rss
    Версия для печати

    Пастырь Обыденского храма

    Пятого марта на семьдесят третьем году жизни умер старейший клирик Московской епархии Александр Николаевич Егоров, почти полвека служивший в храме святого пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке. Мы попросили наших авторов и читателей, знавших отца Александра, написать и отправить или принести к нам в редакцию воспоминания об этом человеке — пастыре, труженике и благодатном молитвеннике. Наш призыв не остался гласом вопиющего в пустыне, в редакцию стали поступать письма об отце Александре. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.
    Александр Николаевич Егоров родился в Москве 23 августа 1927 года в православной рабочей семье. Однажды, когда он еще учился в школе, его класс проходил медосмотр. Одноклассники увидели на груди Александра крест, и, смеясь, дали будущему священнику прозвище «поп». Вспоминая этот эпизод своего детства, отец Александр писал: «Голосом народа Господь как бы предначертал мне в дальнейшем путь служения церкви Христовой, именно в то время, когда и думать об этом было невозможно».
     
    С началом Великой Отечественной войны четырнадцатилетний Александр становится тружеником тыла, работает на заводе «Красный богатырь» и одновременно учится в школе рабочей молодежи. В 1947 году, успешно выдержав экзамены, поступает в Московскую духовную семинарию.
     
    19 сентября 1951 года Высокопреосвященнейший Макарий, Архиепископ Можайский, рукоположил Александра Егорова в священный сан диакона, а уже через два дня Святейший Патриарх Алексий 1 произвел дна-кона Александра в пресвитеры с назначением на служение в храме святого пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке города Москвы. Долгие годы это был единственный храм, действовавший в центре Москвы. Здесь отец Александр трудился до самой смерти -сорок девять лет.
     
    Центром жизни батюшки была Божественная Литургия; каждый раз он молился так, как будто впервые переживал совершающееся Великое Таинство.
     
    Нет, пожалуй, дома вокруг Обыденского храма, нет в Москве микрорайона, больницы или православного кладбища, где бы отец Александр не молился, выполняя просьбы прихожан, совершая таинства и требы. Невзирая на свою усталость и болезни (у отца Александра был рак), он шел к страждущим, неся в своем чемоданчике «передвижную церковь», — выполнять свой священнический долг.
     
    Отец Александр был одним из старейших членов Приходского собрания Обыденского храма и активно участвовал во многих делах прихода, был духовником целого ряда приходских духовно-просветительских учреждений. Среди них воскресная церковно-приходская школа для детей и взрослых, учебная мастерская по пошиву облачений и церковной утвари для новых и восстанавливаемых храмов, православный лекторий.
     
    За первой медалью, полученной в юные годы, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», последовали другие награды: правительственные — за многолетний труд на благо России, церковные — за усердные труды на благо Святой Церкви. Несмотря на тяжелую болезнь, до лета 1999 года батюшка продолжал служить. До самой смерти он считал своим долгом нести послушание клирика Обыденского храма.
     
    Для нескольких поколений москвичей отец Александр был пастырем и наставником, молитвенником и советником, для каждого у отца Александра находилось слово утешения и любви, всех он был готов поддержать в трудную минуту и предостеречь от ошибок.
     
    В периоды обострения болезни батюшки и его пребывания в больницах прихожане Обыденского храма организовывали круглосуточные дежурства около больного.
     
    Смерть любимого батюшки стала для прихожан большим горем. Множество людей пришло проститься с усопшим пастырем. В отпевании приняли участие Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и более восьмидесяти священников. Похоронили отца Александра в Москве на Немецком кладбище.
     
    «Что поражало в этом человеке — это «видение сердца», — вспоминает алтарник Обыденского храма Николай Ефремов, близко знавший отца Александра. — Батюшка всегда чувствовал, если у тебя что-то случилось, всегда старался помочь. Он любил всех людей, не делая никаких различий.
     
    Однажды на большом церковном празднике отец Александр пел «Многая лета» присутствующим, здесь же было несколько подсобных рабочих-мусульман; отец Александр поздравил и их, пожелав им «Многая лета»...
     
    Он никому ни в чем благом не отказывал, люди к нему шли непрестанно... Он каждого выслушивал, каждому давал совет с такой искренностью, с таким пониманием, каких я не видел ни у одного другого человека...»
     
    Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Та-тианы при Московском университете, рассказал один характерный случай: «Однажды отец Александр возвращался после крещения и венчания домой на троллейбусе (он до последних своих дней пользовался общественным транспортом), и на него вдруг набросился какой-то странный человек: схватил палку, на которую до того опирался, и стал бить отца Александра... «Что вы делаете? За что?» — воскликнул батюшка. Тот, ничего не отвечая, продолжал избиение. Смиренно снося побои (ни слова возмущения!), отец Александр доехал до своей остановки и сказал чуть слышно: «Вот как лукавый-то действует».
     
    Прихожане и служители Обыденского храма могут рассказать много историй и необыкновенных случаев из жизни отца Александра. До сих пор они вспоминают случай, произошедший много лет назад. Как-то раз после службы в храм зашел человек, судя по одежде, буддист. Заметно волнуясь, он стал рассматривать иконы. Отец Александр подошел к нему. На ломаном русском буддист объяснил: у него неизлечимо заболела жена, ничто не помогает, но он слышал, что у русских есть некий Божий угодник (имелся в виду Святитель Николай), и он хочет обратиться к нему за помощью, так как больше ничего не остается... Отец Александр облачился, предложил вместе помолиться по уставу православной церкви Николаю Угоднику, как великому в бедах заступнику, за его жену. Отслужили молебен. Отец Александр усердно помолился о здравии жены этого человека.
     
    Прошло довольно много времени, все уже забыли об этом случае -но однажды снова увидели пестрые одежды буддиста в храме. Он пришел благодарить Бога, Николая Угодника и отца Александра за помощь в трудную минуту, за исцеление жены...
     
    Как отмечают все знавшие отца Александра, это был настоящий русский православный священник — и внешним видом, и внутренней сутью. Голубые понимающие глаза, вдохновенная речь, поистине русская широта и щедрость души — это о нем. Сердце отца Александра, как и двери его храма, всегда было открыто для страждующих.

    Вставить в блог

    Пастырь Обыденского храма

    1 декабря 2000
    Пятого марта на семьдесят третьем году жизни умер старейший клирик Московской епархии Александр Николаевич Егоров, почти полвека служивший в храме святого пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке. Мы попросили наших авторов и читателей, знавших отца Александра, написать и отправить или принести к нам в редакцию воспоминания об этом человеке — пастыре, труженике и благодатном молитвеннике. Наш призыв не остался гласом вопиющего в пустыне, в редакцию стали поступать письма об отце Александре. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru