Tweet |
Троица
«Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам»[i], - сказал Христос о Святом Духе.
По замечанию Феофилакта Болгарского, здесь Христос свидетельствует о единстве Троицы и равенстве Отца, Сына и Святого Духа. Святой Дух «от Моего возьмет» не в том смысле, что он не знает чего-то и должен брать, например, знания у Христа, а в том, что это «мое» одинаково принадлежит всем Троим, потому что эти Трое - Лица Единой Троицы[ii].
В нескольких словах Христос рассказал апостолам и о том, как эти Лица соотносятся между собой: Сын пребывает в Отце, а Отец - в Сыне[iii]; Сын ради спасения человечества исходит от Отца, затем возвращается к Отцу и пребывает с Ним[iv]; а Святой Дух исходит от Отца[v].
Как уже было сказано, Сын и Святой Дух исходят от Отца по-разному и различными способами нисходят на землю.
Являясь единым организмом - Троицей, Ее Лица свидетельствуют друг о друге и взаимно прославляют друг друга. Образно говоря, Они открывают людям единую истину, единое целое, только с разных сторон. При объединении этих свидетельств возникает представление о целом - Троице.
Святой Дух свидетельствует людям о Сыне ,[vi] говорит о том же, о чем говорил Сын,
и таким образом подтверждает верность слов Сына[vii]. А Сын приводит людей к Отцу, становясь для них единственной дорогой к Нему[viii].
Интересно вслед за Феофилактом Болгарским сопоставить некоторые фразы из этой беседы Христа и из других глав Евангелия от Иоанна. «Я есмь путь»[ix], - говорит Христос апостолам; иными словами, «Я привожу людей к Отцу». А в другой главе мы читаем: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец...»[x].
Поскольку Христос не может противоречить Сам Себе, являясь истиной, эти слова - доказательство единства Отца и Сына, которые составляют одно целое[xi].
А как в связи с этим понять слова Христа о пребывании Сына в Отце и Отца в Сыне? Мы видим, что в день разговора со Спасителем самим апостолам эти взаимоотношения Отца и Сына не были ясны.
Когда Спаситель сказал, что апостолы знают и видели Отца, апостол Филипп попросил показать им Его[xii].
Когда люди говорят «видеть» или «показать», обычно они имеют в виду возможность посмотреть на что-то своими глазами. По сути, апостол Филипп обратился к Спасителю с просьбой дать им увидеть Отца - Бога, Которого никогда никто не видел[xiii].
А Христос говорил об ином знании и ином видении. Если Он (Сын) и Отец - два Лица одной Троицы, логично, что апостолы, которые видели и знали Христа, через Него имеют представление о Троице, а следовательно, о Святом Духе и об Отце. В Христе совместились две природы - Божественная и человеческая. И чтобы познать через Него Отца, надо было смотреть именно на Божественную Его природу[xiv]. Это возможно, потому что у Сына и Отца одно существо, иными словами, Сын пребывает в Отце, а Отец - в Сыне.
Отцу и Сыну единосущно третье Лицо Троицы - Святой Дух. Недаром в разных местах Нового Завета Христос и Святой Дух названы одними и теми же словами. Утешителем называется Святой Дух[xv] и Христос[xvi]. Христос - Сын Божий, но этим же словом апостол Павел именует Святого Духа[xvii].
Церковь
Христос рассказывал апостолам не только о Троице, но и о том, как строятся взаимоотношения между Богом и людьми.
Единство Бога и людей Христос описывает в виде виноградника: Отец -виноградарь, который заботится о растении, Сын - виноградная лоза, а люди - веточки на ней. Ветка не вырастает на лозе, люди опираются на единую основу - Бога, без которого полноценная жизнь невозможна[xviii].
Спаситель описывает единство Бога и людей по аналогии с единством Лиц Троицы: «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам; Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками»[xix].
Одним из доказательств единства Троицы является то, что Ее Лица творят одинаковые по сути дела[xx]. Через дела Христос хочет соединиться с людьми: достичь единства с Ним люди могут, соблюдая данные им заповеди, т.е. в своих поступках проявляя правильное понимание жизни и приближенное к Богу настроение души[xxi].
Объединившись с Богом, люди будут составлять единый организм или, иначе говоря, - Тело. То самое мистическое Тело, во главе которого стоит Христос, - Церковь.
[i] Ин. 16, 15.
[ii] «Как о Самом Себе Господь говорит: что Я слышал от Отца, то говорю (Ин. 15, 15), и тем выражает не то, будто Он Сам учится, наподобие дитяти, но то, что Он без Отца ничего не знает и ничему не учит: так должно понимать и о Духе. А что Дух не нуждается в научении, слушай, что говорит апостол Павел: "Как того, что в человеке, никто не знает, кроме духа, живущего в нем, так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2, 11). Видишь ли, Святый Дух, как и наш дух, Сам Себя научает». (Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна).
[iii] «Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14, 10; 11).
[iv] «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин. 16, 28).
[v] «Дух истины, который от Отца исходит» (Ин. 15, 26).
[vi] «Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).
[vii] «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 14).
[viii] «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14, 6).
[ix] Ин. 14, 6.
[xi]« Следовательно, у Отца и Сына равна сила, ибо и действие едино»,- пишет по этому поводу Феофилакт Болгарский (Толкование на Евангелие от Иоанна).
[xii] «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно с нас» (Ин. 14:7-8).
[xiii] Бога не видал никто никогда (Ин. 1, 18).
[xiv] Вот как объясняет этот момент Феофилакт Болгарский, как бы передавая слова Христа, обращенные к Филиппу: «Филипп! ты желаешь видеть Отца телесным глазом и думаешь, что Меня ты уже видел. А Я тебе говорю, что если бы ты видел Меня, то видел бы и Его... ты видел Меня телесно, так как Я имею и тело, но Божественного существа ты не видел; посему ты не можешь видеть телесно и существа Отца. Ни Меня, ни Отца невозможно видеть телесно. Ибо видевший Меня видел и Отца. Впрочем, многие думают, что видят Меня, а Отца не видят. Посему Меня они видят не по Божескому естеству, но по человеческому. Можешь и яснее понимать так: Я единосущен Отцу. Итак, кто Меня видел, то есть познал, тот познал Отца. Ибо, когда одно существо и естество, тогда одно и познание» (Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна).
[xv] «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14, 26).
[xvi] «имеем ходатая (Утешителя - О.Б.) пред Отцем, Иисуса Христа» (1 Ин. 2, 1).
[xvii] «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в нас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). Потом прибавляет: "А если Христос в вас..." (ст. 10).
[xviii] «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне... ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 4-5).
[xix] Ин. 15, 7-8.
[xx] «Если же этого вам недостаточно для доказательства единосущия и единочестия и того, что Отец является в Моем существе и Я в существе Отца, то, по крайней мере, по делам верьте Мне: ибо дела - Божии» - читаем у Феофилакта Болгарского.
[xxi] «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15, 10).
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!