rss
    Версия для печати

    Все это рок-н-ролл

    Личный отказ от рока не означает смертного приговора рок-музыке как «абсолютному» злу. Творчество, вдохновленное неведомой силой, не всегда есть служение тьме. Вспомним, как апостол Павел проповедовал в Афинах:
    «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая то, что вы чтите, я нашел и жертвенник, на котором написано: неведомому Богу. Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам... Ибо мы Им живем и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили:
     
    «Мы Его и род».
     
    Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения...» (Деян. 17:22-30)
     
    Свобода
     
    В беседах о рок-музыке с молодыми людьми постоянно звучит мотив свободы. Первое переживание «настоящей свободы», желание быть свободным, понимание человека как свободной личности для многих связано с роком. Но принесет ли чувственное переживание свободы пользу, пока человек не разобрался, в чем его свобода — или это свобода от греха, или это свобода во грехе? Эмоции могут быть приблизительно одинаковыми, но результаты — противоположными. Опыт свободы во грехе делает человека калекой, инвалидом.
     
    Свобода подменяется стандартизированным отношением не только к музыке, но и к окружающему миру. Этому служит пресса, этому служит та тусовка, в которой варится рокер. По сути, человек оказывается интегрированным в мощную пропагандистскую машину, только построена она не на идеологическом, а на культурном основании. Происходит подмена мировоззрения. Как голый король, вышедший без одежды и убежденный ловким говорливым портным в изысканности своего костюма, не видит своей наготы, так рок-человек не видит своей несвободы, убежденный в противоположном искусным краснобайством средств массовойинформации.
     
    Можно пребывать в сладком детском неведении и утверждать, что рок — это протест. Мир знает по крайней мере две вещи, связанные с протестом — мужество и опасность. Неужели сытый западный мир потерпит опасность рядом? Нет, вместо настоящей шпаги он подсунет вам игрушечную. Он подарит вам иллюзию бунта и протеста. Вы будете безвольно и послушно покупать себе пучок рок-благ, на котором написано «протест» яркой розовой краской. Рок нас давит своими штампами, ловко скрывая правду за демагогией бульварной прессы об их полном отсутствии.
     
    Ценности
     
    Не лишним будет остановиться на ценностях андеграунда, которые Иван Соколовский считает общеизвестными:
     
    «Драйв» — физиологическое воздействие звука, при котором творческая роль сознания, «слышания»сводится к нулю, а подсознательное действие возводится до максимальных пределов... Это значит, что «драйва» там больше, где меньше сознания. Звук используется в
    качестве энергетически действующих биоритмов. Это недочеловеческий, природно-звериный аспект...»
     
    В каких в таком случае отношениях находится рок r христианству можно узнать, если сопоставить слова Ивана Соколовского со словами ап. Павла — вера от слышания,а слышание от слова Божия.
     
    Встреча
     
    Чем же отличается магнитофон, проигрыватель для лазер-дисков и видеоплейер от телефонного аппарата и стиральной машины, если звуки они издают приблизительно одинаковые? В первом случае мы имеем дело с искусственно воспроизведенной и оттиражированной идеей и чувством. Эти мысли и чувства могут нас радовать или огорчать, укреплять или подавлять, вдохновлять нас или штамповать наши мозги, призывать к молитве или вызывать смех и отвращение — словом, происходит сретение (встреча) с миром духовным. За всеми организованными музыкальными звуками стоит определенная духовная реальность.
     
    В каких образах рок-музыка предлагает нам э/ встречу? Любовь преподносится как доступность, мужество как грубость, бесстыдство как свобода, смирение как закомплексованность и т.д. — словом, мир оказывается перевернут: грех «становится» добродетелью... Ко встрече с духовным миром всегда стоит подготовиться. Если же встреча оказалась неожиданной, то разным людям различная музыка может показаться ангельской. Но недаром в Библии сказано, что и ангелы бывают падшими.
     
    Святые Отцы учат о трех образах молитвы. Первый характеризуется неспособностью ума восходить к чистому богомыслию и поэтому основную роль играет в нем воображение. Архимандрит Софроний пишет, что «первый вид молитвы держит человека в постоянном заблуждении, в мире воображаемом, в мире мечты и, если хотите, поэтического творчества; божественное и вообще все духовное представляется в различных фантастических образах, а затем и реальная человеческая жизнь постепенно тоже пронизывается элементами из сферы фантазии».
     
    Единство во имя...
     
    На беседе о рок-музыке в одной из православных гимназий речь зашла о рок-концертах. Некоторые старшеклассники говорили, что любят на них ходить. «Чего ради? —  поинтересовался я, —  ведь саму музыку можно послушать и дома, это даже удобнее — когда хочешь, тогда и слушаешь. Неужели живой звук лучше?» «Конечно, лучше, —  прозвучал ответ, —  но самое главное, когда мы все вместе на рок-концерте, возникает особое чувство единства».
    — Только ли это единство между собой?
    — Нет, и с теми, кто на сцене, конечно.
    — Единство в чем, ради чего?
    И удивительно, ребята сами выразили мысль, к которой я пытался их подвести.
    — Не ради Христа, и не во Христе.
    — Тогда какое еще может быть единство? В поклонении кумирам, артистам... и того, кто за ними?
    Закончить эту мысль было им слишком больно. Велика Артемида Эфесская! (Деян. 19:23 и далее)
     
    БГ: «Я пью за верность всем богам без имен»
     
    У нас нет возможности углубиться в историю музыки, но мы не можем не сказать о ней несколько слов. Музыка особым образом возбуждает душу человека. Есть небесное пение, пение ангельское, которое было воспето до сотворения видимого мира и воспевается в вечности. Музыка способна приводить человека в возвышенное расположение духа, напоминающее оайское состояние блаженства, в какой-то мере его исполняющее, уводящее человека от тяжких забот мира.
     
    Можно выделить четыре этапа в историческом становлении музыки: магический, мистический, этический и эстетический. Каждый из них определяется особым воздействием звука на сознание человека. Этап магический был первым. Он характеризовался использованием воздействия экстатической природы музыкального звука на сознание человека. Цель музыки — приведение человека в состояние транса. Этот наиболее древний музыкальный пласт дожил до наших дней и используется в шаманизма. Второй этап — мистический — характеризуется тем, что соотношения тонов, пропорции музыкальных интервалов рассматриваются как особый путь познания гармонии вселенной, ее таинственных глубин. Так понимали музыку жрецы вавилонских и древнеегипетских святилищ. Третий этап — этический — видит в музыке лишь упражнение, развивающее в человеке нравственное начало и воспитывающее в нем гражданина. Таков был подход древнегреческих
    философов. Четвертый этап — эстетический — характерен для заката культур, когда забывается великое религиозное и мистическое предназначение музыки, и она становится лишь еще одним средством для получения наслаждения. Жизнь, как известно, не укладывается в схемы. И эти четыре этапа не сменяли друг друга последовательно, но сосуществовали и сосуществуют, в том числе и в рок-музыке.
     
    Рок-кумиры были в первых рядах тех, кто словом и делом выражал мнение поколения 60-х гг., что христианство исчерпало себя — время обратиться к «новой религиозности». Поэтому «Битлз» едут в Индию учиться Трансцендентальной медитации, а за ними вскоре следуют и «Ролинг Стоунз» и проч. Именно поэтому музыка вобрала в себя столько африканских ритмов — рокеры специально ездили на шаманские камлания на Аляску. Именно поэтому рок поддержал и разрекламировал «психоделическую революцию» — расширение сознания с помощью наркотиков, что возможно только при отречении от Христа.
     
    Поэтому сегодня кришнаиты завлекают к себе зевак и вербуют новых членов с помощью рок-концертов групп во главе с Бой Джорджем (ex — «Culture Club»), a книжка «Бхагавад-Гита как она есть» (и кого она ест — как добавляет один батюшка) снабжена предисловием Джорджа Харрисона (ex — «Beatles»).
     
    Рок-н-ролл как лекарство от уныния?
     
    Один благочестивый юноша, возвратившись из паломничества в известную обитель, с радостью поделился советом, который ему преподал молодой иеродиакон. Сей монах утверждал: «Рок-музыку можно слушать. Это хорошее лекарство от уныния. Грех уныния надо побеждать в себе, как только он приблизится. Если тебе помогает рок-музыка — не пренебрегай этим средством». Сам юноша завершил свой рассказ необычно: «Мне кажется, что многие там слушают рок по ночам». Трудно сказать, где тут вымысел и где правда, но более напоминает современный околоправославный фольклор.
     
    Уныние сегодня стало обычным состоянием человека. Оно знакомо всем и не придумано от него лекарства, которое не обладало бы сильным побочным действием, кроме веры, молитвы и упования на милосердие Божие. Духовное врачуется духовным. И человек свободен искать и выбирать. Дай Бог всем ищущим услышать темной унылой ночью группу «Аквариум»:
     
       Две тысячи лет, две тысячи лет...
       Мы жили так странно две тысячи лет.
       Но Вавилон — это состоянье ума;
       понял ты или нет,
       Отчего мы жили так странно
       две тысячи лет?
                      (БГ, Вавилон, 1981)
     
    Как умиротворяюще может звучать музыка! Вспомним хит Джона Леннона «Представь себе». Многих подкупает простота музыкальной аранжировки и естественное, ненапряженное и неискаженное звучание, мы даже можем расслышать (через слово) общий смысл песни, кажется, что каждому из нас близки проникновенные слова Джона Леннона о мире и человеке... Но стоп! Давайте все-таки попробуем перевести один из куплетов:
     
       Представь себе, что рая нет,
       Это уж просто — ты только попробуй,
       Внизу нет ада,
       Единственное, что есть над нами — небо,
       Представь себе, что все люди живут сегодняшним днем.
     
    В этих словах — вся страшная картина ада. Манящая, как бы простая и привлекательная. Вечной жизни нет, нравственного закона нет. Веры, надежды и любви больше нет. Сама жизнь моя превращается в полную бессмыслицу — я, как и все, живу сегодняшним днем. Действительно, нужно суметь представить, что все люди живут сегодняшним днем. Те, кто веруют во Христа, живут верой в"жизнь будущего века», в вечную жизнь со Христом. Игривые слова Леннона оборачиваются манифестом безбожия, тем более злым и коварным, чем более талантливо исполненным. «Ты только попробуй...»
     
    Богоборческие нотки Леннона звучат как его завещание. Можем ли мы тогда сказать, что он был пророком? Не волю Божию, но нечто противное ей возвещал он в последние дни своей жизни. Пророк не удался — он стал кумиром, идолом для нескольких поколений. И на нем исполнилось Откровение: «// отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр.13:6).Страшно узнать об этом в минуту уныния.
     
    Что сильнее исполняющихся пророчеств о конце мира, для которого нет ни рая, ни ада, может повергнуть нетвердого в вере человека в бездну?
     
    Рок-н-ролл — это Вавилон?
     
    В начале 90-х гг. состоялось несколько фестивалей духовной музыки, которые пытались перекинуть мостик между духовной музыкой и роком. Фестиваль начинался молебном, и через несколько дней заканчивался рок-вакханалией. Те, кто выступал в первые дни, к концу уже уезжали, а зрители, как правило, ходили только на «своих» исполнителей. Диалога не было, да никто и не стремился к нему. Механическое соединение пользы не принесло. И кое-кто поспешил заключить, что иначе и быть может.
     
    «Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, завить, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19-21). Вам не кажется, что более исчерпывающую характеристику рока дать невозможно?
     
    Идолослужение уже упоминалось. Библия, в некотором смысле, есть история народа Божия, порывающего с идолопоклонством. Верующие, обратившиеся к истинному Богу, постоянно
    подвергаются искушению снова впасть в язычество, которым проникнута окружающая повседневная жизнь. Надо бежать идолопоклонства, чтобы войти в Царство.
     
    «Оставляя времена неведения»
     
    Было ап. Петру видение, внушавшее, чтобы он негнушался идти к необрезанному иноплеменнику, —  ибо евреи не входили в общение с язычниками и гнушались ими. Видение было такое: с неба три раза спускался сосуд, как бы большое полотно, и голос повелевал Петру, чтобы он заколол и ел находившихся в сосуде животных, зверей, гадов и птиц. Когда Петр отказывался и говорил, что он никогда не ел ничего нечистого, голос снова сказал ему с неба: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым « (Деян. 10:15).
     
    Это видение стало знамением обращения язычников. Голос с неба возвестил, что они очищены Богом и это означало, что Христос пролил Свою кровь, омывающую греховные скверны, за весь род человеческий, в том числе и за язычников.
     
    Прп. Силуан   был   великим   печальником   и молитвенником за народ Божий. Он говорил: «Кто носит в себе Духа Святого хотя бы и немного, тот скорбит обо всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся Ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше, яза себя, чтобы все покаялись и познали Господа».

       Тут дело такое,
       Нет тех, кто не стоит,
       Нет тех, кто не стоит любви...
                       Башлачев
     
    «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». (Деян.17:30).

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru