Доктор филологических наук профессор Владимир Яковлевич Линков много лет читает курс лекций по истории русской литературы второй половины XIX века. Он является автором многих книг и статей о творчестве Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, наиболее известные из которых: «Художественный мир прозы А. П. Чехова» (1982), «Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина» (1989), «Скептицизм и вера Чехова» (1995), «Война и мир» Л. Н. Толстого» (1998).
Tweet |
— Владимир Яковлевич, Вы часто имеете возможность говорить со студентами, наблюдать их поведение. Что в них Вам кажется наиболее привлекательным, вызывающим симпатию?
— Что и вообще в молодёжи — искренность, непосредственность. Вот это самое привлекательное.
— В развитии каких сторон характера современных студентов Вы как педагог видите насущную необходимость?
— Студентам необходимо развивать стремление к самостоятельному мышлению, потому что человек, который учится в университете, должен прежде всего научиться самостоятельно мыслить — это обязательно; и трудолюбие, которого, я считаю, им не хватает. Недостаточно они работают, трудятся недостаточно.
— Как Вы на своих лекциях помогаете развитию и укреплению нравственных качеств в студентах?
— Я имею дело со взрослыми людьми и знаю, как трудно повлиять на человека словом. Тем более словом, которое произносится на лекции. Мне кажется, на лекциях преподаватель не должен ставить перед собой задачи воспитания нравственности студентов. Хотя изучение произведений русской литературы способствует пониманию нравственных проблем и тем самым нравственному развитию человека и его очищению. Я вижу свою задачу в том, чтобы как можно полнее и ближе к истине донести суть произведения. А что из этого сделает студент, как он воспользуется этими знаниями — это второй вопрос.
— Приходилось ли Вам искать согласия между Вашими взглядами и взглядами писателя?
— Такой задачи, я считаю, не может быть в цепом. Я старался понять взгляды писателей. И даже если эти взгляды расходились с моими, то я здесь особой проблемы не вижу и не считаю, что я должен стремиться к примирению. Напротив, я должен сознавать эти взгляды такими, как они присущи самому писателю. Посторонние, чуждые взгляды могут помочь лучше понять свои собственные. В этом большое значение изучения других точек зрения. Не в том, чтобы примирить их, а в том, чтобы ещё и яснее понять и осмыслить свою. Я могу думать так или иначе, но это никак не должно повлиять на мою интерпретацию. Моя задача в том, чтобы адекватно постигнуть, глубже понять суть и донести её до студентов.
— Считаете ли Вы возможным в Вашей научной работе отказ от исследования литературных произведений в религиозном ключе?
— Всё зависит от самого произведения. Если оно не ставит религиозных проблем, то никакого религиозного ключа не нужно. И таких произведений очень много. У Чехова, например, некоторые философские произведения. Хотя, конечно, и они каким-то образом перекликаются… Всё-таки основа жизни у нас — хотим мы этого или не хотим — христианская… Христианство пропитало нашу жизнь, и уйти от него никуда невозможно. И не следует этого делать! Наоборот, требуется глубокое изучение христианства. Для меня это сложно: я родился и воспитывался в атеистической стране, в тот редкий момент истории, и обладаю уникальным опытом. Поэтому для людей моего поколения изучение христианства, проникновение в него ещё не очень органично.
— Как Вы думаете, почему поиск смысла жизни никогда не исчезает в человеке?
— В человеке как в индивидууме это не всегда так. Потому что не каждый человек ищет смысла жизни. А в человечестве… Об этом лучше всего Достоевский говорил: если бы человек нашёл смысл жизни, то тогда бы всякий интерес у него бы прекратился, прекратилась бы сама жизнь. Настоящая жизнь — когда человек чувствует свою связь с бесконечностью и когда абсолютно достоверной истиной он не владеет. Христианство ведь называется верой. И любая религия называется верой, а не наукой. Наука может дать нам достоверную истину, бесспорную и несомненную, а религия такой истины в научной форме дать не может. Она даёт веру! Человек должен верить. Здесь я опираюсь на Достоевского: человек в вере всё-таки остаётся свободен. Это его свободный выбор. Я не могу выбирать, считать мне 2x2=4 или 2х2=5. А христианство я принимаю как веру, разделяю, положим, эти идеи, эти законы, эти заповеди, принимаю их — это мой личный, свободный акт. Без него веры быть не может. Поэтому естественно, что человеку всегда остаётся место для исканий в жизни. Достоевский никогда не говорил, что у него нет никаких сомнений. Сомнения сопутствуют вере, и вера укрепляется в преодолении сомнений. И для каждого отдельного человека вера — это такая высота, на которую, чтобы добраться, нужно иметь и потратить колоссальные внутренние силы. Эта задача становится перед каждым новым поколением, перед каждым новым человеком. Человек не может принять веру механически, он должен делать колоссальные личные духовные усилия для постижения этой истины. Истина — она бесконечна (та, которая Христом была проповедана), и человек бесконечно приближается к ней, никогда не овладевая полнотой. Потому что эта полнота отдельным, святым людям, доступна. Никогда человек не познает смысл жизни с достоверностью арифметического правила.
Tweet |
Вставить в блог
Чужие взгляды помогут лучше понять свои1 июня 2001
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.