Tweet |
РПЦ - не церковь РФ
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества МП о. Всеволода Чаплин, то, что в что в современном мире в вопросах веры главным часто становится фактор политической самоидентификации, партийности, национальности - это противоестественно. Они разделяют людей, а вера призвана объединять их.
Большую ошибку допускают те, кто пытается идентифицировать деятельность Церковь и политику государства, в частности, РПЦ и Российской Федерации. При том, что РПЦ - это не только церковь РФ. Слово «Русская» в ее названии - не этноним. Оно относится к историческому понятию «Русь» - к духовной общности людей, в том числе разной национальности, которые чувствуют эту общность в рамках традиции Святой Руси, которая родилась в Киеве, и вобрала в себя многие народы.
По мнению В. Легойды, вопрос границ государств и церквей сложный. С одной стороны, это вопрос патриотизма, с другой - единения с церковной общностью, к которой человек себя относит. «Любая религиозная община состоит из граждан определенных государств, и эти граждане должны быть патриотами своей страны.
Чада УПЦ МП должны быть патриотами Украины, а не России, не Казахстана, не Турции. Если возникает определенная напряженность между их собственной страной и любой другой, они должны быть прежде всего на страже интересов своей страны. Это естественно для любого нормального человека. Но при этом человек, имеющий братьев и сестер по вере во всем мире, лоялен к своей религиозной общине».
"Нам чужого не треба"?
Некоторое недоумение участников вызвал вопрос украинской журналистки о мироварении: почему УПЦ должна привозить миро из России? Как отметил В. Легойда, внутри Церкви такого вопроса не стоит, но вот журналисты поднимают его достаточно часто. То, что миро не варят в Киево-Печерской Лавре, а привозят из России, вовсе не стоит оценивать как ущемление интересов или независимости УПЦ. Это такая традиция. Точно так же в грекоязычном православном мире далеко не все Церкви варят миро самостоятельно.
Что будет делать Патриарх? - Молиться!
По мнению Владимира Легойды, СМИ разнородны, однако они стараются адекватно отражать происходящее в главных для РПЦ моментах. Хотя есть и некоторое непонимание. «Мне неоднократно задавали вопрос: «Что Патриарх будет делать?». Я отвечал, что он едет к пастве помолиться. Говорили, что это понятно, но что же он делать-то будет, не понимая, что для верующего молитва и есть главное дело, ничего важнее этого быть не может».
Руководитель корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко отметил, что некоторые СМИ отражают визит Патриарха несколько однобоко: журналисты подробно описывают политические перипетии на Украине, дают информацию по религиозному расколу, но упускают из вида пастырское значение визита. То, что Патриарх едет прежде всего, чтобы встретиться с верующими, поклониться святыням и помолиться вместе с православными украинцами, остается как бы за кадром.
Несмотря на это, СМИ сыграли и положительную роль. В. Легойда выразил надежду, что благодаря прямым трансляциям богослужений (телеканал «Интер»), пастырское слово Святейшего будет услышано многими и постепенно удастся достигнуть понимания.
Патриарх "сорвал" совещание в РИА "Новости"
Как оказалось, трансляция Богослужения из Лавры привлекла очень много зрителей. На время проповеди Святейшего жизнь буквально остановилась: люди отложили дела, прекратили деловые переговоры и слушали Патриарха. Заместитель руководителя иновещания РИА «Новости» А. Золотов пошутил, что Святейший «сорвал» в РИА утреннее совещание: его прервали, чтобы послушать проповедь.
О. Николай Балашов поделился с участниками телемоста своими чувствами: «Здесь, в студии, очень сложно передать ощущение этого единого бьющегося сердца верующих, которое было сегодня в Лавре. Святейшего встречало множество народа, люди смотрели на него глазами, полными любви.
На фоне такой встречи какие-то попытки протеста совершенно терялись. Мне было жаль смотреть на тех, кто позволял себе кричать во время чтения Евангелия. Казалось, этим людям их действия не доставляли никакого удовольствия».
Православие неэффективно в борьбе с "социальными язвами" и маркетинговыми стратегиями?
Центральной темой телемоста стал не вопрос о православном мировоззрении. Действительно ли Православная Церковь указывает людям путь преодоления экономического кризиса и способна уврачевать «социальные язвы» - проституцию, проблему беспризорных детей, деградацию семьи?
Директор центра социальных исследований «София» А. Ермолаев заговорил о кризисе православия в современном мире. По его мнению, Церковь сегодня (и не только РПЦ), оказалась неэффективной в борьбе с социальными проблемами, которые традиционно решались с помощью веры. Миссия Святейшего будет удачной только в том случае, если благодаря его проповедям, его молитве, православие вновь станет основой нравственности общества.
А вообще в мире и, в частности, на Украине, большой популярностью пользуются различные секты и новые церкви, которые с помощью маркетинговых стратегий и новых решений проблем привлекают многих людей.
О. Всеволод Чаплин возразил А. Еременко, заявив, что считает деятельность Церкви эффективной в решении социальных вопросов. Ведь справилась же РПЦ с игорным бизнесом! «Вместе с обществом, с властью, но церковь была первой, кто об этом заговорил. Справимся с алкогольной угрозой? - Справимся, и никакая мафия, никакие лоббисты не смогут этому помешать», - сказал о. Всеволод.
Его поддержал о. Николай Балашов. По его словам, говорить о глубочайшем кризисе РПЦ неправомерно, особенно сейчас, когда количество прихожан и церквей с каждым годом растет. Кроме того, само за себя говорит количество участников литургии в Киево-Печерской лавре. Социальные же проблемы, по его словам, вытекают из неправославного прошлого и будут постепенно преодолены с помощью христианского мировоззрения.
«Если бы предыдущие поколения воспитывались в вере, мы могли бы сказать, что Церковь не справилась с задачей воспитания. А так она во многом начинает социальную работу», - заметил о. Николай.
Tweet |
Вставить в блог
Первые итоги визита Патриарха29 июля 2009
|
Поддержите нас!