rss
    Версия для печати

    Икона Троицы – камень преткновения или свидетельство единства?

    О конфликте, который возник на днях вокруг иконы Троицы Рублева, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее, стало известно подавляющему большинству людей, интересующихся общественной жизнью.

      

        В деревне Комарово Заволжского района Ивановской области неизвестные разобрали на кирпич двухэтажный православный храм, от здания осталась небольшая часть стен и фундамент. Произошло это в прошлом месяце, но никто особенно на это по большому счету вопиющее событие не обратил существенного внимания. В то же самое время восстанавливать храм с провалившейся крышей ехал из епархии священник. А приехал священник в чистое поле. Как говорят, жители растащили храм просто на кирпичи, поскольку за них, за кирпичи, местный помещик пообещал по рублю за штуку.

       Cобытие прошло совершенно незамеченным ни в церковных, ни в светских, ни в правозащитных кругах. Среди ценителей русской архитектуры не возникло возмущения действиями сельчан.

       Однако  о конфликте, даже я бы сказал кризисе, который возник на днях вокруг иконы Троицы Рублева, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее, стало известно подавляющему большинству людей, интересующихся общественной жизнью.

       Хотя событие вызвало внушительный резонанс и на телевидении, и в прессе, формальный повод был более чем скромный. Некий сотрудник ГТГ, Левон Нерсесян, написал в своем блоге о письме Святейшего Патриарха директору Третьяковки, с просьбой рассмотреть вопрос временной передачи иконы Троицы Рублева в Лавру - на праздник Пятидесятницы. После публикации в блоге история с иконой расходится по двум совершенно не связанным между собой руслам. Однако проследить любопытно будет оба.

     

       Благодаря выдающимся реставраторам прошлого мы сейчас имеем икону Троицы Рублева в приличном состоянии. Но вместе с этим самим музеям и их сотрудникам никак не стоит забывать, что хранимое ими является именно хранимым, а не благоприобретенным

       Первое русло - это официальная реакция заинтересованных сторон - представителей Русской Православной Церкви и руководства музея. Официальное русло на то и называется официальным, чтобы в нем возникший конфликт был погашен - обе стороны делали достаточно дипломатичные заявления, из которых следовало, что вопрос находится в стадии решения. А окончательный ответ будет дан позже. И ведь так и было бы, даже если обозначенный сотрудник Третьяковки и не оставил бы в журнале своей исторической записи. Хочется надеяться, что люди пусть и далекие от Церкви не лишены понимания, что кому как ни Церкви важно сохранить эту икону.

       Ведь для Церкви Троица Рублева - не просто культурное достояние, не просто шедевр, охраняемый Юнеско и являющийся визитной карточкой нашей страны, а святыня, духовная ценность которой несоизмеримо больше ее культурной или национальной значимости. Поэтому если позволят условия и будет найден компромисс, она обязательно окажется в Лавре, в своем доме - быть может и не в этом году, а в следующем.

       Прекрасным образцом может здесь послужить монастырь святой Екатерины на Синае, где самые ценные древние иконы (в том числе известнейшая икона Спаса Вседержителя, датируемая 6 веком (!) и другие иконы, выполненные в технике энкаустики) хранятся в монастырском музее. 

       Говорить о целесообразности перемещения или скорее возвращения иконы, при этом не временного, а окончательного, в местный ряд http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=2511иконостаса Троицкого собора Лавры не стоит. Целесообразность здесь такая же, что и в известном стишке Михалкова, где говорится о нашедшем кошелек мальчике - вернуть его законной владелице - единственно возможный поступок, несмотря на заманчивое побрякивание пятаков в его кожаном нутре. Хотя обвинять музеи в том, что они совершают дело неблаговидное, храня краденое или даже пускай  не краденое (чтобы слово это глаз либерального читателя не резало), а просто не свое, - неправильно. Никто и не спорит, что во многом благодаря выдающимся реставраторам прошлого мы сейчас имеем икону Троицы Рублева в приличном состоянии. Но вместе с этим самим музеям и их сотрудникам никак не стоит забывать, что хранимое ими является именно хранимым, а не благоприобретенным. Еще полезно бывает напоминать иногда искренне любящим свое дело музейным работникам, что на них свет клином не сошелся, а Андрей Рублев писал свои иконы не для Третьяковской галереи. Но здесь есть и другая сторона той же проблемы - говорить об окончательном и даже временном перемещении иконы стоит только тогда, когда в Троицком соборе будут созданы соответствующие условия. Что это в принципе возможно - сомнений нет, в мире достаточно специалистов, способных обеспечить сохранность иконы XV века, другое дело - когда, как и кем этот вопрос будет решаться. Вопрос, безусловно, имеет решение, а любой список условий и требований всегда конечен. В качестве компромисса можно построить отдельную часовню-хранилище в монастыре, где бы эта икона могла находиться.

       К слову, прекрасным образцом может здесь послужить монастырь святой Екатерины на Синае, где самые ценные древние иконы (в том числе известнейшая икона Спаса Вседержителя, датируемая 6 веком (!) и другие иконы, выполненные в технике энкаустики) хранятся в монастырском музее. В этот музей, называемый еще древлехранилищем, имеют доступ светские специалисты; музей, как и весь монастырский комплекс, поддерживается несколькими международными организациями, а исследования икон проводят специалисты из Греции и США. И все же эта икона, как и многие другие, хранящиеся в монастыре - собственность Церкви и находится они в Церкви, пусть в храм ее и заносят всего лишь раз в год.

       Но, возвращаясь к нашей ситуации, предполагать, что после письма Патриарха приедут в Третьяковку попы в засаленных рясах, выволокут икону на улицу и, погрузив в «газель», умчатся в даль, к гнезду церковников, в Лавру (ехидно посмеиваясь и потирая ручки в мечтах о сказочных барышах) - по меньшей мере, наивно и глупо. Несомненно, что в нашем государстве, а значит и в стенах Церкви далеко не все семи пядей во лбу, но уж на то, чтобы выполнить условия музея (уже, к слову, озвученные его директором), надо полагать, у мракобесных церковников ума хватит.

       Предполагать, что после письма Патриарха приедут в Третьяковку попы в засаленных рясах, выволокут икону на улицу и, погрузив в «газель», умчатся в даль, к гнезду церковников, в Лавру (ехидно посмеиваясь и потирая ручки в мечтах о сказочных барышах) — по меньшей мере, наивно и глупо

     

       А уж что специалисты Третьяковки не лишат икону внимания и в Лавре - понятно. Здесь стоит упомянуть хотя бы недавнюю передачу Церкви святынь президентом Медведевым -после их перенесения в Храм Христа Спасителя ведомство госпожи Гагариной от них не то что отказалось, но, говорят, даже потребовало вернуть обратно - для пущей сохранности. Ожидать того, что сотрудники музея просто махнут рукой и повесят на место Троицы какую-нибудь другую икону из тысяч, хранящихся в запасниках  - нереально. Нетрудно предположить, сколь пристальным будет контроль колебаний температуры и влажности в Троицком соборе и какими скандалами будет чревато хотя бы малейшее изменение установленных специалистами норм хранения.

       В то время, пока официальные лица давали свои комментарии, ЖЖ жил своей жизнью -огромное количество мнений, комментариев, домыслов и слухов формировало в виртуальном  пространстве второе русло «истории с иконой».

       Сам автор этой без преувеличения скандальной записи сначала был раздираем на части его сторонниками и противниками. Но если сторонники просто переносили ссылку на запись в свои журналы и писали утешительные комментарии, то противники господина Левона решили смотреть в корень, точнее -  в сам журнал источника всех бед. И в этом журнале оказалось такое, что у многих волосы на голове стали дыбом. И хотя сам автор уже успел сообщить, что его религиозная принадлежность и либеральные взгляды на гей-парады ни коим образом не влияет на его, автора, принципы, многие решили, что самое главное здесь именно в том, что господин Левон - прихожанин одного из многочисленных псевдо-православных образований. В любом случае налицо явная антицерковность персонажа, налицо его стойкая неприязнь к Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Но и это можно было бы простить и даже понять (никто не заставляет реставратора любить Русскую Церковь, для него куда как важнее - любить свое дело). Был бы господин Нерсесян простым добрым агностиком или еще лучше - честным атеистом, спрос был бы иным. Если бы господин Нерсесян был бы хотя бы просто честным человеком, то он свои суждения и опасения высказал бы совсем иначе - созвал бы пресс-конференцию, написал бы открытое письмо Святейшему Патриарху, нашел бы единомышленников, с которыми выступил бы со специальным заявлением. А так - получился «слив» - ведь письмо-то, им процитированное,  адресовано было не ему, а его начальству.

       Очень важно в реальности увидеть, сколько людей готовы, зацепившись за любой повод, лишний раз оскорбить Церковь, а значит и чувства верующих —  для России это хотя и не новая, но в данной ситуации характерная деталь. 

       Но что самое интересное, так это то, что дискуссия на страницах журнала господина Нерсесяна переросла тему, точнее не саму тему - икону Троицы можно с трудом перерасти -  но то реальное отношение к проблеме, которое было обозначено. И оказалось, что  люди там разделились на два лагеря - одни - это те, кто Левона Нерсесяна поддерживает и те, кто его не поддерживают.

       И вот здесь дискуссия, собравшая более трех тысяч отзывов, вышла за пределы темы - люди стали через свои реплики совершенно ясно и прозрачно проговаривать то, что в других ситуациях они ни за что бы не проговорили - это касается в первую очередь отношения к Русской Православной Церкви.

       Очень важно в реальности увидеть, сколько людей готовы, зацепившись за любой повод, лишний раз оскорбить Церковь, а значит и чувства верующих -  для России это хотя и не новая, но в данной ситуации характерная деталь. И именно на это стоит обратить внимание, именно это есть важная составляющая всей ситуации - в трех тысячах записей можно обнаружить срез, пусть и не вполне репрезентативный, тех мифологизированных представлений, которые клубятся в головах активной (читай - пишущей в ЖЖ) части общества.

       Возникший конфликт (и это еще при вполне благоприятном освещении его на телеканалах) показал, что перенос иконы Троицы Рублева в Лавру – и на три дня и тем более навсегда не может стать делом техническим. 

       С другой стороны, газета «Известия» проводит голосование по поводу передачи иконы - и здесь обнаруживается примечательная, хотя опять же не вполне репрезентативная статистика - недавно 45,3% проголосовавших считали, что икону нужно вернуть Церкви, а 34% - что икона должна принадлежать не только верующим, но и всем россиянам. Теперь цифры составляют 38 и 41 % соответственно.http://olympus.ourlife.ru/gallery/search.php?search_5

       И именно поэтому из всей этой истории, как из нынешнего финансового кризиса, можно вынести важную истину. Возникший конфликт (и это еще при вполне благоприятном освещении его на телеканалах) показал, что перенос иконы Троицы Рублева в Лавру - и на три дня и тем более навсегда не может стать делом техническим. 

       Факт переноса иконы в Лавру должен стать фактом общественного сознания, событием, значимость которого была бы осознана в подавляющей части общества. Очевидно, что определенная часть музейного сообщества останется недовольной и даже отдельные представители сообщества продолжат выступать против открыто, но то, что для общества в целом это событие должно стать именно событием, а не просто десятым сюжетом в вечерних новостях - несомненно. Еще очень важно, что это событие повлечет за собой резонный вопрос - если будет передана Троица Рублева, то почему тогда не передать Церкви и те тысячи икон, которые хранятся в запасниках российских музеев?

       Несомненно, это повлечет за собой целую массу организационных вопросов как для Церкви (куда девать), так и для музеев (чем заниматься дальше). Очевидно, что такого рода возвращение долгов может затянуться на совершенно неопределенное время. Но оно должно начаться, поскольку долг - он на то и долг, чтобы его возвращать.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Светлана, Москва7.06.2010 17:35 #
    Святость иконы не имеет отношения к славе иконописца. Авторство иконописца- суета мирского.В традиции на иконах не ставят автографы. И борьба за икону кисти А.Рублёва- к духовной жизни не имеет никакого отношения.
    Александра Никифорова, к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН, действительный член Ассоциации искусствоведов (АИС), Москва5.12.2008 10:23 #
    С огромной любовью и искренним уважением к нашему отцу - диакону, хотелось бы несколько расширить горизонты его эссе.

    1) Неоднократно упоминаемый отцом Александром Левон Вазгенович Нерсесян – профессиональный исследователь и преподаватель древнерусского искусства. Многие выпускники кафедры истории и теории искусства исторического факультета МГУ (а также присоединявшиеся к ним временами историки и филологи) вспоминают занятия Льва Вазгеновича и его участие в семинаре О.С.Поповой и Э.С.Смирновой с профессиональной благодарностью и человеческой теплотой.

    2) Параллель с Синаем справедлива в том смысле, что при появлении финансовой поддержки прекрасно было бы и в лавре организовать музей такого же уровня хранения ее древнейших икон. Что же касается образцовых условий работы, которые будто бы монастырь предоставляет исследователям его сокровищ, то у самих специалистов, и искусствоведов, и филологов (а рукописная коллекция монастыря св.Екатерины – вторая по своей значимости после ватиканской!) это высказывание вызывает лишь грустную улыбку, п.ч. Синай – «Сим-Cим», который открывается редкому ученому.
    Между тем, нельзя не обратить внимание на еще одну аналогию, а именно «pia fraus» наших выдающихся собирателей древностей на Востоке в XIX столетии еп. Порфирия (Успенского), архим. Антонина (Капустина), Константина Тишендорфа. Через «благочестивое воровство» они сохранили жизнь многим синайским памятникам. Хрестоматийный пример – спасение в 1844 году Синайского кодекса Библии IV в. из мусорной корзины Константином Тишендорфом. Примечательно, что по сей день на Святой земле и Синае греки относятся к тем, кто по здравому рассуждению должен быть назван спасителями их церковных ценностей, как к расхитителям. С некими вариациями эта история повторилась в XX веке в России, когда музейные работники собирали и реставрировали иконы, а теперь получили вместо благодарности от нас прозвание иконных «тюремщиков».

    3) Вопрос о перемещении или возвращении икон Церкви – вопрос государственной собственности и решается на государственном уровне. За последние 20 лет явным образом сложилась положительная динамика в развитии отношений Церкви и государства, многие святыни возвращены, происходит поиск помещений для выведения музеев за пределы территории обителей. Очевидно, что наше государство и наша Церковь этой проблемой обеспокоены и по мере возможности решают ее.

    4) Если ученые с мировым именем, в чьей научной и человеческой порядочности не приходится сомневаться (профессора МГУ О.С.Попова, Э.С.Смирнова, реставраторы В.В. Филатов, В.Д.Сарабьянов и другие), предупреждают, что перемещение иконы опасно для ее жизни, то лучше жизнь иконе сохранить (обоснование позиции экспертного реставрационного совета ГТГ см. в статье А.М.Лидова на нашем сайте).
    Если когда-то, может быть, и очень скоро, станет возможным создание необходимых условий для хранения «Троицы» в стенах Троице-Сергиевой лавры, и икона возвратится в свою обитель, это символическое для нашей страны событие станет радостью для всех, включая сотрудников Третьяковской галереи. До той же поры и в ГТГ икона несет свое миссионерское служение.
    В России по сей день остается множество людей, которые в храмы не заходят, а в Третьяковку идут, приводят детей. И в этом есть промысел Божий: чтобы человек, не готовый переступить порог храма, увидел иконы в зале древнерусского искусства ГТГ и, быть может, зажегся от них верою, как некогда произошло со мной на лекциях по византийскому искусству О.С.Поповой в Московском университете.

    5) О поточном возвращении конфискованных (надо понимать, конечно, что не все иконы в музеях принадлежали исторически Церкви; так, коллекция ГТГ состоит преимущественно из икон частных собраний) икон в Церковь см. комментарий Надежды от 2 декабря. Из опыта других стран мира можно сказать, что зачастую музей служит подспорьем Церкви в деле сохранения икон. К примеру, в православной Греции существуют множество Византийских музеев. Так в г. Верия (С.Греция) европейски организованный музей реально спасает от гибели несколько десятков византийских икон очень высокого художественного качества, потому что все (а их более 50) византийские храмы города находятся в катастрофическом состоянии.

    6) Историки византийского и древнерусского искусства люди честные и доброжелательные. Многие из них верующие, большинство – любящие свое дело и служащие ему. Когда 20 лет тому назад началось возрождение Русской Православной Церкви, то сразу же многие из них горячо откликнулись, желая своими знаниями делиться с Церковью, помогать ей. Поэтому, как правило, их суждение о готовности или неготовности принять памятники Церковью основано никак не на диких представлениях о «попах в засаленных рясах», а на личном опыте общения. Горько, что мы православные, зачастую своим профессиональным невежеством и одновременно неоправданным пренебрежением к людям, посвятившим всю свою жизнь изучению и реставрации памятников церковного искусства, сами сеем семя раздора, на неопределенно долгий период затягиваем столь желанное для нас возвращение святынь в храмы, а главное, в подобных спорах теряем лицо христианина.

    Верю, что всем управляет промысел Божий, и его водительством произойдет то, что должно. Надеюсь, что мы научимся уважать друг друга, радея о служении общему для нас делу – изучению и сохранению русского духовного наследия.
    Надежда, Москва2.12.2008 1:33 #
    Бывают случаи, когда следует "оставлять должником нашим".
    Далеко не все иконы были отобраны у Церкви, многие поступали в музеи от владельцев-коллекционеров, и по современным законам они-собственность государства.
    А "целая масса организационных вопросов (куда девать)" уже становится критической.Часто приходится видеть даже в столичных храмах иконы XIX века без киотов, висящие у окон и батарей (где они стремительно разрушаются), со следами разлитого лампадного масла - грустное зрелище. Если хорошо заботиться о сохранении того, что уже есть, может, реставраторы и музейные хранители изменят свое отношение к передаче Церкви икон и утвари?
    Галина, Москва1.12.2008 14:47 #
    Разве государство не может тот же самый ручеек финансирования,направленный на заботу о сохранении святынь, направить из Третьяковки в Лавру? Или музей станет без иконы менее значимым в нашей культуре? Непонятно и некрасиво. Уважаемый господин Левон чего боится? И почему от мнения одного человека такая обширная дискуссия? Это должно решаться на государственном уровне с перемещением потока финансирования. И только. А настоящие специалисты для хранения икон и для Лавры найдутся.
    Нина, Мрсква1.12.2008 11:21 #
    статья вызывает слезы, боль и чувство вины за поведение наших сограждан, не ведающих что творят. Ситуация вокруг Троицы действительно на много порядков глубже и вскрывает огромные пласты проблем духовного воспитания и элементарного уважения к святыням. Еще больше уважаю нашего диакона за высокую гражданственность, литературный талант, прекрасное и чистое служение, ответственность за происходящее с Церковью и людьми. Здравия и благополучия. Спасибо.
    Света, Москва1.12.2008 9:46 #
    Дорогая редакция,такое количество врезов с повторяющимися кусками текста статью не украшает. Можно просто выделять некоторые отрывки, не повторяя их в случайном месте, - но и то несколько дискуссионно: читатель сам может решить, на что ему обратить внимание.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru