rss
    Версия для печати

    Окажутся ли будущие историки православными?

    Будут ли будущие историки православными?
    Весной нынешнего года автором этой статьи был проведен социологический опрос среди студентов исторического факультета, заканчивающих второй курс. Репрезентативность полученных данных довольно высока, так как количество опрошенных составило 84 человека, (это более 60% от общего количества учащихся). Впрочем, выборочный опрос, проведенный среди студентов-историков других курсов, показал, что полученные данные не являются репрезентативными для всего исторического факультета в целом. Но несмотря на это, даже поверхностный анализ полученных сведений (хоть они и относятся к довольно узкой группе в общей массе студентов Московского университета) способен выдать много интересной информации.
     
    Респонденту было предложено самому выбрать свое «вероисповедание» из очень широкого списка, где, кроме стандартных вариантов «православный», «атеист», «мусульманин» и т. п., были предложены и такие, как «симпатизирующий православию», «Бог у меня в душе», «агностик», и даже столь замысловатые варианты как «теист» (здесь — верящий в существование Бога, но не стремящийся к общению с Ним), «деист» (вообще не считающий общение с Богом возможным) и др. Такой плюрализм имел своей целью снять весьма частую даже в опросах почти синонимичность слов «православный» и «крещеный».
     
    Целый ряд вопросов был посвящен вере и суеверию: верит ли человек в приметы, в астрологию, в хиромантию? В бессмертную душу? В реинкарнацию? В рай и ад? В существование дьявола и темных сил, в ангелов? Кстати, такое большое количество подобных вопросов дало возможность увидеть то, что иначе не было бы замечено. А именно — ту кашу, которая царит в головах некоторых (заметим, довольно образованных) людей. Например, находились такие, кто, сказав, что не верят в бессмертную душу, через десять секунд уверенно заявляли, что верят в рай и ад... Да это еще что! Ведь 22% атеисток, как выяснилось, в бессмертную душу верят!
     
    Еще одна группа вопросов позволяла весьма точно выявить из назвавших себя православными действительно воцерковленных людей. Это были вопросы о частоте посещения церковных служб, о том, сколько раз человек в своей жизни причащался, о том, постится ли он и как часто читает Библию.
     
    И еще несколько вопросов были дополнительными — о курении и о средней успеваемости (за последние две сессии).
     
    Итак, опрос среди данной группы студентов-историков (почти 90% из них 1980- 1981 гг. рождения) показал следующее. Успешно преодолев искушения назвать себя если не «агностиком» или «деистом», то хотя бы «симпатизирующим православию», 46%юношей и 40%) девушек отнесли себя к православным. 22%) и 19%студентов сообщили, что они атеисты. «Симпатизирующих православию» оказалось 16% среди юношей и 6%) среди девушек. 5% и 6%) признались, что они агностики. И, наконец, 3%> студентов и аж 15% студенток заявили, что Бог у них «в душе». Среди опрошенных также оказались монофизит, дзен-буддист и практикующий оккультист. На других курсах истфака, как известно автору, есть также исповедающие католицизм, протестантизм (члены «Московской церкви Христа» и баптисты), ислам, иудаизм и даосизм.
     
    51% юношей и 68% девушек верят в бессмертную душу, 48% и 42% — в рай и ад. Что касается суеверий, то, к примеру, 27% и 55% верят в приметы. Интересно, что среди назвавших себя православными суеверных заметно больше — в те же приметы верят 35% таких студентов и 68% студенток. Курят среди них 11%> юношей и 31%, девушек (в то время как для курса в целом это 32%и 40%>), причем 80%, юношей и 100%, девушек, которым удалось бросить курить — православные. Успеваемость у них немного выше — 4,42%, и 4,39%, против 4,36% и 4,34%,
     
    Но самоидентификация как «православных» должна быть заметно откорректирована, поскольку посещают церковь хотя бы несколько раз в год всего 76% и 84%о таковых, а 29% и 21% ни разу в жизни не причащались.
     
    Если принять за минимальный критерий воцерковленности участие в Богослужении не реже раза в месяц, количество причащений не менее двух и хотя бы относительное («частичное», как это формулировалось в анкете) соблюдение поста, то количество православных уменьшается в несколько раз. Удовлетворяющих таким показателям оказалось 11% среди опрошенных юношей и всего 4% среди девушек. И если в целом среди относящих себя к православным суеверных много (выше среднего уровня), то среди людей более-менее воцерковленных таких не оказалось вообще — в приметы, хиромантию и т. п. не верит никто из них. Это ясно показывает, что практически все в той или ной степени церковные студенты-историки верят в Бога вполне осознанно, а не просто из-за своего мистицизма (как это кажется многим атеистам). В то же время полностью прочитали Библию лишь половина из них. Хотелось бы верить, что этот факт, который вызывает краску стыда перед протестантами, обусловлен во многом тем, что очень многие молодые люди пришли в Церковь совсем недавно.
     
    С другой стороны, отрадно то, что никто из данной группы опрошенных не курит (при том, что 50% юношей курили раньше). А вполне воцерковлепных (постящихся, посещающих богослужения не реже раза в месяц, регулярно причащающихся) на этом курсе истфака оказалось 8% юношей и, увы, 0% девушек. Если учесть, что в среднем по стране количество воцерковленных колеблется около 1%, то это очень хорошие цифры, дающие уверенность, что священников-выпускников МГУ (а в Москве каждый десятый священник окончил наш Университет) меньше не станет. Тем паче что количество православных христиан на истфаке отнюдь не рекорд — философский и особенно филологический факультеты, думаю, дадут ему хорошую фору. Однако словечко «думаю» выдает-таки субъективность такой оценки: подобные опросы на этих факультетах еще никто не проводил. Так что, филологи, философы! Если хотите, чтобы православные истфака смиренно преклонили перед вами головы, признавая ваше первенство, — то дерзайте! Очередь за вами.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru