки (оплот византийского православного целомудрия!) водили боками под платьями, на которых были рисунки с древных сербских икон! Ведь у нас праздник, у нас юбилей: 900 лет сербскому монастырю на Афоне, Хиландаря! Знаешь, как наши актеры трогательно и высокоискусно умеют читать древные тексты! Но никто не хочет сказать, что Христос действительно воплотился, что действительно распяли Его и что действительно Он воскрес! Сербская «культура»  — это «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская»!Придут к вам (и к нам от вас, наверно) члены каких-то братских обществ русско-сербского приятельства и дружбы (но кто члены этих обществ, кто президенты? что за люди?), будут рассыпать поцелуи и тосты... (Я не знаю: когда я был студентом (я учился на программиста), во всех студенческих обществах президентами были люди... хм. Я надеюсь, что ты понимаешь, о чем я). Но я более, чем убежден, что это все  — мерзость пред Богом. «Конец их  — погибель, ибо чрево  — их бог...» «Кто сеет во плоти, от плоти и жнет, тление жнет...» «Нельзя служить Богу и мамоне...» «Нельзя пить чашу Христову с чашей бесовской...» Да, сербы, сами, кажется, того не зная, пьют чашу бесовскую, притом (о, козни бесовские!) думают, что пьют Христову-Чашу, что защищают Православие...
     
    О да, и мне хотелось бы, чтобы русские нам послали С-300, чтоб мы уничтожили 20-30 натовских самолётов, чтоб им показали, что сербы не какие-то там обезьяны; но настоящие мужики... О да, следующей мишенью натовских самолетов будете вы... Но?
     
    Нет больше сил. То, что я написал  — не обязательно правда. Я сам  — никто, блудник, пустослов, обжора, горделивец, предатель и дезертир боснийских сербов, вера у меня мертва (ибо без дел, ибо без крыльев  — ни поста, ни молитвы), я Господа не люблю (ибо не исполняю его заповедей), я смрадный курильщик и лицемер...
     
    И вот я купил здесь 200 кг духовных книг, собираюсь вернуться в маленький курортный город на адриатическом побережье Черногории, попытаюсь найти какую-нибудь работу, в свободное время переводить понемногу и попробовать побороть личный грех (вот попробую завтра  — не сегодня: сегодня слишком нервный... Знакомое тебе?), не лезть никак в политику, а своими, личными грехами позаниматься, приобщиться к Церкви, а никак не решать проблемы трагической судьбы сербского народа...
     
    Я почитал когда-то несколько номеров «Татьяниного Дня»... Ты меня извини, но я и до того, как стал «верующим», не любил читать газеты. Ненавидел даже. Слишком короткие статьи. Я не берусь читать что-нибудь, если нет хоть 3-4 страниц. (Архиеп. И. Шаховской, кажется, согласен со мной: «Новости заслоняют Царствие Божие»). Я люблю читать книжки. К сожалению, эта моя неприязнь к газетам осталась даже к газетам православным... Я беру, открываю  — но читать не могу. Даже в метро. Просто  — слова не лезут в глаза... Так что не обижайся... Прости.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru