rss
    Версия для печати

    «Сказки о скорой помощи, или 03» Татьяны Летицкой (ч.1)

    Помимо литературного таланта, у автора «Сказок…» есть самозабвенная любовь к работе на «Скорой» (любовь честная, без розового флера), а также трезвое и милующее отношение к человеку. Все это создает очень христианскую по духу атмосферу, в которой и разворачиваются события

    Сказки о скорой помощи или 03. Татьяна ЛетицкаяЭта книга рассказов о различных случаях из медицинской практики бригады «Скорой помощи» отличается удивительной точностью психологических зарисовок и характеристик, разнообразием жизненных ситуаций и человеческих типажей, некоторые из которых настолько выразительны и красочны (пусть даже изображены всего двумя-тремя штрихами), что остаются в памяти читателя надолго: это, например, псих Сергуня из сказки «Холера», женщина с бессонницей («Доктор, у меня млявость») из рассказа «Диагноз», допившийся до белой горячки проверяющий из Москвы («Сказка про белую лошадь») и др.  В «Сказках» немало страниц, читая которые, невозможно не рассмеяться. Однако анекдотические ситуации и смешные зарисовки - лишь одна грань книги. Есть в ней страницы страшные (например, о женщине, которой верующая свекровь не дала сделать «чистку» замершей беременности - ведь «аборт - это убийство»... плод начал разлагаться, и женщина умерла от сепсиса), есть грустные и горькие. Так, удивительно проникновенно написан конец рассказа «Аборт» о старшекласснице, которая, узнав о своей беременности, попыталась самостоятельно избавиться от плода.

         «Скорая» приезжает вовремя. «Настенька осталась жива, благополучно окончила школу и поступила в институт, только не в тот, в который собиралась, а в медакадемию. Она стала очень хорошим гинекологом. Мальчик, с которым она дружила, женился на ней, и даже спустя столько лет я вижу их, идущих по двору и держащихся за руки. Только детей после того случая у них нет и быть не может, к сожалению.

         Настенька родилась и выросла на моих глазах, мы живем в одном дворе. Мама ее, когда мы встречаемся, отводит глаза, стараясь поскорее уйти. Вы первые, кому я рассказала эту грустную историю. Сегодня они опять прошли мимо меня, держась за руки».

         Жизнь Настеньки сложилась, вроде бы, хорошо, рядом с ней всегда были любящие люди, но это благополучие лишь сильнее подчеркивает, что у принятого ею трагического решения не было даже такого «смягчающего» вину обстоятельства, как страх остаться матерью-одиночкой без денег и крыши над головой.  Более того, идиллические начало и конец рассказа разительно контрастируют с поступком Насти -  она ведь, по сути, пыталась убить ребенка своими руками (маятник, которым она решила для этого воспользоваться, «представляет собой огромную палку, заканчивающуюся с одного конца большим кругляшом, а с другого - металлическим крючком, которым маятник и крепится к каким-то там железякам.

    Вот этим-то крючком Настя себя и пропорола. Сюрр... лежит красивая юная барышня на залитой кровью постели, а между ног торчит огромный маятник. - Зачем, девочка? - невольно вырвалось у меня, пока я налаживала капельницу. - Я хотела его зацепить и вытащить... - прошелестела она одними губами»). Любовь Настеньки и ее мужа, похожая на идиллию, породила не добро, а страшное зло, и потому финальный образ двух держащихся за руки людей (изо дня в день проходящих по двору в свою пустую квартиру), вызывает не столько умиление, сколько боль за них, становясь своего рода символом пусть и крепкого, но неприкаянно-бесцельного, бесплодного чувства. Особо ценно то, что писательница не прибегает к прямому морализаторству: рассказ построен таким образом, что читателю нетрудно домыслить и договорить несказанное - и при этом не осудить, а лишь пожалеть тех, кто, приняв ошибочное решение,  искалечил свою и чужую жизни.

         Однако трудно избавиться от ощущения, что творческий мир Летицкой, в котором удивительно талантливо, по-христиански светло и одновременно по-святоотечески трезво показана повседневная жизнь людей, претерпел вторжение чуждой силы. Так, и по своему нехристианскому духу, и по примитивному художественному воплощению абсолютно инородна «Сказкам» сюжетная линия, связанная с романтическими отношениями между главной героиней фельдшером Таней и доктором Витей (скорее всего, она была введена Летицкой лишь для того, чтобы соединить милые и добрые зарисовки в цельное повествование):

         «- Вить, подожди, - окликнула я его, выходя следом.

         - Да, малыш? - обернулся он.

         - Ты хотел адреналина? - спросила я его, вставая на цыпочки, обнимая за шею и целуя.

         - Доктор, нельзя ли повторить процедуру? - спросил, едва отдышавшись.

         - Можно, главное, не подсядь на наркотик, - пошутила я.

         - Хочу стать наркоманом.

         - Пошла раздеваться, иди посылай Сашку, - сказала я доктору, наконец отлипнув от него.

         - Звучит заманчиво, - в его глазах уже прыгали чертики. - Пожалуй, и я с тобой.

         - Вить, я же кровь сдавать пойду, - уточнила я.

         - И я туда же.

         - Ты еле на ногах держишься! - возразила я.

         - Ошибаешься, реанимация прошла успешна, могу разгрузить пару вагонов, - улыбнулся он. - А если проведешь реанимацию и после сдачи крови, готов остаться на вторые сутки.

         - Как бы тебе меня не пришлось реанимировать.

         - Готов немедленно приступить, - глаза уже темнеют. Ох уж эти глаза!

         - Вить, пациент же тогда ласты склеит. В нашем адреналине крови не обнаружат».

         Стоит добавить, наверно, что на момент этих «почти дружеских» отношений («-Скажи, - тихо спросил доктор севшим голосом. - Какой подвиг нужно совершить, чтобы затащить тебя в кровать? - Просто постучать в дверь, - шепнула я на ухо») доктор Витя женат и у него есть дети. Более того, героиня по-дружески общается с его женой и дочкой Иришкой, по всей видимости, не испытывая никаких угрызений совести за то, что флиртует с их мужем и отцом.   

         «Ну и что?» - возможно, возразят мне иные читатели. Чем, мол, виновата Летицкая, если все так и было? Если почитать другие книги про «Скорую», например, недавно вышедшую «Траекторию птицы счастья» Т. Введенской, можно убедиться, что на «Скорой» действительно часто случаются служебные романы, и правдивость Летицкой - это, скорее, плюс, а не минус «Сказок...».

         Так, да не так. Как известно, художник изображает не все, а лишь некоторые отобранные жизненные факты. Кроме того, художественное произведение не только изображает действительность, но и оценивает ее. И в этом, пожалуй, главная проблема «Сказок...» - нецеломудренное поведение героини изображено в них без всякой негативной оценки (и даже наоборот, в некоторых местах интонация повествовательницы явно одобрительная). Разумеется, никто не требует прямого нравоучения о грехе блуда, но ведь мы уже убедились выше, что художественного таланта Летицкой не занимать, и когда нужно, она умеет показать неприемлемый с православной точки зрения поступок так, что читатель сам поймет, как к нему надо относиться. Однако в случае с любовными отношениями героев она этого не делает. Почему - можно только гадать.

         Более того: если долгий и мучительный квазироман доктора Вити с Таней еще можно оправдать с христианской точки зрения тем, что, хотя блудных (точнее, прелюбодейных, Виктор-то ведь женат) помыслов и даже действий в нем было предостаточно, «последнюю черту» влюбленные, по всей видимости, все-таки не переступили (не по нравственно-этическим, правда, соображениям, а по психологическим: зная из опыта, что бригада, где был и закончился «постельный роман», как правило, разваливается - а для них обоих работа была самым дорогим в жизни), то финальная сцена «Сказок» лишена и этого. Сказочный хэппи-энд, как мы помним, сводится к тому, что фельдшера Таню после смены завозят домой, где с недавних пор проживает ее жених Гоша (их свадьба должна вскоре состояться, заявление в ЗАГС подано месяц назад). Интимной близостью с женихом Гошей и заканчиваются «Сказки...». Но и такой эффектной концовки Летицкой мало. Она добавляет еще один выразительный штрих - у этой постельной сцены есть непрошенные свидетели - доктор Витя и водитель Саша, которые привезли Таню домой:

         «-Устала? Тяжелые сутки были? - большие теплые руки обнимают меня, прогоняя прочь все утомление.

    • Немножко.
    • Что-нибудь интересное было?
    • Гоняли, как бобиков, по температурам. Из интересного - только мужик с корью.

         Губы нашли меня, глаза превратились в стальные озера, он поднимает меня и несет в кровать.

         - Поспишь?

         - Потом, когда ты уйдешь на лекции.

         - Как же я по тебе соскучился!

         - И я, - выдохнула я.

         За окном, фыркнув, завелась машина. Знакомый голос, а я так и не научилась зашторивать окна, но все это уже совсем неважно.

         - Как же я тебя люблю.

         - И я.

         Вселенная начала свой безумный танец, вращаясь вокруг нас, унося ввысь.

         Жизнь стоит того, чтобы жить!».

          Надо отдать должное Летицкой: по сравнению с тем, как описывает такие ситуации современная русская литература, конечный эпизод «Сказок...» написан предельно целомудренно, здесь нет ни сладострастия, ни избыточного физиологизма. Но сам факт от этого не меняется: традиционный сказочный финал претерпел здесь показательную трансформацию - до свадьбы, которой, как правило, заканчивается любая сказка об отношениях добра молодца и красной девицы, в «Сказках...» Летицкой дело не дошло, место свадьбы здесь заступила интимная близость - современный суррогат женского счастья в стиле «покет-бук».

         Вспомним, насколько по-православному начинается книга Летицкой: «Когда я писала свои «сказки», - признается автор в предисловии, - то сначала даже не думала, что из них можно сделать книгу, - это были просто воспоминания о друзьях. <...> Может быть, кто-нибудь помянет их добрым словом или молитвой. Упокой, Господи, рабов Твоих Виктора и Александра...».

         А вот заканчивается книга, к сожалению, тем, что к православию не имеет никакого отношения. И даже прошедшие годы (за которые, как говорится ранее в «Сказках...», героиня сознательно приняла таинство Крещения), по всей видимости, не внесли коррективы в оценку повествовательницей событий своей молодости: в финальной сцене не чувствуется неловкости от мысли о незашторенном окне и свидетелях их с Гошей интимной близости, не ощущается запоздалого сострадания к Витиной боли (ведь их с Таней влюбленность была взаимной, каково же теперь ему было смотреть, как ее обнимает другой мужчина) и, наконец, нет ни намека на осознание того, как оценивается секс с женихом в рамках православной традиции. 

    Продолжение следует...

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ольга, Ипатово5.08.2010 19:59 #
    Уважаемые господа. это не сказки, а небывальщина. Никогда на скорой в машине не занимались прямым переливанием крови, это - преступление. А утверждать, что нет людей циничнее чем врачи - это просто прямое оскорбление. Наш юмор не ниже пояса. Отнюдь. Обратитесь к юмору Чехова и Булгакова и многих других - писателей-врачей. И медицинских огрехов в книге не счесть. Особенно - сплошной садизм описанного обращения с ранами: их шьют в машине и не обезболивают, а обезболивание повреждений костей у автора обычно после шинирования. Пять папаверина и два дибазола? весьма сомнительная пропись. И вязы имеются в кармане НЕ У КАЖДОГО работника Скорой. Все эти впрыскивания себе коффеина и прочие выдумки. Я уже не говорю о противошоковых мероприятиях, которые весьма сомнительны. И что такое интубатор? Очень интересный термин! Это не учебное пособие, но кажется, что автор просто писала о своем флирте, приукрашивая главки списанным со старинных справочников описанием оказания первой помощи, и потащенными с "фельдшер.ру" случаями. Автор видит только себя. И свой флирт с Витей. Умерли два героя? А я думаю, что они вообще не рждались - оба вымышлены. И автор выдает желаемое за действительное. При чем тут Скорая? Как спасение людей связано с уходом в потусторонность? На нашей работе психбольных не держат, а мы, выполняя свою работу - делаем ее профессионально, без мистических шатаний между свиданиями с Николаем Чудотворцем и странным смехом "ОНО", жаждущим жертвы за спасение. И заметьте - тех, кто не вписывается в "компанию" они изгоняют. А не вписывается Леночка, доктор Ф., доктор Ю., описанные просто злобными идиотами. Вот милый Малыш - крутой спец, а остальные доктора - идиоты? Не вписались в компанию? Или у Малыша комплекс недоучки? Кстати, какой и кому она сдает зачет по хирургии? Не сданный еще в училище? И именно поэтому лечение ран начинается с шитья, а не с обезболивания?
    AboP, Москва14.07.2010 21:21 #
    +1 динке03
    что касается моего ощущения как человека, оно близко к http://www.religare.ru/2_66501.html
    см комментарии на профильном мед.сайте :(нужна регистрация на сайте, не поленитесь - узнаете много интересного)! http://www.feldsher.ru/forum/index.php/topic/18309-plagiat-s-saita-i-foruma/page__st__100
    кому нравится тематика - можно посмотреть http://www.feldsher.ru/pages-cat-39.html и другое из раздела "байки" (совсем не байки 8( )
    dinka03, Хабаровск30.05.2010 7:54 #
    Книгу не читала, но то, что автор пишет в блоге (http://holesika.livejournal.com/tag/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9)- ПЛАГИАТ. Утащено в чистом виде с сайта Фельдшер.RU http://www.feldsher.ru/forum/index.php/topic/18309-plagiat-s-saita-i-foruma/
    Серый, Тимашевск8.07.2009 14:43 #
    Книгу прочитал с большим интересом и восторгом. Здесь нет приписываемой ей пресности и плоскости - это жизнь, реальная жизнь скорой помощи. Я вас уверяю в этом. Это жизнь реального человека и ее близких друзей. Ведь разве кто говорит что книга была предназначена как высоконравственное повествование или она несет в себе только позитивные, светлые моменты? Еще раз повторю - это жизнь, попытка ( и весьма успешная ) автора рассказать о том какая она бывает. А она , увы, полосатая... И пытаясь что-либо изменить в ее описании, что-то вычеркнуть - можно просто извратить ее и сделать ложной.
    Описание смерти и погружений... А знаете - смерть реально чувствуешь когда она рядом, когда пытаешься вытащить человека оттуда. Время растягивается как резина, все окружающее меркнет и становится второстепенным. Есть только ты и больной... И есть ощущение натянутой струны которая звенит все громче и громче, предупреждаю о приближении смерти. Это реальность с которой сталкиваюсь ежедневно именно я. А насчет "практик" - ну ведь для того чтобы достичь столь "высоких способностей" реально нужна практика. Вы всерьез верите что в ТО время у 20-летней девчушки она могла быть? И у остальных тоже? Тогда это не станция скорой а какая-то оккультная ложа что-ли... )) Извените, улыбнуло...
    И кстати, насчет собирательного образа героев - они все реальны. Причем двоих их уже нет рядом с нами.
    Мое личное отношение к этой книге - как к своеобразной исповеди, открытой душе автора. Может быть и стоит относится к этому с благодарностью, понимая что Таня показывает ситуации которые для нас, скоростников, являются обыденными и насущными, пытается показать скорую какая она есть, что мы - живые люди со множеством проблем. И может быть хоть на йоту отдалить летающий над нами штамп хамов и убийц, создаваемый современным СМИ-сообществом...
    А автору рецензии - мой искренний совет: невозможно оценить объективно ( не субъективно ) написаную книгу не зная работы скорой ( интенсивная терапия начинает проводиться когда человек еще в сознании ). Приходите к нам, хотя бы на месяц, на обычную линейку...
    Алекс, Челябинск7.07.2009 7:46 #
    Дамы! Зависть не христианское чувство!))

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru