rss
    Версия для печати

    К портрету поколения

    В Московском государственном университете запущены Межфакультетские учебные курсы. Это новая форма организации образовательного процесса для МГУ, но уже сейчас понятно, что студенты университета проявили к курсам живой интерес.

    «Поколение Y», «сетевое» поколение — эпитеты, которые придуманы для нынешней молодежи, в большинстве своем несут в себе некий скепсис. Либерализм и индифферентность, космополитизм и инфантильное отношение к жизни — эти черты психологического портрета современного молодого человека принято считать характерными и типичными.

    Между тем наши молодые современники по-своему осваивают мир: взрослеют, учатся, переживают происходящее вокруг них — по-своему. И иногда этот путь взросления оказывается на поверку не так уж плох, как может показаться.

    Вот, например, иллюстрация из жизни московского студенчества: 13 февраля в стенах МГУ началось чтение Межфакультетских учебных курсов — специальных курсов лекций, которые преподаватели различных факультетов университета читают для студентов всех факультетов. Основная задача курсов — дать возможность всем студентам расширить свой кругозор, получить знания за пределами предметной области, в которой они специализируются; получить навыки, которые пригодятся им в профессиональной деятельности и будущей карьере.

    Нововведение, которому дан старт в Московском университете, представляет интерес в первую очередь именно как нестандартная форма организации образовательного процесса. Но не только поэтому интересна новость из МГУ. Представим себе: студентам университета было предложено на выбор 107 курсов. Сто семь учебных курсов! Можно сказать, руководство университета в каком-то смысле рисковало; в самом деле, воображение рисует полупустые аудитории во время чтения таких курсов как «Опасное идеальное: проекты «совершенной жизни» в истории русской и зарубежной философии», «Философские проблемы современной биологии» или «Язык R и его применение в биоинформатике».

    Однако представители «поколения Y» продемонстрировали завидную любознательность и живейший интерес к предложенным темам. На курсы записались более 15 тысяч студентов со всех факультетов МГУ, причем более двух тысяч записались сразу на два курса. При этом пятую часть — 3 тысячи записавшихся — составили студенты начальных курсов, первого и второго, для которых посещение межфакультетских курсов не является обязательным.

    Любопытно, что на первой лекции курса «Язык R и его применение в биоинформатике», несмотря на всю экзотичность темы, присутствовали сто процентов записавшихся студентов. В отдельных случаях явка была еще выше: заранее было определено, что курсы являются открытыми для всех желающих, даже если кто-то из студентов не смог внести свое имя в список.

    Если говорить о наиболее популярных курсах, то тут ничего прорывного не произошло — биоинформатика или внегалактическая астрономия не могут на равных соперничать с экономическими дисциплинами. Курс «Основы предпринимательства», в рамках которого запланировано 10 лекция (практически полноценный бизнес-семинар, только бесплатный, — отмечали сами участники) оказался самым популярным.

    Но не только прагматические соображения руководили молодыми слушателями. Так, например, на первой лекции курса лекций «Перевод в глобальном мире: теория и методология» присутствовали студенты 22 (двадцати двух!) факультетов, а опоздавшим не хватало места, и они садились на лестницу в проходе. Не меньший интерес проявили студенты и во многих других случаях — при чтении лекций в рамках курсов «Современная русская литература и классика XX века (модернизм, постмодернизм, реализм)», «Основы средневековой цивилизации», «Советское государство и общество в 1920-1950-е гг.» наблюдалась та же картина.

    Студенты факультета журналистики проявили профессиональный подход к делу и решили выложить в Интернете в открытом доступе видеозапись курса «СМИ и журналистика в современном обществе». Судя по живому отклику на эту инициативу других факультетов, вполне возможно, что видеоархив межфакультетских курсов в скором времени станет доступен пользователям сети.

    В общем, хорошая новость. Пятнадцать тысяч жадных до новых знаний молодых и светлых голов – это очень неплохо. Это, конечно, далеко не портрет целого поколения, но некая черта, которая заставляет всматриваться в этот портрет со вниманием и интересом.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Михаил, Москва17.02.2013 20:47 #
    "Поколение Y", разве не американский термин? Как и "беби-бумеры" или "Поколение Икс". Я конечно понимаю, глобализация и размывание границ, но по-моему всё таки, когда социологи описывают поколение игрек, они имеют в виду американцев. Я сам по опыту общения со сверстниками и по тому, что пишут про современных американцев прежде всего сами американцы (в англояз. интернете) могу сделать вывод, что основные их черты к нам не имеют никакого отношения, пока, о следующем поколении судить не берусь.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru