rss
    Версия для печати

    Этно на улицах

    Несколько десятков энтузиастов на Преображение собрались напротив Храма Христа Спасителя и провели праздничную вечору по канонам русского праздника: с костюмами, гармонью, песнями и плясками. Свидетелем и непосредственным участником вечоры стал корреспондент "ТД". Предлагаем Вам отчет и фоторепортаж о празднике.
    Вечора 19 августа Настоящая «народная» традиция к современной жизни почти неприменима. Вряд ли кто-то будет носить сегодня в городе косоворотку, или требовать в ресторане вместо иностранного меню русскую разблюдовку. Все так. Но интерес к традиции объективно существует. И, так или иначе, он себя проявляет. Прежде всего, имеет значение вера. Церковно-приходская жизнь крепнет, и христианам хочется оставаться самими собой во всех проявлениях жизни, в том числе через сопричастность своей национальной культуре. Возрождение традиций широкого празднования Масленицы уже стало одним из достижений последних лет. Все большее число людей обращается к традициям духовного пения, ношению национальной одежды  и народным пляскам, и даже русского боевого искусства

    Праздничная вечора, состоявшаяся 19 августа в день Преображения Господня на Патриаршем мосту стала инициативой получившей благословение протоиерея Михаила Рязанцева, ключаря Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя. Организаторов как таковых нет. Есть представители Российского фольклорного союза, но в большинстве своем это просто энтузиасты, многие сами недавно начавшие разучивать народные пляски.

    Учатся все, друг у друга, и понемногу. Форма одежды - праздничная, в традиционных костюмах. Но далеко не у всех. Находится немало желающих поплясать среди простых прохожих. К концу вечоры даже пришлось разделиться на две группы, не все желающие помещались в общий круг. Тем более что место людное, а атмосфера благожелательная, - заинтересовавшихся и засмотревшихся быстро вовлекают в общий круг, из которого уже сложно было выйти.

    Вообще с формой одежды как мне показалось больше всего проблем. Традиционный костюм редкость, производство таких вещей на местах утеряно, а купить настоящую народную одежду, мало где возможно, да и не всякому по карману. Прибегают к народной смекалке. Кому то удается сочетать этнические моменты с современной одеждой, кто-то занимается вышиванием и рукоделием самостоятельно, а кто-то делает невообразимые прически. В целом выглядит очень красиво. Внимание многих пассажиров московского метрополитена  было приковано  к людям в красных рубахах, сарафанах  с традиционными народными орнаментами, направлявшимся к месту проведения вечоры. Как никак, а русское этно в Москве случается видеть не каждый день.

    Что касается музыкального сопровождения, то тут все было безупречно. Удалый парень с гармонью и шапке набекрень. Игра гармони была слышна издали, и привлекала людей. Мимо не раз проходили группы серьезных граждан рокерской наружности с гитарами в руках, гармонь была для них явно в новинку. Плясать они, правда, не решились, но как музыканты оценили игру гармониста. Звуки гармони привлекли и совсем необычных представителей Москвы. Группа граждан из стран Средней Азии разместилась поодаль и что-то оживленно обсуждала. Один из них показывал пальцем в сторону танцующих и говорил своему соседу «Юлдуз, смотри, вот русские!»... ну или что-нибудь подобное.

    Целей подобных мероприятий может быть множество. И все они положительные. Достаточно было увидеть совсем уж малых детей, пускавшихся в пляс с диким восторженным визгом, и становилось понятно - архетипы живут. Среди собравшихся в большинстве молодежь. Это имеет значение. Собственно, подобные вечоры, и в древности и в наши дни проводятся прежде всего для молодежи. Молодые люди должны знакомиться друг с другом, а знакомство посредством танца - это целая культура! Недавно фольклорный ансамбль «Дербеневка» посвятил целый концерт этой теме. В анонсе концерта говорится: «тема взаимоотношений парней и девушек в традиционной культуре очень актуальна. Каждый год к нам приходят новые молодые люди, мы знакомимся, устраиваем вечерки, влюбляемся, женимся. Любовь счастливая и несчастная, отношения с противоположным полом, нелегкий выбор своей второй половинки - этим темам посвящен наш концерт».

    Жалко лишь, что подобная встреча стала всего лишь третьей за все лето, а сложностей в организации подобных мероприятий не счесть. Дальше же будет похолодание, и вряд ли до следующей весны энтузиастам и любителям народного танца удастся собраться вместе и порадовать москвичей своими веселыми и шумными хороводами.

     

    • Гулянья перед Храмом Христа Спасителя
      Гулянья перед Храмом Христа Спасителя
      Гулянья перед Храмом Христа Спасителя
      Фотоальбом «Этно на улицах»
    • Девушки на праздничной вечоре
      Девушки на праздничной вечоре
      Девушки на праздничной вечоре
      Фотоальбом «Этно на улицах»
    • Танцующие на Патриарщем мосту
      Танцующие на Патриарщем мосту
      Танцующие на Патриарщем мосту
      Фотоальбом «Этно на улицах»
    • Молодые люди на вечоре
      Молодые люди на вечоре
      Молодые люди на вечоре
      Фотоальбом «Этно на улицах»
    • Танцы перед Храмом Христа Спасителя
      Танцы перед Храмом Христа Спасителя
      Танцы перед Храмом Христа Спасителя
      Фотоальбом «Этно на улицах»
    • Преображенские гулянья
      Преображенские гулянья
      Преображенские гулянья
      Фотоальбом «Этно на улицах»
    • Фотограф на празднике
      Фотограф на празднике
      Фотограф на празднике
      Фотоальбом «Этно на улицах»
    • Девушка на вечоре
      Девушка на вечоре
      Девушка на вечоре
      Фотоальбом «Этно на улицах»
    • Вечора 19 августа
      Вечора 19 августа
      Вечора 19 августа
      Фотоальбом «Этно на улицах»

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Виктор, автор31.08.2009 13:10 #
    Согласен что вера лишь составная часть. В русской одежде, в танцах, особенно хороводе, много языческих мотивов.
    Но как ни странно именно в среде верующих (особенно среди старообрядцев) в наибольшей полноте сохранились русский традиционный быт и культура. К тому же большинство современных фольклористов так или иначе верующие люди (православные, либо язычники).
    Ростислав, Саратов, Москва29.08.2009 12:03 #
    уважаемые Алексей Данилов и Виктор Соловьев! ну зачем все связывать сразу с религией?? вера - далеко не прежде всего! прежде всего - любовь к своему народу и возрождение вековых культурных традиций, не обязательно связанных с правоствием. причем здесь масленица тогда? православный праздник, чтоли??? скажете тоже, автор...
    главное у нас, у последователей носителей русской традиционной культуры - дань уважения предкам, возвышение их культурного наследия, асоциирование себя с предками - как прямыми, так и с общими, то есть, просто с предыдущими поколениями. постановка на второй план массовой культуры, которая большей частию имеет чужеродные корни.
    да, религия имеет большую культурную роль, но не главенствующую. прежде всего мы - часть своего народа, а уже потом - православные, а потом еще - верующие, или нет.
    русская традиционная культура хоть и многосоставная и со множеством заимствований (одно из них - православная вера), она,все же, уникальна, она принадлежит тольо нам, этим она ценна для русского человека.
    то же самое можно сазать и про украинскую, и про беларускую, и про остальные традиции, у которых еще есть носители и которые находят своих последователей.
    кстати, Россия большая и в каждой области найдется своя культурная особенность, непохожая на другую.
    Алина, Москва27.08.2009 13:09 #
    смотрим Даля
    (...)Вечерина, вечеринка, вечорка сев., вечорки мв. вост., вечеруха, вечерушка южн. названия вечерних сходбищ, собраний, пиров, по соседству с Малороссией: вечерница, вечернее собрание девок, под предлогом чески льна, пряденья, куда приходят и холостые парни, просиживая ночи напролет: посидки, посиделки, беседа, досветки, беседки, супрядки, гостинки; сибирские вечорки бывают без работ; сходятся для увеселений, поют круговые песни с поцелуями и пляшут любимую осьмерку. || Вечерины, вечорки, вечеруха, канун сватьбы у невесты, девичник, плач. || Вечоркой и вечерушкой зовут и званые вечера. Мы про людей вечеринку сидим, а люди про нас и ночи не спят (...)
    Юлиана, редактор, Москва27.08.2009 10:34 #
    Спасибо, Владимир, за исчерпывающую информацию. Кстати, а вы не подскажите, откуда пришло это слово - "вечора"?
    Бурдин Владимир, Москва27.08.2009 0:33 #
    В вечоре приняли участие фольклорные студенческие и молодежные группы, центры, студии и школы традиционной народной культуры, историко-этнографические клубы г.Москвы, в том числе фольклорные ансамбли:
    «Духов День», «Шальной понедельник», «Казачий КругЪ», «Россияночка», «Ромода», «Белый камень», «Курень», «Измайловская слобода» и др. Участники фольклорно-этнографических ансамблей, которые берут материал
    (песни, костюмы, народные пляски, диалект и т.д.) из экспедиций, все
    костюмы - не выдуманы, а сшиты в соответствии с традициями регионов
    России: казачьей, южных и северных территорий.

    Организаторами мероприятия выступили:
    Этноцентр «ИЗБА» http://www.izba-rec.com/
    Московский фольклорно-этнографический центр «Дербеневка» http://www.derbenevka.com/
    Фольклорно-этнографическая студия «Терем» http://terem.msk.ru/ИЗБАвляем от ностальгии по прошлому, несем дух аутентичности в настоящее !!! Ближайшие вечоры состоятся:
    4 сентября на Патриаршем мосту вечора Гуляй нога, начало в 19:30,
    6 сентября в Парке Искусств "Музеон" гулянья в честь празднования Дня города, начало в 14:00 .

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru