Tweet |
Шел 1579 год. Близилось к концу кровавое царство Ивана Грозного. Смерчем пронеслась по стране лихая опричнина, разоряя многострадальные русские земли… Слабостью Руси, обессилевшей от безумных затей царя, воспользовались ее соседи: на западе польский король Стефан Баторий занимал русские города, а с юга угрожал крымский хан. Дважды совершал поход на Москву Девлет-Гирей, требуя вернуть недавно завоеванные Казань и Астрахань. Над Россией сгущались грозовые тучи Смуты, в которой должна была решиться ее судьба. В помощь и для укрепления сил в предстоящих испытаниях в этот год в Казани чудесно явилась икона Божией Матери. Девятилетняя купеческая дочка Матрона Онучина трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала место под развалинами сгоревшего дома, где находится ее чудотворный образ. По благословению митрополита Казанского Иова 8 июля был начат поиск иконы, и она была обретена самой Матроной. Из рук девочки ее с благоговением принял уважаемый в городе священник Ермолай. Прошло время, и Матрона Онучина стала инокиней Марфой, игуменьей Богородичного монастыря, основанного на месте обретения иконы. А священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном, которому суждено было сыграть решающую роль в спасении России от национального, государственного и религиозного порабощения.
В мае 1591 г. в Угличе погиб последний сын Ивана Грозного Дмитрий. Вероятно, он был зарезан по приказу боярина Бориса Годунова, который в 1593 г. сам стал царем после смерти Федора Иоанновича. Непопулярность Годунова в народе, загадочная смерть малолетнего царевича, страшный голод и разорение страны привели на Русь в 1605 г. ставленника Польши — Лжедмитрия I. Грек Игнатий, назначенный самозванцем патриархом вместо Иова, не подчинившегося лжецарю, стал готовить унию с католичеством, чтобы подчинить русскую Церковь Риму, а саму Россию — польскому королю. Эти планы и непристойное поведение поляков в первопрестольном граде вызвали возмущение московского люда. 17 мая 1606 г. с Лжедмитрием было покончено. Царем стал боярин Василий Шуйский, а 3 июня по просьбе престарелого Иова патриархом был избран Гермоген. Но Смута не утихала. Отсутствие законного царя и твердого государственного порядка неизбежно порождало новых самозванцев и усиливало политическую борьбу. В стране вспыхнула гражданская война. Лжедмитрий II расположился лагерем в подмосковном Тушине, и в стан «Тушинского вора» уходили многие русские бояре. В итоге после свержения Шуйского в 1610 г. правительство из семи знатнейших бояр во главе с Мстиславским — Семибоярщина — пригласило на русский трон польского королевича Владислава. Фактически престол передавался его отцу королю Сигизмунду III, который мечтал превратить «Московию в польскую провинцию» и не собирался отпускать сына на царство, желая занять трон сам. Гермоген не поставил своей подписи на посольской грамоте, настаивая на православном крещении Владислава, и был заключен в Чудов монастырь. Изменники впустили в Москву польские войска. Политически это означало конец России, но русские люди имели Отечество и поднялись на его защиту по призыву патриарха, который из заточения, вплоть до своей мученической кончины в феврале 1612 г., руководил национальной борьбой за восстановление Государства Российского. Против всех врагов Россия сражалась иконами, молитвами и мечами, и не было в мире силы, способной победить это русское оружие. По приказу Гермогена на помощь защитникам России из Казани была доставлена икона Божией Матери, и в марте 1612 г. ее встречало в Ярославле II русское ополчение под руководством нижегородского торгового человека Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В октябре после длительной осады Китай-города, где укрылся польский гарнизон, было решено брать его штурмом, выдержав строгий трехдневный пост и отслужив молебен перед иконой. В ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и сообщил ему, что «предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость», и Россия будет спасена. 22 октября ополчение вошло в Китай-город. Через пять дней поляки сдались. Выходя из Кремля, они бросали под ноги русским воинам свои поблекшие знамена.
В феврале 1613 г. на Земском соборе был избран царь Михаил Федорович Романов, и государственность России была восстановлена. Держава выжила. В благодарность за чудесную помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский построил в 20-х годах XVII в. на Красной площади деревянный собор во имя Казанской Божией Матери. После пожара собор был возведен уже из царского кирпича мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым в 1635 г. и освящен в октябре 1636 г.1 В XIX в. собор перестраивали, но современное здание собора почти полностью соответствует первоначальному внешнему виду. Это был одноглавый бесстолпный храм со световым барабаном, возвышавшимся над стройной пирамидой кокошников и увенчанный золотым куполом. Изящная красно-белая шатровая колокольня, выложенная зеленой поливной черепицей, соединена со зданием собора неширокой галереей. Казанский собор, построенный на Красной площади, составил с ней единый архитектурный ансамбль, который складывался в XVI-XVII ее. под воздействием идеологии Третьего Рима. Этот архитектурный ансамбль символически выражал образ. Нерукотворного Храма Небесного Иерусалима, являясь своеобразной архитектурной иконой: алтарем и престолом был Покровский собор2, амвоном — Лобное место, сама же территория площади заключала в себе пространство Храма, а роль купола выполняло открытое небо. Композицию площади с двух противоположных сторон замыкали два храма, посвященных Божией Матери, — Покровский и Казанский. Оба эти храма были возведены в честь победы русского войска над врагом и освобождения России, но в общем замысле архитектурного ансамбля они выражали определенную религиозную идею.
