Мы продолжаем публикацию статьи о жизни русского Закарпатья. Ее первая часть, опубликованная в «ТД» №34, была посвящена истории закарпатских русинов от первого упоминания о них до XI Х века включительно. Эта (вторая) посвящена истории противостояния карпатороссов австро-венгерскому и украинскому «самостийному» геноциду в XX веке до начала II мировой войны. Что значит быть русским? В течении всей своей истории карпатские русины отвечали на этот вопрос только так — нельзя быть русским и не быть православным христианином.
Tweet |
Когда Австрия распалась, Подкарпатская Русь была единодушна в своем желании воссоединиться с Россией. Но в России в то время уже хозяйничали большевики, на Подкарпатской же Руси поддерживали белых, стоявших, в отличие от интернационалистов-большевиков, на русских национальных позициях. Все это сделало невозможным воссоединение Подкарпатской Руси с Россией в то время.
Ей пришлось выбирать одну из четырех открывшихся перед ней возможностей и принять решение о своем будущем:
1. Войти в состав новосозданной Западно-Украинской Народной Республики (Галичины). Провозглашая ЗУНР, ее вожди провозгласили и вхождение в ее состав Подкарпатской Руси, не будучи никем уполномоченными и не имея на то ни морального, ни юридического права. Никакого волеизъявления на этот счет народа Подкарпатской Руси не было. Больше того: связывать свою судьбу с правительством ЗУНР, состоящей из «украинцев » — русоненавистников, у карпатороссов не было и не могло быть никакого желания.
2. Остаться в составе Венгрии на положении федеративной Карпато-Русской республики или автономной области. К этому решению склонялась весьма незначительная и неавторитетная часть угро-русской интеллигенции — «мадьяроны», и этот вариант был отброшен как непопулярный и бесперспективный.
3. Обрести полную независимость, создать государство Подкарпатская Русь. Карпатороссы, основываясь на провозглашенном тогда державами-победительницами принципе самоопределения нации, имели тогда и имеют сейчас на это полное право. Но на самом деле это было невозможно, ибо Антанта-победительница кроила карту Европы, не особенно считаясь с самоопределением народов и руководствуясь собственными соображениями. По отношению к Подкарпатской Руси ставилась цель — не допустить ни в коем случае ее самостоятельности, ибо было более чем вероятно, что она, став независимой, пожелает в той или иной форме соединиться с Россией.
4. Четвертый вариант решения будущего Подкарпатской Руси состоял в том, чтобы включить ее на положении субъекта федерации в состав вновь образованной Чехословацкой республики. Этот вариант и был принят благодаря тому, что карпатороссы понадеялись на москвофильство «младочешской» партии, но Чехословакия жестоко обманула Подкарпатскую Русь.
Подкарпатская Русь была присоединена к Чехословацкой республике согласно международному договору, подписанному 10 сентября 1919 г. в Сен-Жермене Антантой и присоединившимися к ней державами, с одной стороны, и представителями Чехословацкой республики — с другой. От имени Чехословакии договор был подписан доктором Бенешем, ставшим потом президентом страны.
Сен-Жерменским договором Подкарпатской Руси была гарантирована «полнейшая степень самоуправления, совместимая с понятием единства Чехословакии» (ст. 10). Подкарпатской Руси должен был быть предоставлен свой собственный законодательный сейм (в ведение которого должны были входить все вопросы, касающиеся языка, школы и вероисповеданий, местной администрации, и все другие вопросы, определенные законами чехословацкого государства) и автономное правительство, ответственное перед сеймом (ст. 11). Во главе администрации должен был быть губернатор, назначаемый президентом республики и ответственный перед карпаторосским сеймом (ст. 11). Чиновники в Подкарпатской Руси должны были назначаться, по возможности, из местного населения (ст. 12). Сен-Жерменский договор гарантировал Подкарпатской Руси право быть соответствующе представленной в чехословацком парламенте (ст. 14). Контроль за выполнением Договора вменялся Лиге Наций (ст. 14).
Все эти установления были проигнорированы Чехословакией. Вопреки договору, Подкарпатская Русь была разделена между субъектами федерации: ее часть (так называемая Пряшевская Русь с 250 тысячами карпатороссами) была присоединена к Словакии. Никакого сейма создано не было. На руководящие должности в администрации назначались чехи.
Чехословацкое правительство начало проводить искусственную украинизацию Карпатской Руси, видя в этом средство для отсрочки предоставления автономии и ослабления национально-культурных сил карпатороссов. Правительство специально выписывало и командировало в Закарпатье галицийских «самостийников». Вплоть до 1937 г. было запрещено преподавание в школах на русском языке. «Самостийники» имели в Чехословакии три учебных заведения, финансируемых правительством, карпатороссы — ни одного. Галицкие само-стийнические издательства, культурные общества также финансировались за счет государства, в то время как проф. Г. Геровский, крупнейший карпаторусский лингвист, находился в 1936 г. под домашним арестом.
Невзирая на систематическую двадцатилетнюю политику насильственной украинизации, осуществлявшейся силами чешского правительства, римско-католической церкви, социал-демократов и коммунистов, результаты к 1938 г. оказались ничтожными. Из 8 депутатов и сенаторов, представлявших русский народ в чехословацком парламенте, семеро были русские патриоты и только один, избранный чешскими и мадьярскими избирателями, называл себя украинцем. На Пряшевской Руси, переданной Словакии, все население голосовало за русских депутатов. «Украинцы» даже не осмеливались выдвигать своих кандидатов. А на референдуме, проведенном на Подкарпатской Руси в 1938 г., 76% опрошенных высказались за русский язык как язык официальный, язык преподавания и т.д. В политической жизни только те партии могли существовать на Подкарпатской Руси, которые поддерживали русскую идею. 8 мая 1919 г. была создана Русская Народная Рада. Количественно самой сильной русской партией был Автономный Земледельческий Союз (АЗС), вождем которого был Андрей Бродий. Интересы карпатороссов отстаивала также Аграрная партия.
В 1938 г. АЗС и Аграрная партия объединились в Русский блок. В 1938-1939 гг. перед лицом гитлеровского нашествия Чехословакия пошла на уступки — в мае 1938 г. была провозглашена автономия Подкарпатской Руси. В октябре 1938 г. было создано первое автономное правительство Карпатской Руси, в котором А. Бродий стал председателем Совета Министров и министром народного просвещения. К сожалению, впервые созданное русское правительство совершило серьезную ошибку, включив в свой состав проукраинского политика Августина Волошина, ставленника гитлеровской Германии. Менее чем через три недели после образования карпаторусского правительства премьер-министр Бродий был арестован, а премьером назначен Волошин. Вот как описывает историю этого переворота карпаторусский лидер А. Геровский: «Я немедленно, тут же из президиума югославского министерского совета, позвонил в Прагу министру иностранных дел Хвалковскому. Его в министерстве не оказалось, и вместо него со мной разговаривал его заместитель д-р Масаржик. На мой вопрос, на основании какого права чешское правительство могло арестовать главу автономного карпаторусского правительства и назначить на его место человека, к которому большинство русских Карпатской Руси не имеет никакого доверия, д-р Масаржик ответил, что чешскому правительству пришлось это сделать потому, что ему «так было приказано свыше». Когда я выразил свое удивление по этому поводу, Масаржик прибавил: «Нам пришлось сделать еще и что-то другое, что нам было гораздо более неприятно». А на вопрос, что под этим следует подразумевать, он ответил: «Мы им (т.е. Германии) должны были предоставить экстерриториальную дорогу, соединяющую Бреслау с Веной через нашу территорию».
Волошин переименовал Подкарпатскую Русь в Карпатскую Украину. Однако в 1938-39 гг. нацисты отдали Подкарпатскую Русь Венгрии. Для русинов был создан концентрационный лагерь в Рахове, где охранниками и палачами были галицийские «сичевые стрельцы».
Не менее ожесточенно происходила борьба за духовную свободу Подкарпатской Руси. Согласно Сен-Жерменскому договору, церковные отношения регламентировались карпато-русским правительством. Огромную роль в невыполнении Чехословакией Сен-Жерменского договора сыграла чешская римско-като-лическая клерикальная партия «Л и д о в а Страна», возглавляемая кардиналом Шрамеком, и римско-католическая партия патера Тиссо, примкнувшая затем к Гитлеру. Шрамек поддерживал Масаржика, а затем Бенеша — лидеров Чехословакии -при условии, что правительство будет подавлять Православную Церковь и не предоставит автономию Подкарпатской Руси.
Им было чего бояться... Склеенная насильно греко-католическая конфессия при ослаблении государственной поддержки начинала разваливаться. Карпатская Русь начала сбрасывать униатское ярмо еще в конце XIX века. В первой половине XX века уже появляются такие духовные лидеры, как архимандрит Алексий (Кабалюк), который стал во главе охватившего всю Подкарпатскую Русь движения карпатороссов за возвращение в Православие. Даже австро-венгерский геноцид не смог остановить этот процесс.
Православные христиане мадьярской части Австро-Венгерской империи находились в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 20-е годы Сербия стала « второй Россией». Эта братская держава приютила и армию генерала Врангеля, и Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви за границей. Братскую поддержку оказала Сербская Церковь и Карпатской Руси — туда был направлен епископ Нишский Досифей: после многовекового ватикано-униатского гнета это был первый православный епископ на Подкарпатской Руси. В 1921 г., как только Досифей прибыл на Карпаты, около миллиона человек покинуло унию и вернулось в Православие. Опорой Досифея стал архимандрит Виталий (Максименко), бывший наместник Почаевской Лавры, знаменитый миссионер и лидер правых русских партий.
Чешское правительство поддерживало унию, пыталось спровоцировать раскол в Православной Церкви. Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис), сторонник «реформации», поддержавший советских обновленцев в борьбе с патриархом Тихоном, пытался подчинить себе в 1928 г. всех православных христиан Чехословакии, поставив туда своего архиепископа Савватия. Однако авторитет еп. Досифея, арх. Алексия (Кабалюка) и о. Виталия (Максименко), сплоченность карпатороссов и помощь братской Сербии позволили нейтрализовать эти действия. Во время Второй мировой войны епископ Досифей попал в плен к хорватским усташам-католикам. Озверевшие фанатики таскали его за волосы по улицам Загреба. Владыка умер от пыток.
Tweet |
Вставить в блог
Русское Закарпатье. Замолчанная страница истории1 октября 1999
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.