rss
    Версия для печати

    В Нью-Йорке открывается Фестиваль российского документального кино

    4 октября 2013 года в Нью-Йорке открывается VI Фестиваль российского документального кино. В программу трёхдневного форума, который пройдёт в известном киноцентре «Трайбека», а также на трёх дополнительных площадках, включены 24 фильма, большинство из которых являются лауреатами различных российских и международных смотров в течение последнего года.
    Ленты были созданы режиссёрами России и русскоязычной диаспоры в США, сообщает «Голос Америки».

    Фестиваль пройдёт с 4 по 6 октября на четырёх площадках в Манхэттене, Бруклине и в деревне Chestnut Ridge (штат Нью-Джерси), где расположен русский культурный центр «Отрада». Бессменным организатором фестиваля остается корпорация «Нового Журнала», основанного в Нью-Йорке ещё в 1942 году Марком Алдановым и Михаилом Цетлиным при поддержке Ивана Бунина. Сегодня «Новый Журнал» возглавляет Марина Адамович. Она же вместе с группой энтузиастов курирует фестиваль документального кино.

    Из 24-х фильмов 19 будут показаны в рамках конкурсной программы.

    Организаторы фильма принимают на конкурс только работы, сделанные в течение последнего года. Таким образом, на нынешнем фестивале будут представлены в основном ленты, вышедшие в 2012-2013 годах. «Тематические и художественные критерии наш оргкомитет предъявляет, уже когда начинает рассматривать все заявки. Мы берём лауреатов российских и международных фестивалей и принимаем заявки, поступающие самотеком, что особенно хорошо для режиссёров, работающих в российской диаспоре, которым негде показать свои работы. В частности, в этом году мы показываем картину молодого режиссёра из Норвегии и ленту американского режиссёра Маши Герштейн "Вторая жизнь". Она уже участвовала в нашем фестивале прежде с работой по Набокову», — рассказала Марина Адамович.

    Жюри фестиваля возглавляет, как и в прошлые годы, известный американский художник российского происхождения Виталий Комар. В состав жюри вошли также поэт, сценарист, режиссер Хельга Ландауэр-Ольшванг; основатели ассоциации Causa Artium журналист, литературовед, арт-критик Джон Наринс и художница Елена Сарни; журналист и кинокритик Олег Сулькин (сотрудничающий с «Голосом Америки»), музыкальный продюсер Валерий Куртей и Марина Терентьева, представляющая фонд «Русский мир», выступивший главным спонсором фестиваля.

    Фестиваль откроется вечером 4 октября в Tribeca Cinema в нижнем Манхэттене, где Сергей Мирошниченко представит свой документальный фильм «Рождённые в СССР. 28 лет» — четвёртую часть цикла «Рождённые в СССР». За вторую часть, выпущенную в 1998 году, знаменитый режиссёр получил престижную американскую премию «Эмми». Мирошниченко пытается проследить судьбы поколения, которое было рождено ещё в Советском Союзе, после распада советской империи.

    На фестивале в Нью-Йорке пройдёт презентация российского фестиваля ArtoDocs (Санкт-Петербург). Как рассказала Марина Адамович, продюсеры питерского фестиваля Лев и Ксения Наумовы сами связались с нью-йоркскими коллегами. «Мы с удовольствием откликнулись на их предложение. ArtoDocs — это сложный по своей структуре фестиваль, который показывает как художественные, так и документальные фильмы. Что особенно приятно, у них есть специальная страница архивного кино. Они представляют зрителю историю отечественного кино. Это очень важно, потому что новое поколение зачастую не знает историю своей страны вообще, не говоря уже об истории кинематографической», — рассказала Адамович.

    На презентации в Нью-Йорке 5 октября Лев Наумов представит двух лауреатов конкурсной программы фестиваля ArtoDocs — фильмы «После Баха» и «Посмотрите на меня». По мнению Марины Адамович, особенный интерес вызывает лента «После Баха». «Это фильм-размышление о современной музыке, о композиторах-минималистах и о том, что представляет из себя современная российская музыкальная культура. Второй фильм – очень светлый, элегантный; это история о том, как одна итальянская актриса пытается как-то устроиться и жить в России», — пояснила куратор фестиваля.

    6 октября Надежда Ажгихина, вице-президент Европейского союза журналистов и секретарь Союза журналистов России, представит ленту «Я был здесь...», посвящённую её мужу Юрию Щекочихину, скончавшемуся ровно десять лет назад при до сих пор окончательно не выясненных обстоятельствах. Фильм построен на воспоминаниях о своём неожиданно ушедшем из жизни коллеге известных российских журналистов, правозащитников, политиков, деятелей культуры. Эта презентация состоится в DCTV, Центре общественного телевидения в нижнем Манхэттене, которым руководит 15-кратный лауреат премии «Эмми», выдвигавшийся также на соискание «Оскара», выдающийся американский документалист Джон Альперт. Альперт вместе с со-директором DCTV режиссёром Кейко Цуно станут также почётными гостями Фестиваля российского документального кино.

    Там же, в DCTV, будет показана специальная программа «Молодые о молодых».

    «В этом году у нас было очень много заявок от молодых кинорежиссеров. Мы отобрали лучшие работы. В эту программу включены работы о молодых россиянах, сделанные молодыми режиссёрами. Это очень интересная подборка, отличающаяся особенным стилем, который присущ сегодня молодым документалистам», — сказала Марина Адамович.

    В Центральной Бруклинской библиотеке в рамках фестиваля будут показаны два фильма о Второй мировой войне: «Моя великая война. Игорь Николаев» и «Лоцман во времени». «Мы специально показываем в Бруклине ленты о войне, потому что там живут многие наши ветераны и им, может быть, в их почтенном возрасте тяжело добраться до Манхэттена», — отметила Адамович.

    «Моя великая война» рассказывает о том, как, будучи мальчишкой, оказался на войне Игорь Николаев, ныне известный российский кинооператор. «Это правдивая история и очень откровенный фильм, как и всё, что делает режиссёр Андрей Зайцев», — сказала Адамович.

    Другой фильм, который будет показан в Бруклине — «Лоцман во времени» — повествует о необычном хобби петербургского лоцмана, который в свободное время соединяет фотографическую историю блокадного Ленинграда и современного Санкт-Петербурга. «Он накладывает одни фотографии на другие и в результате возникает удивительная историческая ретроспекция. Это очень человечный фильм», — сказала куратор кинофестиваля.

    Также в Бруклине будет показан фильм «Соло для Людмилы Улицкой». Это монолог известной писательницы, отмечающей в этом году свое 70-летие. «В этом фильме Людмила Улицкая очень откровенно говорит о своём времени, о себе и своей семье, размышляет о жизни и смерти. Это фактически её исповедь», — рассказала Адамович. Фильм был поставлен на студии РАКОРД-ТВ режиссёром Еленой Якович, чьи работы об Иосифе Бродском и Эрнсте Неизвестном были представлены на Фестивале российского документального кино в Нью-Йорке в прошлые годы.

    Несколько уникальных работ будут показаны на фестивале вне конкурса. «Дело в том, что документальное кино практически негде посмотреть. Не все попадают на российские или международные фестивали. Нам хочется поддержать российских документалистов, поэтому мы делаем исключения и показываем такие работы, как «Искусство на кончиках пальцев» — очень интересно сделанный фильм о мультипликаторе Александре Петрове, в 2010 году получившем «Оскара». Но это фильм 2011 года, в конкурсную программу он войти не может, а не показать его — жалко, обидно», — пояснила Марина Адамович.

    Она добавила: «Несколько таких фильмов у нас включены в программу фестиваля. Например, «Книга Тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне» – удивительная работа о Чукотке. Сам режиссёр Алексей Вахрушев родился там. Он знает не только топографию этих мест, но и культуру и философию этого народа. Вахрушев показывает этот мир изнутри — это удивительно красивый, философский фильм».

    На закрытии фестиваля зрителей ждёт специальная программа, посвящённая 75-летию танцора Рудольфа Нуриева. В этой программе будет показана лента режиссёра Татьяны Маловой «Мятежный демон», демонстрировавшаяся на Московском международном кинофестивале в этом году, и картина татарского режиссера Фарида Давлетшина «Рудольф Нуриев. Прощание с Родиной».

    Представит «нуриевскую» программу на фестивале американский художник Сергей Голлербах, представитель старой русской иммиграции. Он не только дружил с Рудольфом Нуриевым в последние десятилетия жизни танцора, но и является племянником Анны Удальцовой, балерины из труппы Сергея Дягилева, которая в 1918 году вернулась в Россию из Франции. Её вместе с мужем, белым офицером, репрессировали и в свое время сослали в Уфу, где она подрабатывала преподавательницей в танцевальном кружке.

    «Там она увидела голодного, худого татарского мальчика Рудольфа Нуриева и высветила в нем гениального танцора. Она вытолкнула его в небо. Позднее семья Удальцовых опекала его, пока его принимали в балетное училище в Ленинграде. Анна Удальцова прожила долго, до ста лет, и они увиделись, когда он приехал в 1989 году в Ленинград. А Сергей Голлербах тоже не видел свою тётю, потому что его в своё время, когда он был ещё подростком, немцы угнали на работы, и он уже 60 лет живёт в Нью-Йорке. Вот такое сплетение судеб. Когда мы говорим о феномене Нуриева, мы должны понимать, что это чудо лепилось человеческими руками. Очень приятно рассказать об этом», — отметила куратор фестиваля.

    Фестиваль проводится уже шестой год, и по словам Марины Адамович, работать с каждым годом становится «интереснее, но не легче» — проблемы с финансированием фестиваля документального кино решаются сложно. Она особенно отметила вклад фонда «Русский мир», позволивший привезти в Нью-Йорк гостей из России, и подвижнический труд членов оргкомитета, которые «работают за совесть, а не за зарплату».



    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru