Tweet |
Риторическим такой вопрос никак не назовешь. Если лет 15 назад атеизм еще господствовал, то сегодня каждый студент имеет возможность выбрать религию «по себе». Уличных проповедников у стен МГУ встретить можно чуть ли не в любое время дня и ночи: хочешь — присоединяйся к мунитам, хочешь — иди в Московскую церковь Христа, хочешь — жуй прасад с кришнаитами... И хотя сегодня интерес к сектантам заметно снизился, недооценивать плоды их деятельности было бы весьма опасно.
Проповедь Православия (понятно, не столь навязчивая) в университете, слава Богу, не менее активна. Свой храм, своя газета, лавки по продаже православной литературы, лекции Кураева, визиты иерархов...
Однако на вопрос, чья же проповедь успешнее и насколько, точно ответить не может никто. Равно как и на вопрос о количестве воцерковленных студентов. Число прихожан университетской церкви здесь не показатель, поскольку храм св. Татьяны охватывает лишь какую-то часть учащихся.
Значительно прояснить ситуацию оказался способен социологический опрос, проведенный среди студентов двух факультетов — исторического и филологического. Опрос проводился методом собеседования, количество опрошенных — 159 человек. Анкета была составлена таким образом, чтобы не только узнать, относит ли человек сам себя к православным, но и выяснить действительную степень его воцерковленности.
Как правило, в подобных опросах респонденту предлагается выбрать свое вероисповедание из довольно узкого списка: атеист, православный, мусульманин, иудей, представитель другой конфессии. Количество православных по результатам таких опросов доходит до 80 % (из чего порой делаются далеко идущие выводы). Почти всегда вопрос о том, в чем выражается «православность» опрошенного — в том, что он раз год заходит в церковь свечку поставить, или просто в факте его крещения — вообще не ставится. Ограниченность анкеты, составленной таким образом, заключается в неверной, на мой взгляд, посылке — что человек, не являющийся ни атеистом, ни верующим другой конфессии, обязательно православный верующий (а не «этнографический православный»). Тот факт, что религиозные взгляды очень значительной части современного российского общества находятся в стадии становления, и нередко весьма синкретичны, вообще не учитывается. И получается — неважно, что человек не то что Символа Веры не знает, и в храме-то бывает только полчаса в году на Пасху, но и верит в переселение душ и лечит свои болячки у экстрасенса.
Поэтому, чтобы избавиться от такой синонимичности слов «православный» и «крещеный», в ходе собеседования респонденту было предложено выбрать свое вероисповедание из довольно широкого списка, где, кроме вышеперечисленных вариантов, были и такие, как «симпатизирующий православию», «агностик», «Бог у меня в душе», «теист» (человек, который считает, что Бог есть, но затрудняется выбрать какой-нибудь из перечисленных вариантов).
Оказалось, что религиозные воззрения студентов этих факультетов весьма разнообразны. Среди опрошенных были мусульмане, католики, монофизиты, баптисты, члены Московской церкви Христа, староверы, язычники, сатанисты. К православным себя отнесли 24 % историков и 30 % филологов. К симпатизирующим православию — 13 % (историки) и 25 % (филологи). Атеистов оказалось 11 % на истфаке и всего 4 % на филфаке. Наконец, очень значительным оказалось число «теистов» и с «Богом в душе» — в совокупности 24 % на истфаке и аж 35 % на филфаке.
В бессмертную душу верят соответственно 67 % и 77 %. Причем направленность этой веры все же христианская — ведь в воскресение Христово верят 62 % и 63 %. А вот в такой член символа веры, как воскресение мертвых перед Страшным судом — в два раза меньше: 30 % и 35 %.
Итак, убежденных (а не «этнографических») православных 24-30 %. Однако о степени их воцерковления говорит тот факт, что более 40 % из них никогда не причащались. Пожалуй, одним из важнейших «формальных» признаков воцерковления является частота исповеди: считается, что человек, не исповедующийся хотя бы раз в год, отпадает от Церкви. В этом случае «не отпавшие» составляют 10 % от общего числа студентов. Однако, увы, и это еще не говорит о реальной церковности человека. По своему опыту автор знает, что многие из таких христиан вспоминают о своем Православии, как правило, только в Великий пост, который они худо-бедно соблюдают, на Пасху причащаются, а затем... «отдыхают» до следующей Четыредесятницы. Пожалуй, действительно воцерковленными можно назвать лишь тех, кто исповедуется регулярно (допустим, четыре раза в год). Таких оказалось 6 %. И именно эта цифра — а не 30 % — является реальным числом воцерковленных христиан (т. е. тех, кто пытается исполнять Закон Христов всегда, а не время от времени). Характерно, что если среди назвавших себя православными курящих лишь на 30-50 % меньше, чем в среднем по университету, то среди регулярно исповедующихся курящих практически нет. Кроме того, среди отнесших себя к православным вера часто соединяется с суеверием — число верящих в приметы среди них нередко выше среднего. А вот воцерковленные в приметы не верят.
Итак, мы видим, что проповедь Православия находит отклик в сердцах студентов Московского университета. Особенно ярко это выражается в том факте, что большинство из них воцерковилось именно в годы учебы в МГУ (в меньшей степени это относится к филологам, в большей — к историкам).
В то же время есть основания думать, что сегодня эти 6 % — своеобразный «потолок». Филфак, истфак и философский факультет традиционно считаются «лидерами» по количеству православных христиан (с одной стороны, православные выказывают больший интерес к этим факультетам; с другой — изучение этих наук дает студенту больше возможностей узнать о Православии: многие приходят в Церковь именно через свой искусствоведческий, исторический или философский интерес). На других факультетах их меньше (хотя, опять-таки, никто не знает, насколько). Во-вторых, Москва сегодня — православная столица мира. Здесь есть православный театр, православное кино, даже православные клубы экстремальных видов спорта. Наконец, здесь есть возможность выбрать храм, выбрать духовника — благо, церквей несколько сотен. Есть ли такая возможность у молодежи других городов? Чаще всего нет. И число православных там, естественно, еще меньше.
Впрочем, повторю еще раз, повод для оптимизма есть: число молодых людей в приходах растет. Но этот оптимизм должен быть сдержанным. Тысячи московских студентов, ища Бога, в итоге оказались в сектах. Увы, в этом есть вина и самих православных: человек пришел в храм, а ему нагрубили, пришел на исповедь, а его не дослушали. А потом оказался, к примеру, в Московской церкви Христа и нашел там атмосферу — пусть слащавой, экзальтированной, но любви.
Часто молодой человек воцерковляется при поддержке верующего друга. В таком случае ситуации, подобные вышеописанной, не возникают. Но нередко человек впервые попадает в храм, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации. И вот тут не только священнику, но и каждому прихожанину следует проявить чуткость. Будем же помнить слова Спасителя: «По тому узнают люди, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Tweet |
Вставить в блог
Во что верят студенты Московского университета?1 января 2002
|
Поддержите нас!