— Ты что, в монашки подалась? Теперь с нами, грешными, общаться не будешь, а только со священниками? — слышится с одной стороны.
— Ага, в наших стройных рядах появилась папарацци! Ну, что скажете? — иронично улыбаются с другой.
Но в том-то и дело, что будущая профессия этих студентов не связана ни с тем, ни с другим. Они учатся в Российском Православном университете святого апостола Иоанна Богослова на факультете журналистики.
— Ага, в наших стройных рядах появилась папарацци! Ну, что скажете? — иронично улыбаются с другой.
Но в том-то и дело, что будущая профессия этих студентов не связана ни с тем, ни с другим. Они учатся в Российском Православном университете святого апостола Иоанна Богослова на факультете журналистики.
Tweet |
Этот факультет — единственный в своем роде, другого такого не су шествует. История его такова. В 1996 году будущий декан епископ Бронницкий Тихон (ныне уже архиепископ) по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II создал при Издательстве Московской Патриархии Институт церковной журналистики и издательского дела с двухгодичным циклом обучения. Предметы преподавались профессиональные и богословские: различные виды литературного редактирования, иконография, корректура, церковный протокол, основы издательского дела и другие. Через два года была достигнута договоренность Владыки Тихона с ректором Российского Православного университета игуменом Иоанном (Экономцевым) о создании в этом вузе нового факультета — церковной журналистики, куда на второй курс без экзаменов были зачислены выпускники института. Также был объявлен первый набор студентов православного вероисповедания.
Скоро Российскому Православному университету исполнится восемь лет. Недавно Святейший Патриарх Алексий II, вручая государственные дипломы его первым выпускникам, сказал, что возрождение нашего Отечества зависит от духовного и нравственного возрождения общества. Решить эту задачу, хотя бы в некоторой степени, призван Российский Православный университет.
Сегодня на факультете церковной журналистики уже четыре курса. Имеется несколько направлений: публицистика, издательское дело, видео- и радиожурналистика, фотоискусство. Срок обучения — пять лет. Занятия проходят в здании университета недалеко от станции метро «Новослободская» и при Издательстве Московской Патриархии на Погодинской улице.
Вот что говорят сами студенты о своем выборе факультета церковной журналистики:
— Для меня важно, что нас здесь окружают единомышленники. Верующему студенту бывает нелегко учиться в светском учебном заведении, так как сокурсники не всегда могут понять и разделить его мировоззрение.
— Мне очень хочется писать грамотно и ясно о предметах, связанных с Православием, о которых не все могут правильно и корректно рассказать.
— Для меня интересно направление «Православная журналистика». У нас прекрасные преподаватели — высокообразованные, наделенные чувством юмора. Группы небольшие, в среднем пятнадцать человек, поэтому осуществляется индивидуальный подход. Поступив на этот факультет, я стала по-другому смотреть на мир, поняла, что быть журналистом, а тем более рассказывать людям о вере, о Церкви — это большая ответственность. Также я стараюсь писать современным, понятным языком, чтобы мои статьи было интересно читать.
— Почти во всех вузах (кроме Свято-Тихоновского богословского института) дается лишь светское образование. А мне хотелось бы стать православным журналистом, получить также духовные знания, что я и нашел в Российском Православном университете.
Если первоначально (в Институте) церковным журналистам преподавалось два блока дисциплин, то теперь (на факультете) их стало три: общеобразовательные с православным уклонам (история, философия, иностранные языки, литература и т.д.), богословские (литургика — происхождение и история Литургии, ее объяснение и типы; история и толкование Ветхого и Нового Заветов, катехизис — основы православного вероучения, церковнославянский язык) и предметы, непосредственно связанные с журналистикой (основы полиграфии, практикум по газете, корректура, литературное редактирование и т.д.). В преподавании светских предметов РПУ, несмотря на юный возраст, мало уступает именитым вузам, потому что здесь читают лекции многие преподаватели из МГУ, МГИМО, Литературного института... На профессиональных предметах студенты слушают лекции по теории, но больше практикуются, сами пишут, делают макеты книг и газет, анализируют различные периодические издания.
Самыми любимыми из профессиональных предметов многие студенты называют стилистику русского языка и творческий семинар, где они делают упражнения в занимательной форме. Ребята говорят, что эти дисциплины помогают им развить журналистские и писательские способности, фантазию. Наверное, об этом стоит рассказать подробнее.
Одно из заданий по стилистике: преподаватель, кандидат филологических наук Георгий Андреевич Давыдов, произносит фразу, а студенты минут за десять должны, отталкиваясь от нее, написать небольшой связный рассказ, «не отрывая ручки от бумаги». Это вырабатывает способность быстро ориентироваться в событиях, сюжетах и умение раскрывать заданную тему. Вот рассказик одной студентки, продолжающий фразу: «Алексей Иванович посмотрел на часы и строго сказал Пете...»
Дорогой мой, я уже опаздываю на важную встречу, но твое вопиющее поведение заставляет меня задерживаться. И как это тебе не стыдно, дорогой мой, это «дорогой мой»у него появлялось всякий раз. как он отчитывал своего шалуна-племянника за очередную провинность, — ты умудряешься столько бедокурить? Это уже пятнадцатое тобой разбитое окно! Плюс три кошки, спущенные тобой в водосточную трубу с девятого этажа (до сих пор в ушах звенит от того жуткого визга), и директор только знает, сколько еще проделок! Ты же подложил перед уроком ей на стул полкоробки кнопок...
Петя не выдержал больше выслушивать этот мрачный перечень и стал думать о том, как здорово будет посадить Жучку в самодельный — они с другом Колькой целый месяц мастерили -самолет (правда, моторчик слегка барахлит, и крылья все время отваливаются) и пустить полетать над их речушкой Малявкой с высокого холма.
Другое задание: составить предложение, в котором бы осмысленно звучали такие случайно выбранные слова: стул, крокодил, герань, пенсне. Вот, что получилось у другой студентки:
Очень новый русский Маркиз Шаландович Пальцовкин забыл свое дорогущее пенсне в платиновой оправе на стуле с атласной обивкой, скромно украшенной 349 бриллиантами, ощупью стал продвигаться в коридор с картинами знаменитых художников на стенах, наткнулся на чрезмерно пахучую герань в позолоченной кадке, из-за этого нечаянно завернул к бассейну с лазурными волнами и, поскользнувшись на рубиновом полу, с громким всплеском рухнул в объятья к своему любимому крокодилу Вене, которого как раз в тот день забыли накормить...
Кроме того, ребята постоянно учатся описывать различные предметы, причем так, чтобы их образы сразу вставали перед глазами. Например, часы: одна девушка впечатляюще изобразила, как они случайно бухаются в суп, разлетаются на пружинки и колесики, которые потом сгибаются, хрустят на зубах, а суп начинает отдавать металлическим привкусом...
Потом бывает так приятно обнаружить, что при описании каких-то вещей красочные, «зернистые» эпитеты уже сами приходят в голову и просятся на бумагу.
Другой предмет — творческий семинар, который ведет кандидат политических наук, старший преподаватель МГИМО, соредактор журнала «Фома» Владимир Романович Легойда. Один из видов тренировок — заменить выбранные из какой-нибудь газеты заголовки (не очень удачные с точки зрения студентов) на другие, которые надо придумать самим. Иногда получается весьма остроумно, что-то вроде «Не ешь карамельку — козленочком станешь» (название статьи под рубрикой «Сладкая жизнь»).
Также студенты пишут работы на разные темы: «Яркое воспоминание детства», «Мой приход к вере», «Проблемы современной православной журналистики», «Интервью о профессии» и тому подобное. Бывает, что им дается такое задание: придумать внешность и повадки человека, которого можно было бы с первого взгляда узнать на многолюдном вокзале. Чего они только ни придумывали!
— Он очень плохо видит, поэтому не пугайтесь, если к вам подойдет маленький сгорбленный длиннобородый старичок с тростью, ручка которой отливает серебром, и пристально заглянет вам в лицо прищуренными ярко-голубыми глазами. Это и будет он...
— Он будет сидеть за третьим справа столиком в привокзальном кафе «Стрелка». У него черные очки, в зубах сигара, и он одет в шикарный цветасто-фиолетовый костюм от «Валентине». Даже если вы не сразу его отыщете, не беспокойтесь: он сам вас найдет...
— Он будет одет в черное драповое пальто с белыми кожаными карманами, в одной руке будет гитара в ярко-желтом чехле, в другой — поводок от черного шарпея, который будет лежать у его ног. А на плече у него — белая крыска, которая отзовется на кличку «Мумзик»...
В общем, простора для фантазии и шлифования журналистского мастерства достаточно.
Специализаций на факультете журналистики много. Кто хочет стать фоторепортером, кому-то ближе профессия верстальщика, кто-то не мыслит себя без видеокамеры, другой уже сейчас проявляет редакторские способности, кому-то хочется стать миссионером, публицистом или корреспондентом какого-нибудь православного издания. В будущем ребята вполне смогут работать и в светских СМИ. Нравственный стержень в них уже заложен Православием и Российским Православным университетом.
Сегодня студенты проходят практику в Издательстве Московской Патриархии, в редакциях православных газет и журналов, а также помогают в организации ежегодных Рождественских чтений и Конгресса Православной Прессы.
Год назад в Российском Православном университете начала выходить студенческая газета «Университетский вестник», которую выпускают студенты факультета журналистики. За это время вышло четыре номера. О первых шагах газеты рассказывает ее редактор, студентка второго курса Жанна
Григорьева:
— Какова идея создания «Университетского вестника»?
— Наша газета учебная, студенческая, то есть в ней мы учимся журналистке и издательскому делу, пишем о жизни нашего университета. У нас православный университет, и мы хотим донести до читателей его, если можно так сказать, дух, рассказать, какие мы, о чем думаем, что нас волнует. Хотим, чтобы наша маленькая по размеру и по возрасту газета была разносторонней, чтобы нашлось место и для серьезных статей на богословские, научные темы, и для юмористической странички. Пишут в нашу газету и преподаватели, и студенты.
Наш ректор отец Иоанн высказал пожелание, чтобы университетская газета стала связующим звеном между разными факультетами, между преподавателями и студентами, показала, что университет это живой организм.
— Расскажи, пожалуйста, об истории появления газеты.
— Когда я сдавала вступительные экзамены, замдекана факультета журналистики Людмила Викторовна Бородина предложила мне возглавить студенческую газету. Я согласилась. Но. как оказалось, возглавлять было нечего, так как ни редакции, ни самой газеты еще не было. Пришлось все начинать практически с нуля. В редакцию пришла сначала Лиза Монастырюк, потом Лена Меркулова, а третий номер нам помогала создавать Юля Булгакова.
Так как делать газету было негде, мы ходили в Издательство Московской Патриархии. Там в редакции «Журнала Московской Патриархии» сидели допоздна. Сами набирали на компьютере, сами корректировали и редактировали материалы.
Делали мы все это на общественных началах в свободное от занятий время, которого было крайне мало. Иногда мы сомневались, нужно ли это кому-нибудь, будут ли читать.
Первый номер газеты дался нам очень трудно и получился немного наивным, тем более что нас учат созданию газеты только со второго курса, а на практике мы начали заниматься этим с первого. Когда он наконец вышел, многие студенты подбегали к нам, радостно размахивая экземплярами газеты, и говорили: «Какие же вы молодцы!».
Все критические замечания мы со вниманием приняли, постарались исправить ошибки и недочеты.
Тираж печатается в типографии Отдела религиозного образования и катехизации на Большой Якиманке. Такую возможность предоставил ректор игумен Иоанн. Выходит газета на четырех полосах формата А-3 тиражом в 950 экземпляров.
Теперь Издательство выделило нам отдельную комнату под редакцию «Университетского вестника». У нас появились два компьютера, сканер и принтер. Все это дало нам новые силы и твердое ощущение, что мы трудились не зря.
Мы планируем увеличить объем нашей газеты, потому что в последний номер не вошло много интересных материалов.
Хочется надеяться, что из этой небольшой статьи читатель сможет составить себе некоторое представление о том, кто они — православные журналисты, что их интересует и как они учатся.
Tweet |
Вставить в блог
Православные журналисты — кто они?1 января 2001
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.