5 июня 1880 года в Москве начался первый в российской истории Пушкинский праздник. Он продолжался четыре дня. Организацию торжеств взяли на себя Общество любителей российской словесности, Московский университет и Московская городская дума.
Tweet |
Чтобы почтить память поэта, на торжества прибыли Фёдор Достоевский, Иван Тургенев, Александр Островский, известный славянофил-публицист Иван Аксаков, литературный критик либеральных взглядов Павел Анненков, писатель и критик Николай Страхов, историк Василий Ключевский, композитор Николай Рубинштейн, сообщает Культура.рф.
Главным событием стало открытие памятника Пушкину. Известный монумент работы А.М. Опекушина означал свершение 20-летних ожиданий русского народа, который начал сбор денег на памятник великому поэту еще в 1862 году. Комитет по созданию памятника, в который входили, в числе прочих, и воспитанники Царскосельского лицея, принял решение установить скульптуру не в Царском Селе, как это было первоначально задумано, и не в северной столице, а в Москве, на родине поэта.
Памятник занял середину Страстной площади и одновременно обозначил центр первопрестольного града. Впечатление, которое производила бронзовая фигура поэта на москвичей 1880-х годов, было гораздо глубже, чем оказанное на современных жителей: двух-трехэтажная Москва «расступалась» перед Пушкиным. На том месте, где сейчас находится кинотеатр «Россия», 120 лет назад раскинулся Страстной монастырь. Он был разрушен в связи с реконструкцией Москвы в 1937 году. Памятник Пушкину в окружении «сорока сороков» московских церквей и непосредственное соседство изваяния поэта и крестов Страстного монастыря создавали в сознании человека прошлого столетия едва ли не мистический образ богоравного поэта-пророка.
Первый в российской истории Пушкинский праздник продолжался четыре дня. Организацию торжеств взяли на себя Общество любителей российской словесности, Московский университет и Московская городская дума. Была составлена программа проведения Пушкинских дней, включавшая, помимо открытия памятника, публичные заседания Общества, литературно-музыкальные вечера, выступления знаменитых писателей, торжественные обеды с речами и тостами.
Регламент празднеств предусматривал утренние заседания Общества любителей российской словесности (7 и 8 июня), затем — торжественные обеды и к исходу дня — проведение литературно-музыкальных вечеров, на которых тогдашние лучшие беллетристы читали произведения великого поэта (три вечера — с 6 по 8 июня).
Гуманитарные задачи, возложенные на участников торжеств, исключали «мундирность», официозность празднования. И московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков, и чиновник Министерства народного просвещения А.А. Сабуров, и принц Ольденбургский — только присутствовали, однако речей не произносили. Праздник начался открытием Пушкинской выставки в помещении Благородного собрания. В зале Московской городской думы был устроен праздничный прием, в котором участвовали более 250 человек, прибывших из разных уголков России. На праздник также прибыли дети Александра Сергеевича Пушкина с семьями.
Отказались от участия в празднестве Иван Гончаров — сославшийся на болезнь, Михаил Салтыков-Щедрин, посетовавший на то, что затеяно очередное помпезно-либеральное мероприятие, и Лев Толстой, укоривший участников торжества в неуместности обильных парадных обедов в то время, когда русская деревня голодает.
8 июня, на втором публичном заседании Общества любителей российской словесности, Фёдор Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. В ней писатель, в частности, сказал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое… И никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин… Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Речь была опубликована в «Дневнике писателя» вместе с предисловием и дополнениями.
Главным событием стало открытие памятника Пушкину. Известный монумент работы А.М. Опекушина означал свершение 20-летних ожиданий русского народа, который начал сбор денег на памятник великому поэту еще в 1862 году. Комитет по созданию памятника, в который входили, в числе прочих, и воспитанники Царскосельского лицея, принял решение установить скульптуру не в Царском Селе, как это было первоначально задумано, и не в северной столице, а в Москве, на родине поэта.
Памятник занял середину Страстной площади и одновременно обозначил центр первопрестольного града. Впечатление, которое производила бронзовая фигура поэта на москвичей 1880-х годов, было гораздо глубже, чем оказанное на современных жителей: двух-трехэтажная Москва «расступалась» перед Пушкиным. На том месте, где сейчас находится кинотеатр «Россия», 120 лет назад раскинулся Страстной монастырь. Он был разрушен в связи с реконструкцией Москвы в 1937 году. Памятник Пушкину в окружении «сорока сороков» московских церквей и непосредственное соседство изваяния поэта и крестов Страстного монастыря создавали в сознании человека прошлого столетия едва ли не мистический образ богоравного поэта-пророка.
Первый в российской истории Пушкинский праздник продолжался четыре дня. Организацию торжеств взяли на себя Общество любителей российской словесности, Московский университет и Московская городская дума. Была составлена программа проведения Пушкинских дней, включавшая, помимо открытия памятника, публичные заседания Общества, литературно-музыкальные вечера, выступления знаменитых писателей, торжественные обеды с речами и тостами.
Регламент празднеств предусматривал утренние заседания Общества любителей российской словесности (7 и 8 июня), затем — торжественные обеды и к исходу дня — проведение литературно-музыкальных вечеров, на которых тогдашние лучшие беллетристы читали произведения великого поэта (три вечера — с 6 по 8 июня).
Гуманитарные задачи, возложенные на участников торжеств, исключали «мундирность», официозность празднования. И московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков, и чиновник Министерства народного просвещения А.А. Сабуров, и принц Ольденбургский — только присутствовали, однако речей не произносили. Праздник начался открытием Пушкинской выставки в помещении Благородного собрания. В зале Московской городской думы был устроен праздничный прием, в котором участвовали более 250 человек, прибывших из разных уголков России. На праздник также прибыли дети Александра Сергеевича Пушкина с семьями.
Отказались от участия в празднестве Иван Гончаров — сославшийся на болезнь, Михаил Салтыков-Щедрин, посетовавший на то, что затеяно очередное помпезно-либеральное мероприятие, и Лев Толстой, укоривший участников торжества в неуместности обильных парадных обедов в то время, когда русская деревня голодает.
8 июня, на втором публичном заседании Общества любителей российской словесности, Фёдор Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. В ней писатель, в частности, сказал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое… И никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин… Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Речь была опубликована в «Дневнике писателя» вместе с предисловием и дополнениями.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.