Покровский собор символизировал Церковь Христову и сам Небесный Иерусалим — Град Божий, описанный в Апокалипсисе. Исследователи отмечают уподобление русских воинов ангельской коннице, символически переданное цветами военной формы XVII в., — «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья», что представляло «неразрывную связь земного войска с войском небесным». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за Ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора — сочетание красного, белого и золотого цветов — совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.
В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золотой цвет был символом Божественного сияния, Самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, очищающий и карающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляюшей грехи человечества. Белый цвет — цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубинность символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы — «щита и меча» России и всего мира3. В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту — Голгофе Москвы, символу победы Христа, и завершалась образом Града Божьего — храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство под зашитой Божией Матери сражалось с врагами России и Христа и готовилось с ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец — Лжедмитрий — воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на личину. Человек, выдающий себя за другого, становится оборотнем, орудием темных сил. Антихрист, лживо выдающий себя за Мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.
Дважды в год — 8 июля и 22 октября — к Казанскому собору устраивался торжественный крестный ход, в котором участвовал царь. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» — по стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой. Россия верила.
Печальная судьба собора после 1917 г. ничем не отличается от участи других московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е гг. его успел отреставрировать на средства общины подвижник и мученик русской культуры архитектор П. Д. Барановский. Он разобрал трехъярусную колокольню XIX в., нарушавшую ансамбль древнего здания, ликвидировал поздний слой штукатурки и восстановил первоначальный облик собора, успев сделать бесценные замеры и чертежи. Потом великий ученый отправился в заключение за категорический отказ участвовать в разрушении храма Покрова на Рву; Казанский собор сперва превратили в столовую и склад, а в 1936 г. и вовсе сломали, отметив таким образом его трехсотлетие. Аналогичным способом в то время попытались почтить память Минина и Пожарского. В августе 1930 г. в газете «Вечерняя Москва» появилась гневная статья В. Блюма с зажигательным заголовком «Пора убрать исторический мусор с площадей». Под «историческим мусором» понимался памятник национальным героям, выполненный в первой половине XIX в. русским скульптором И. Мартосом4. Автор статьи возмущался, что «представители боярского торгового союза, заключенного 318 лет назад на предмет удушения крестьянской войны» и не думают «убираться восвояси!». Памятник убрали, но, вопреки желанию В. Блюма, не «восвояси», а перенесли почти вплотную к храму Покрова на Рву. С Казанским собором поступили более обдуманно: в 1937 г. на его месте по проекту Б. Иофана5 устроили павильон III Интернационала, а необходимое для него заведение — общественную уборную — расположили как раз на месте святого алтаря. После войны павильон исчез, а вот наследие эпохи III Интернационала оказалось более живучим и еще недавно функционировало напротив ГУМа.
В 1990 г. это осквернение и надругательство закончилось. 4 ноября патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, и в момент закладки звонили колокола храма Покрова на Рву, славя воскресение России. Казанский собор восстановили к 1993 г. по проекту ученика Барановского Олега Журина. Теперь в нем идет богослужение и снова воссылаются молитвы Казанской Божией Матери. Духовные силы православной России поистине неисчерпаемы — в ноябре 1994 г. началось восстановление самой знаменитой московской святыни — Иверской часовни. Пока мы, маловерные, спорим о целесообразности такого строительства и пытаемся экономить на собственной культуре и духовности, Россия, как птица Феникс, снова возрождается из пепла.
1. По другой версии собор строил царский мастер Абросим Максимов.
2. Другое название Покровского Собора — Храм Василия Блаженного.
3. Казанской иконе служили молебен в 1812 г., в котором участвовал М. И. Кутузов, отправляясь на войну с Наполеоном.
4. В эту же категорию В. Блюм определил памятник князю Владимиру в Киеве и Екатерине II на Невском проспекте в Петербурге.
5. Один из архитекторов проекта Дворца Советов, возводившегося в то время на месте Храма Христа Спасителя.
Основная литература:
1. Кудрявцев М. П. Москва — Третий Рим. М., 1994.
2. Лебедев Л. Москва патриаршая. М., 1995.
3. С. Романюк. Москва. Утраты. М., 1992.
4. Сорок сороков. Т. 2. М., 1994.
В ноябре 1994 г. на кафедре истории России до начала XIX в. исторического факультете начал работу семинар по изучению старой Москвы, объединивший замечательных преподавателей и всех желающих студентов. Собрания проводятся один раз в две недели в I Гуманитарном корпусе на Воробьевых горах. Всех, кто любит Город и интересуется его историей, приглашаем принять участие в нашем семинаре. Более подробную информацию можно получить на указанной кафедре или по телефону 939-54-40.
Tweet |
Вставить в блог
Русское оружие, или «Исторический мусор»1 марта 1995
|
Поддержите нас!