rss
    Версия для печати

    Кинотеатр «Художественный» закрывается на реставрацию

    Старейший в Европе и самый старый в Москве кинотеатр «Художественный» закрывается на реставрацию. В следующем году, как обещают кураторы, он станет почти таким, каким он был больше ста лет назад — с шикарным фойе, плёночным кинопроектором и лепниной в виде колесницы на фасаде.
    31 января 2014 года генеральный директор «Московского кино» Василиса Орестова провела презентацию проекта реставрации «Художественного», заверив, что обновлённый кинотеатр станет ещё более прекрасной и удобной площадкой для режиссеров, актёров и зрителей, сообщает ИТАР-ТАСС.

    «После реставрации «Художественный» станет многофункциональным культурным центром, что абсолютно укладывается в его историю», — отметила Орестова. Доказательством тому служат архивные документы 1950 года, свидетельствующие о широкой деятельности кинотеатра, в котором помимо показов премьер и фестивалей проходили лекции, художественные чтения, выставки, концерты, выступления цирковых коллективов. Такой же главной киноплощадкой Москвы должен вновь стать «Художественный» через два года.

    Главный вопрос: удастся ли сохранить в этом стилизованном под старину новом пространстве тот уникальный синефильский дух, который целый век витал в этих не знавших ремонта стенах.

    «На днях последует открытие "Художественного электро-театра" в специально выстроенном здании на Арбатской площади. Зрительный зал на 400 мест и фойе со светящимся фонтаном художественно отделаны. Грандиозный экран в светящемся гроте. Оркестровые симфонические антракты под управлением И.Г. Лескес», — так писала в начале ноября 1909 года газета «Русские ведомости», сообщает РИА Новости.

    И, несмотря на то, что почти 105 лет здесь не было ни одного серьёзного ремонта, фойе и фасады давно утратили былой шик, а буфеты и туалеты и вовсе находились в плачевном состоянии, среди десятков московских кинотеатров «Художественный» всегда выглядел как аристократ — рода знатного, но обедневшего. И не только потому, что это действительно самый старый кинотеатр Москвы (в нём бывал ещё Лев Толстой). Дело в том, что с первого же дня, когда с помпой открылся «Художественный», он стал не просто местом, где показывали кино, а авангардом культурной жизни столицы.



    До того, как домовладелец Альберт Людвигович Брокш открыл «Художественный электро-театр» с фонтаном и гротом, столичной публике приходилось ходить на модную новую забаву — синематограф — в совсем непрезентабельные места. По словам кинопромышленника Александра Ханжонкова, первые кинотеатры представляли собой «любой сарай, амбар, склад, магазин — всё, что имело крышу и могло укрыть от дождя "уважаемых посетителей"». Под экраном располагался пианист; мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давались и без мебели: это значительно увеличивало вместимость зрительного зала и доходы предпринимателя.

    Многие москвичи помнят, как это было спустя 100 лет, в 80-90-е годы XX века, когда появились первые видеосалоны. Они открывались в холодных вагончиках и грязных подвалах, но от желающих посмотреть «Кинг-Конга» или «Эммануэль» не было отбоя.

    Так вот, «Художественный» произвёл революцию не только в кинобизнесе, но и в отношении к кинематографу как искусству. Теперь кино крутили не под навесом, в синематографе нового типа было электрическое освещение, центральная вентиляция, отопление и водоснабжение. Теперь в кино стали ходить не как на аттракцион, а как на культурное, светское мероприятие.

    «Художественный» завораживал посетителей красочными афишами и новинкой тех лет — гирляндами электрических лампочек на фасаде, мраморными колоннами, пальмами в фойе и ярким светом ажурных люстр. Перед началом сеансов, писали очевидцы, на небольших эстрадах выступали артисты и играли музыканты.

    Постепенно «Художественный» стал клубом для московской интеллигенции, оставаясь при этом демократичным и общедоступным.

    Первоначально построенный архитектором Николаем Благовещенским зал вмещал 400 человек, но наплыв посетителей, желающих приобщиться к новому виду искусства, был столь велик, что уже в 1912-1913 годах здание кинотеатра было перестроено архитектором Фёдором Шехтелем, а количество мест увеличено до 900.

    Поначалу репертуар электро-театра не отличался особой оригинальностью и изысканностью, да и выбор был небольшой: по большей части всякие «Миражи счастья» и «Лишь бы жена не узнала». Но вкусы аудитории очень быстро утончались, запросы росли. А раз есть зрители, будет и кино.



    В «Художественном» за 100 прошедших лет состоялось множество громких премьер. 18 января 1926 года на Арбатской площади около первого кинотеатра Госкино (так назывался «Художественный», когда открылся после революционного перерыва в 1921 году) появился легендарный броненосец «Потёмкин», а у входа в кинотеатр зрителей встречали билетеры в чёрных бушлатах и бескозырках — так был оформлен премьерный показ шедевра Сергея Эйзенштейна.

    В марте 1931 года в «Художественном» показали первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь», а в 1936-м — первую цветную ленту «Груня Корнакова».

    До самого последнего времени «Художественный» был главной площадкой Московского Международного кинофестиваля. Да, кинотеатр не мог похвастаться самым современным оборудованием, в нём было тесновато и не очень комфортно. Но эти стены действительно впитали в себя историю кинематографа.

    Закрывая кинотеатр на ремонт, ответственные люди обещают, что не только будут крайне деликатны в обновлении, но и вернут всё то, что было утрачено: оригинальную лепнину на фасаде по старым чертежам Шехтеля, светильники, паркет и окна, откроют чердачное пространство и внутренний двор. И даже надпись вернут — «Электро-театр Художественный».

    Тигран Манукян, заместитель генерального директора ГБУК «Московское кино», в чьём подчинении находится кинотеатр, говорит, что никакой реконструкции в кинотеатре «Художественный» не будет — только реставрация.

    Хотя кураторы и грозятся превратить старейший в мире кинотеатр в «мультимедийный культурный центр», они обещают приспосабливать к современным нуждам бережно: «Когда шло проектирование и, в дальнейшем, корректировка проекта, акцент был сделан на исследовании. Реставраторы очень кропотливо и долго искали чертежи Шехтеля, которые в архивах сохранились», — заявил Манукян на презентации проекта реставрации.



    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru