rss
    Версия для печати

    Во что верят студенты Московского университета?

    Риторическим такой вопрос никак не назовешь. Если лет 15 назад атеизм еще господствовал, то сегодня каждый студент имеет возможность выбрать религию «по себе». Уличных проповедников у стен МГУ встретить можно чуть ли не в любое время дня и ночи: хочешь — присоединяйся к мунитам, хочешь — иди в Московскую церковь Христа, хочешь — жуй прасад с кришнаитами... И хотя сегодня интерес к сектантам заметно снизился, недооценивать плоды их деятельности было бы весьма опасно.

    Риторическим такой вопрос никак не назовешь. Если лет 15 назад атеизм еще господствовал, то сегодня каждый студент имеет возможность выбрать религию «по себе». Уличных проповедников у стен МГУ встретить можно чуть ли не в любое время дня и ночи: хочешь — присоединяйся к мунитам, хочешь — иди в Московскую церковь Христа, хочешь — жуй прасад с кришнаитами... И хотя сегодня интерес к сектантам заметно снизился, недооценивать плоды их деятельности было бы весьма опасно.

    Проповедь Православия (понятно, не столь навязчивая) в университете, слава Богу, не менее активна. Свой храм, своя газета, лавки по продаже православной литературы, лекции Кураева, визиты иерархов...

    Однако на вопрос, чья же проповедь успешнее и насколько, точно ответить не может никто. Равно как и на вопрос о количестве воцерковленных студентов. Число прихожан университетской церкви здесь не показатель, поскольку храм св. Татьяны охватывает лишь какую-то часть учащихся.

    Значительно прояснить ситуацию оказался способен социологический опрос, проведенный среди студентов двух факультетов — исторического и филологического. Опрос проводился методом собеседования, количество опрошенных — 159 человек. Анкета была составлена таким образом, чтобы не только узнать, относит ли человек сам себя к православным, но и выяснить действительную степень его воцерковленности.

    Как правило, в подобных опросах респонденту предлагается выбрать свое вероисповедание из довольно узкого списка: атеист, православный, мусульманин, иудей, представитель другой конфессии. Количество православных по результатам таких опросов доходит до 80 % (из чего порой делаются далеко идущие выводы). Почти всегда вопрос о том, в чем выражается «православность» опрошенного — в том, что он раз год заходит в церковь свечку поставить, или просто в факте его крещения — вообще не ставится. Ограниченность анкеты, составленной таким образом, заключается в неверной, на мой взгляд, посылке — что человек, не являющийся ни атеистом, ни верующим другой конфессии, обязательно православный верующий (а не «этнографический православный»). Тот факт, что религиозные взгляды очень значительной части современного российского общества находятся в стадии становления, и нередко весьма синкретичны, вообще не учитывается. И получается — неважно, что человек не то что Символа Веры не знает, и в храме-то бывает только полчаса в году на Пасху, но и верит в переселение душ и лечит свои болячки у экстрасенса.

    Поэтому, чтобы избавиться от такой синонимичности слов «православный» и «крещеный», в ходе собеседования респонденту было предложено выбрать свое вероисповедание из довольно широкого списка, где, кроме вышеперечисленных вариантов, были и такие, как «симпатизирующий православию», «агностик», «Бог у меня в душе», «теист» (человек, который считает, что Бог есть, но затрудняется выбрать какой-нибудь из перечисленных вариантов).

    Оказалось, что религиозные воззрения студентов этих факультетов весьма разнообразны. Среди опрошенных были мусульмане, католики, монофизиты, баптисты, члены Московской церкви Христа, староверы, язычники, сатанисты. К православным себя отнесли 24 % историков и 30 % филологов. К симпатизирующим православию — 13 % (историки) и 25 % (филологи). Атеистов оказалось 11 % на истфаке и всего 4 % на филфаке. Наконец, очень значительным оказалось число «теистов» и с «Богом в душе» — в совокупности 24 % на истфаке и аж 35 % на филфаке.

    В бессмертную душу верят соответственно 67 % и 77 %. Причем направленность этой веры все же христианская — ведь в воскресение Христово верят 62 % и 63 %. А вот в такой член символа веры, как воскресение мертвых перед Страшным судом — в два раза меньше: 30 % и 35 %.

    Итак, убежденных (а не «этнографических») православных 24-30 %. Однако о степени их воцерковления говорит тот факт, что более 40 % из них никогда не причащались. Пожалуй, одним из важнейших «формальных» признаков воцерковления является частота исповеди: считается, что человек, не исповедующийся хотя бы раз в год, отпадает от Церкви. В этом случае «не отпавшие» составляют 10 % от общего числа студентов. Однако, увы, и это еще не говорит о реальной церковности человека. По своему опыту автор знает, что многие из таких христиан вспоминают о своем Православии, как правило, только в Великий пост, который они худо-бедно соблюдают, на Пасху причащаются, а затем... «отдыхают» до следующей Четыредесятницы. Пожалуй, действительно воцерковленными можно назвать лишь тех, кто исповедуется регулярно (допустим, четыре раза в год). Таких оказалось 6 %. И именно эта цифра — а не 30 % — является реальным числом воцерковленных христиан (т. е. тех, кто пытается исполнять Закон Христов всегда, а не время от времени). Характерно, что если среди назвавших себя православными курящих лишь на 30-50 % меньше, чем в среднем по университету, то среди регулярно исповедующихся курящих практически нет. Кроме того, среди отнесших себя к православным вера часто соединяется с суеверием — число верящих в приметы среди них нередко выше среднего. А вот воцерковленные в приметы не верят.

    Итак, мы видим, что проповедь Православия находит отклик в сердцах студентов Московского университета. Особенно ярко это выражается в том факте, что большинство из них воцерковилось именно в годы учебы в МГУ (в меньшей степени это относится к филологам, в большей — к историкам).

    В то же время есть основания думать, что сегодня эти 6 % — своеобразный «потолок». Филфак, истфак и философский факультет традиционно считаются «лидерами» по количеству православных христиан (с одной стороны, православные выказывают больший интерес к этим факультетам; с другой — изучение этих наук дает студенту больше возможностей узнать о Православии: многие приходят в Церковь именно через свой искусствоведческий, исторический или философский интерес). На других факультетах их меньше (хотя, опять-таки, никто не знает, насколько). Во-вторых, Москва сегодня — православная столица мира. Здесь есть православный театр, православное кино, даже православные клубы экстремальных видов спорта. Наконец, здесь есть возможность выбрать храм, выбрать духовника — благо, церквей несколько сотен. Есть ли такая возможность у молодежи других городов? Чаще всего нет. И число православных там, естественно, еще меньше.

    Впрочем, повторю еще раз, повод для оптимизма есть: число молодых людей в приходах растет. Но этот оптимизм должен быть сдержанным. Тысячи московских студентов, ища Бога, в итоге оказались в сектах. Увы, в этом есть вина и самих православных: человек пришел в храм, а ему нагрубили, пришел на исповедь, а его не дослушали. А потом оказался, к примеру, в Московской церкви Христа и нашел там атмосферу — пусть слащавой, экзальтированной, но любви.

    Часто молодой человек воцерковляется при поддержке верующего друга. В таком случае ситуации, подобные вышеописанной, не возникают. Но нередко человек впервые попадает в храм, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации. И вот тут не только священнику, но и каждому прихожанину следует проявить чуткость. Будем же помнить слова Спасителя: «По тому узнают люди, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

    Вставить в блог

    Во что верят студенты Московского университета?

    1 января 2002
    Риторическим такой вопрос никак не назовешь. Если лет 15 назад атеизм еще господствовал, то сегодня каждый студент имеет возможность выбрать религию «по себе». Уличных проповедников у стен МГУ встретить можно чуть ли не в любое время дня и ночи: хочешь — присоединяйся к мунитам, хочешь — иди в Московскую церковь Христа, хочешь — жуй прасад с кришнаитами... И хотя сегодня интерес к сектантам заметно снизился, недооценивать плоды их деятельности было бы весьма опасно.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru