rss
    Версия для печати

    Не стыдитесь традиций церковного консерватизма

    В Татьянинском храме в рамках всемирного молодежного движения «Синдесмос» состоялась встреча православной молодежи из разных стран, на которой выступил известный миссионер диакон Андрей Кураев. Мы публикуем фрагменты его доклада «Миссионерский аспект церковного традиционализма».
    Церковный консерватизм — это факт. Социологически и психологически зафиксированный факт церковного бытия. И поскольку это факт и часть церковного образа мысли, то в качестве такового он нуждается в апологетическом осмыслении, в защите перед лицом светского мира. Слишком часто о миссионерстве стали говорить в связи с проблемой приспособления Церкви к современному миру, и сами миссионеры иногда склонны замалчивать некоторые духовные традиции, которые кажутся неудобными для диалога. Я же хочу показать, что церковный традиционализм — это не препятствие в церковной православной миссии, а помощь.
     
    Приведу только один аргумент богословского характера. Он прост: не мы спасли себя, а мы спасены Христом. Этот тезис важно как можно чаще напоминать самим себе и нашим собеседникам. Потому что есть в нашей психологии одна черта: человек по-настоящему знает только то, что он может сам изготовить. Если я могу сам создать диктофон, то я понимаю, как он устроен. Если бы мы спасли себя сами, тогда бы христианство было всецело рационально прозрачным, интеллектуально прозрачным. Если бы православная догматика была всецело понятной, была бы лишена антиномии, то я бы, наверное, перестал быть христианином. А поскольку Христос нас спас, а не мы спасли себя, то у нас очень мало прав в христианстве. У нас нет права на цензуру и нет особых прав на перестройку.
     
    Наше общество, в отличие от общества девятнадцатого века, — это общество языкового плюрализма. В девятнадцатом веке языком общества, языком культуры был язык позитивизма. Язык науки считался единственно допустимым языком осмысления человеческого бытия. Поэтому язык философии, этики, Церкви должен был приспосабливаться к языку науки. Но миф о всемогуществе науки разрушился на наших глазах. Современное общество признает, что нет всеобщего языка, на котором можно описать все разнообразие человеческих ситуаций, что человек имеет право мыслить на разных языках: на языке психологии или на языке философии, на языке поэзии или на языке физики. У Церкви тоже есть полное право сохранять свой язык и не стремиться приспособить его к модным современным идеологиям. Второй миф, который рушится на наших глазах, — это миф о прогрессе. Он учит, что будущее всегда лучше, чем прошлое. Еще десять лет назад такие слова, как «традиционный», «консервативный», «старый», «древний», носили негативную окраску. Когда кто-то хотел упрекнуть православие, то он использовал такой аргумент: «Ваше православие слишком старо. Отстаньте от меня с вашими средневековыми догмами. Берите пример с протестантов: они молоды, современны, динамичны». Теперь те же люди нам говорят иначе: «Что вы ко мне пристали со своим Новым Заветом! Берите пример с буддистов и кришнаитов. Вот это подлинно древние традиции, не то что ваше новое христианство!».
     
    Протестанты, действительно, были очень адаптированы к современности. Но любая женщина знает, что быстрее всего устаревает то платье, которое было самым модным. Именно потому, что православие не гналось за модой, в новой ситуации оно оказалось миссионерски более интересным. Современный человек, студент особенно, сам до некоторой степени тяготится своей современностью.
     
    Когда студент приходит в православный храм, его радует, что Церковь дает ему право быть другим, чем в своих привычных тусовках. Церковь дает людям возможность вырваться из плена газет и телевидения. Человек сходит с ума в пространстве, где у него нет узнаваемых реалий. На наших глазах меняются системы ценностей, состав правительства... И в этих условиях человек начинает особенно дорожить стабильностью Церкви. В храме неожиданностей не бывает. Человек может довериться Церкви, потому что здесь никто исподтишка ничего не реформирует, не спросив его мнения. Больше всего мы боимся, что нам скажут: «Вот мы посовещались и решили объединиться с католиками».
     
    Я не вижу миссионерских поводов к тому, чтобы призывать к реформам церковной жизни. Церковная традиция — это не тяжесть, которая мешает нам нести проповедь.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru