В ставропольском селе Левокумка открыли единственную в России этнодеревню казаков-некрасовцев, которые живут будто бы в XVIII веке.
Tweet |
Община казаков-некрасовцев 50 лет назад вернулась из Турции и до сих пор не перестаёт удивлять исследователей и этнографов, сообщает SmartNews. Их культура не имеет аналогов в мире. Этнос потомков донских некрасовцев изучали учёные и до сих пор задают вопросы: каким образом, прожив три века на чужбине, этот народ сумел не только не раствориться в чужеземной среде, но и полностью сохранить свою самобытность, культуру и даже язык допетровской эпохи.
Главный герой их былин и сказаний — бесстрашный атаман Игнат Некрасов. Свод законов общины «Игнатовская Книга» до сих пор хранится в войсковой церкви и называется «Заветы Игната Некрасова». Атаман написал их почти 300 лет назад, и до сих пор его последователи придерживаются этого свода: им не стоит родниться с иноверцами, каждому нужно овладеть ремеслом и работать, при этом третью часть заработка обязательно отдавать в войсковую казну. Это средства на нужды Церкви и школ, на оружие и помощь нуждающимся.
250 лет за границей в Турции плюс 50 лет в Советском Союзе совершенно не сказались на устоях и мировоззрении жителей маленькой казачьей общины. Несколько семей, замкнутых в своей вере и мировоззрении, оказались сильнее многих государств — они выстояли, сохранились, не сменили название и веру, и теперь готовы делиться опытом.
«Мы не секта, как многие могут подумать. Мы — совершенно открытая община, просто долгое время на чужбине пришлось жить в замкнутом пространстве, в определённых ограничениях, которые сами же себе и поставили. Когда 50 лет назад наша община переселилась из Турции обратно в Россию (тогда был Советский Союз), вот тогда, конечно, нам здорово удивлялись. Мы вернулись, как нам сказали, как будто из прошлого. Даже языковой барьер был», — рассказывает житель села Левокумка Никита Васютов.
Некрасовцы — это донские казаки, участвовавшие под предводительством атамана Игната Некрасова в восстании (1701-1708 годов). Большинство сторонников Игната составляли беглые крестьяне-»новоприходцы» (придя на Дон, царские войска устроили за ними настоящую охоту), а также старообрядцы, бежавшие на Дон от никонианства. После поражения отряда казаки с семьями численностью 2500 человек поступили на службу Турции, и в 1791 году около 3000 казаков-некрасовцев, вытесненные царской армией, мигрировали в Турцию.
Поселившись там, казаки создали автономную замкнутую общину, управляемую кругом и атаманами. Общественное устройство общины, быт, семья, нравственные устои, образование определялись «заветами Игната Некрасова». Эта своеобразная конституция впоследствии дополнялась новыми поколениями. Но все законы независимо от времени их происхождения до сих пор называются «Заветы Игната». Царское правительство несколько раз предлагало некрасовцам вернуться в Россию. Но один из главных заветов гласил: «Царизме не покоряться, при царизме в Расею не возвращаться».
С 1912 года, с разрешения русского правительства, некрасовское казачество постепенно стало возвращаться в Россию, маленькими группами. Первых переселенцев поселили на Кавказе и Кубани. А в сентябре 1962 года из Турции в Россию отправилась на теплоходе последняя и самая многочисленная группа из 215 оставшихся там семей — всего 999 человек под руководством атамана Саничева. На теплоходе родился тысячный переселенец — Семён Бабаев, который и поныне живет в селе Левокумка.
Основным занятием переселившихся казаков стало виноградарство. Казаки построили старообрядческие церкви — Успенскую и Свято-Троицкую. Живут открытой общиной.
«Потомки донских казаков — некрасовцы — сейчас гордость и конёк нашего района. Здесь есть чему удивляться. Это консервативная группа, она сохранила патриархальный уклад и свои вековые традиции, язык, о котором помнят только в церковных приходах. Сюда к нам не раз за полвека приезжали учёные-этнографы и фольклористы, записать их песни, былины, сказания. Конечно, они не живут в глиняных мазанках сейчас, не прядут как в старину, чтоб одеваться. Но попроси любую молодуху истопить печь и приготовить карны-ярык (пирог с овощами) или плющинду (пирог с тыквой) — всё сделает. Попроси её рассказать что-нибудь на языке петровской эпохи — без запинки! Конечно, они ассимилировались со временем, приобщились к современному быту, а было время, когда старики, приехав сюда в советское время, расписывались в ведомостях крестиком — они просто не знали грамоты. Жили то общиной, в турецкую школу не ходили, грамоту турецкую не учили, зато знали наизусть сказания и былины про Игната бесстрашного казака», — рассказывает руководитель администрации посёлка Новокумский Александр Маловичко.
В 2012 году правительство Ставрополья решило на основе этноса некрасовцев построить туркластер в посёлке Левокумка, где сейчас компактно проживает основная масса потомков некрасовцев — около 750 человек. Туристическая деревня — это две хаты, подворья, оснащение музея. Приезжая сюда, туристы сразу окунаются как будто в прошлое — в атмосферу быта донских казаков XVII–XVIII вв. Здесь можно набрать колодезной воды, поучаствовать в обрядах и попробовать на вкус блюда.
Силами старожилов собрали более тысячи предметов в местный музей. Правда, некрасовцы в основном отдавали то, что уже не пригодится в быту или что можно заменить. А вот старинный серебряный крестик, с которым предки еще 300 лет назад уезжали в Турцию, до сих пор у некоторых висит на шее.
«В конце 1990-х годов у нас в посёлке создали этнографический музей и центр традиционной русской культуры. В дар музею местные жители предали коллекции костюмов, в том числе привезённые из Турции, предметы религиозного культа, семейные фотографии и предметы домашнего обихода. По фотографиям можно узнать, как жители встречали некрасовцев, как казаки трудились в винсовхозе «Левокумский», как дети впервые узнали, что такое детский сад, русская школа, занятия в фольклорном коллективе. Благодаря энтузиастам-собирателям теперь можно узнать 300-летнюю историю казаков-некрасовцев, сохранивших русские традиции со времён царствования Петра I — а это и старорусский язык, и одежда петровских времен, и орфография с и грамматикой XVII века, и искусство древнерусского церковного пения, и былины, исторические обряды. С вами даже могут поговорить на том языке», — рассказала сотрудник центра по работе с молодёжью села Левокумка Екатерина Конарева.
Она добавила: «Интересно, что костюмы некрасовцев резко отличаются восточной яркостью и пестротой. Оказывается, на чужбине община старалась сохранить народные вышивку, рукоделие, традиции одеваться. Но ткани приходилось приобретать на местном рынке в Турции, и получился этакий симбиоз — очень ярко, самобытно, неповторимо. Ну и конечно, удивительно, как в советское атеистическое время они как то умудрились сохранить веру, а в этом вопросе устои у них жесткие».
Правда, Семён Бабаев, тот самый казак, который родился на пароходе, сейчас сетует, что с переселением на родину самобытность их этноса теряется. «Один из заветов Игната был — не родниться с иноверами. Там, в Турции, этот завет свято чтили, никого извне к нам не впускали. А здесь родниться можно стало помимо общины — вокруг все свои. Мы же все — христиане, чего делить-то? Правда, некоторое время по возвращении в Россию еще строго соблюдали некоторые традиции. Заветы у нас суровые были — публичная порка за непочтение к родителям, и закапывание в землю по шею неверной жены. Местное население из-за этого смотрело на нас сначала как на дикарей. Но потом мы стали отходить от самых суровых заветов. Но традиции от этого не теряются. Вот не принято у нас в семьях разводиться, и нет разводов», — говорит Бабаев.
В селе сейчас проживает и дочь последнего атамана некрасовцев, избранного еще в 1955 году, Василия Саничева. Он стал последним атаманом, избранным на турецкой земле, и приведшим последнюю и самую многочисленную группу некрасовцев на родину. У неё сейчас четверо внуков.
По словам хранителя Новокумсого филиала Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Надежды Самариной, сейчас в Левокумке проживают около 200 семей некрасовцев, и здесь, на Ставрополье, они представляют самую большую группу в стране. По России и за рубежом ещё сохранились этнические группы некрасовцев, но они разрозненны, и только здесь у них есть отныне своя этническая станица, куда могут приезжать туристы знакомиться с их самобытной культурой и историей.
Главный герой их былин и сказаний — бесстрашный атаман Игнат Некрасов. Свод законов общины «Игнатовская Книга» до сих пор хранится в войсковой церкви и называется «Заветы Игната Некрасова». Атаман написал их почти 300 лет назад, и до сих пор его последователи придерживаются этого свода: им не стоит родниться с иноверцами, каждому нужно овладеть ремеслом и работать, при этом третью часть заработка обязательно отдавать в войсковую казну. Это средства на нужды Церкви и школ, на оружие и помощь нуждающимся.
250 лет за границей в Турции плюс 50 лет в Советском Союзе совершенно не сказались на устоях и мировоззрении жителей маленькой казачьей общины. Несколько семей, замкнутых в своей вере и мировоззрении, оказались сильнее многих государств — они выстояли, сохранились, не сменили название и веру, и теперь готовы делиться опытом.
«Мы не секта, как многие могут подумать. Мы — совершенно открытая община, просто долгое время на чужбине пришлось жить в замкнутом пространстве, в определённых ограничениях, которые сами же себе и поставили. Когда 50 лет назад наша община переселилась из Турции обратно в Россию (тогда был Советский Союз), вот тогда, конечно, нам здорово удивлялись. Мы вернулись, как нам сказали, как будто из прошлого. Даже языковой барьер был», — рассказывает житель села Левокумка Никита Васютов.
Некрасовцы — это донские казаки, участвовавшие под предводительством атамана Игната Некрасова в восстании (1701-1708 годов). Большинство сторонников Игната составляли беглые крестьяне-»новоприходцы» (придя на Дон, царские войска устроили за ними настоящую охоту), а также старообрядцы, бежавшие на Дон от никонианства. После поражения отряда казаки с семьями численностью 2500 человек поступили на службу Турции, и в 1791 году около 3000 казаков-некрасовцев, вытесненные царской армией, мигрировали в Турцию.
Поселившись там, казаки создали автономную замкнутую общину, управляемую кругом и атаманами. Общественное устройство общины, быт, семья, нравственные устои, образование определялись «заветами Игната Некрасова». Эта своеобразная конституция впоследствии дополнялась новыми поколениями. Но все законы независимо от времени их происхождения до сих пор называются «Заветы Игната». Царское правительство несколько раз предлагало некрасовцам вернуться в Россию. Но один из главных заветов гласил: «Царизме не покоряться, при царизме в Расею не возвращаться».
С 1912 года, с разрешения русского правительства, некрасовское казачество постепенно стало возвращаться в Россию, маленькими группами. Первых переселенцев поселили на Кавказе и Кубани. А в сентябре 1962 года из Турции в Россию отправилась на теплоходе последняя и самая многочисленная группа из 215 оставшихся там семей — всего 999 человек под руководством атамана Саничева. На теплоходе родился тысячный переселенец — Семён Бабаев, который и поныне живет в селе Левокумка.
Основным занятием переселившихся казаков стало виноградарство. Казаки построили старообрядческие церкви — Успенскую и Свято-Троицкую. Живут открытой общиной.
«Потомки донских казаков — некрасовцы — сейчас гордость и конёк нашего района. Здесь есть чему удивляться. Это консервативная группа, она сохранила патриархальный уклад и свои вековые традиции, язык, о котором помнят только в церковных приходах. Сюда к нам не раз за полвека приезжали учёные-этнографы и фольклористы, записать их песни, былины, сказания. Конечно, они не живут в глиняных мазанках сейчас, не прядут как в старину, чтоб одеваться. Но попроси любую молодуху истопить печь и приготовить карны-ярык (пирог с овощами) или плющинду (пирог с тыквой) — всё сделает. Попроси её рассказать что-нибудь на языке петровской эпохи — без запинки! Конечно, они ассимилировались со временем, приобщились к современному быту, а было время, когда старики, приехав сюда в советское время, расписывались в ведомостях крестиком — они просто не знали грамоты. Жили то общиной, в турецкую школу не ходили, грамоту турецкую не учили, зато знали наизусть сказания и былины про Игната бесстрашного казака», — рассказывает руководитель администрации посёлка Новокумский Александр Маловичко.
В 2012 году правительство Ставрополья решило на основе этноса некрасовцев построить туркластер в посёлке Левокумка, где сейчас компактно проживает основная масса потомков некрасовцев — около 750 человек. Туристическая деревня — это две хаты, подворья, оснащение музея. Приезжая сюда, туристы сразу окунаются как будто в прошлое — в атмосферу быта донских казаков XVII–XVIII вв. Здесь можно набрать колодезной воды, поучаствовать в обрядах и попробовать на вкус блюда.
Силами старожилов собрали более тысячи предметов в местный музей. Правда, некрасовцы в основном отдавали то, что уже не пригодится в быту или что можно заменить. А вот старинный серебряный крестик, с которым предки еще 300 лет назад уезжали в Турцию, до сих пор у некоторых висит на шее.
«В конце 1990-х годов у нас в посёлке создали этнографический музей и центр традиционной русской культуры. В дар музею местные жители предали коллекции костюмов, в том числе привезённые из Турции, предметы религиозного культа, семейные фотографии и предметы домашнего обихода. По фотографиям можно узнать, как жители встречали некрасовцев, как казаки трудились в винсовхозе «Левокумский», как дети впервые узнали, что такое детский сад, русская школа, занятия в фольклорном коллективе. Благодаря энтузиастам-собирателям теперь можно узнать 300-летнюю историю казаков-некрасовцев, сохранивших русские традиции со времён царствования Петра I — а это и старорусский язык, и одежда петровских времен, и орфография с и грамматикой XVII века, и искусство древнерусского церковного пения, и былины, исторические обряды. С вами даже могут поговорить на том языке», — рассказала сотрудник центра по работе с молодёжью села Левокумка Екатерина Конарева.
Она добавила: «Интересно, что костюмы некрасовцев резко отличаются восточной яркостью и пестротой. Оказывается, на чужбине община старалась сохранить народные вышивку, рукоделие, традиции одеваться. Но ткани приходилось приобретать на местном рынке в Турции, и получился этакий симбиоз — очень ярко, самобытно, неповторимо. Ну и конечно, удивительно, как в советское атеистическое время они как то умудрились сохранить веру, а в этом вопросе устои у них жесткие».
Правда, Семён Бабаев, тот самый казак, который родился на пароходе, сейчас сетует, что с переселением на родину самобытность их этноса теряется. «Один из заветов Игната был — не родниться с иноверами. Там, в Турции, этот завет свято чтили, никого извне к нам не впускали. А здесь родниться можно стало помимо общины — вокруг все свои. Мы же все — христиане, чего делить-то? Правда, некоторое время по возвращении в Россию еще строго соблюдали некоторые традиции. Заветы у нас суровые были — публичная порка за непочтение к родителям, и закапывание в землю по шею неверной жены. Местное население из-за этого смотрело на нас сначала как на дикарей. Но потом мы стали отходить от самых суровых заветов. Но традиции от этого не теряются. Вот не принято у нас в семьях разводиться, и нет разводов», — говорит Бабаев.
В селе сейчас проживает и дочь последнего атамана некрасовцев, избранного еще в 1955 году, Василия Саничева. Он стал последним атаманом, избранным на турецкой земле, и приведшим последнюю и самую многочисленную группу некрасовцев на родину. У неё сейчас четверо внуков.
По словам хранителя Новокумсого филиала Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Надежды Самариной, сейчас в Левокумке проживают около 200 семей некрасовцев, и здесь, на Ставрополье, они представляют самую большую группу в стране. По России и за рубежом ещё сохранились этнические группы некрасовцев, но они разрозненны, и только здесь у них есть отныне своя этническая станица, куда могут приезжать туристы знакомиться с их самобытной культурой и историей.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.