rss
    Версия для печати

    К единоверцам, на Таганку (ФОТО)

    Рубрика "Портрет прихода" всегда пользуется у наших читателей большой популярностью - интересно и полезно узнать, как и чем живут прихожане других храмов. Но сегодня мы впервые предлагаем вам зайти туда, куда вы едва ли заглянете "просто так" - к нашим братьям единоверцам.

    На всякий случай для начала разберемся с терминами - единоверцы - это старообрядцы в лоне Московского Патриархата. Они подчиняются священноначалию Русской Православной Церкви, поминают за богослужениями Святейшего Патриарха Кирилла, но служат по-старому, носят в храме (а порой и в обыденной жизни) своеобразные одежды и пользуются при молитве давно позабытыми в обычных приходах нашей Церкви четками-лестовками и подручниками (молитвенными ковриками для рук). Они практически не используют при богослужениях электрический свет, типографские иконы, современный шрифт в богослужебных книгах, крестятся двуперстием и поют знаменным распевом "по крюкам"...

    Обо всем этом - наш фоторассказ из московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах, по которому нас провел его настоятель - священноигумен Петр (Васильев).

    Храм Святителя Николы в Студенцах находится в центре Москвы - на Таганке. Церковь была передана единоверческой общине в 1994 году, когда единственный в советское время столичный единоверческий храм - Никольский на Рогожском кладбище - уже окончательно перешел в своей богослужебной практике на общепринятый реформированный (новый) обряд, а исторический центр московского единоверия на улице Новоблагословенной ("новоблагословенным согласием" в XIX веке именовали единоверцев) - ныне Самокатной - также передали обычной православной общине.

    Настоятель храма священноигумен Петр (Васильев) в 1990 году был пострижен в монашество, а затем рукоположен в диаконский (1991) и священнический (1994) сан митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым), в 2006 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел о. Петра во игумены.

    Когда храм передали общине, его помещения еще некоторое время занимала типография (сама церковь второй половины XVII века была закрыта большевиками в 1930 году, после чего долгое время использовалась под самые различные нецерковные нужды, в том числе - общежитие). И лишь в 1996 году началась постепенная реставрация храма. В годы безбожной власти колокольня была снесена, а территория храма урезана больше, чем в два раза.

    Многоярусный иконостас, спланированный и написанный лучшими мастерами-старообрядцами в традициях древнерусской иконописи, возводился постепенно около 10 лет. Автор проекта - Виктор Николаевич Милованов - скончался в преклонных годах, дождавшись завершения установки верхнего яруса иконостаса.

    Одна из главных ценностей для любого старообрядца - богослужебные книги. В Никольском храме их очень много - начиная от первопечатных (XVI века) и заканчивая самыми "молодыми" - напечатанными в московской единоверческой типографии, существовавшей до революции 1917 года.

    Каждый мужчина-старообрядец, активно участвующий в приходской жизни, в богослужебном обиходе носит озям (иначе - халат, кафтан) - аналог современного подрясника. Единоверцы - не исключение. На фото - о. Петр с членом Приходского собрания храма Святителя Николы в Студенцах, заместителем главного редактора газеты "Культура" Михаилом Тюренковым.

    Свечи, у старообрядцев традиционно именуемые "свещами", используются исключительно восковые. В храме Святителя Николы в Студенцах можно встретить самые настоящие пудовые (без преувеличения!) свещи.

    Алтарь Никольского храма относительно недавно был капитально отремонтирован и полностью расписан.

    Старообрядцы (в том числе единоверцы) используют исключительно канонические трисоставные (восьмиконечные) кресты. В XVIII - XIX веках это было причиной частых споров со сторонниками богослужебной реформы патриарха Никона, но в итоге сегодня в большинстве обычных православных храмов также можно встретить восьмиконечные кресты.

    Священноигумен Петр (Васильев) в алтаре храма Святителя Николы в Студенцах.

    Служебник "Иововской печати" - книга была напечатана в 1602 году при первом Московском Патриархе - Святителе Иове.

    Жертвенник в алтаре храма Святителя Николы в Студенцах.

    Часть алтарной росписи - Рожество Христово (и это не опечатка - в старообрядческой традиции принято именно такое написание).

    До революции к храму примыкала величественная колокольня (см. один из первых снимков), в дальнейшем она была разрушена большевиками, а потому сегодня таганские единоверцы пользуются скромной звонницей.

    Кухня в храме Святителя Николы в Студенцах тоже исполнена в древнерусских традициях.

    Озямы (они же халаты или кафтаны) студенецких прихожан.

    До завершения реставрации храма еще достаточно далеко. Община - невелика, а внешней помощи в этом непростом деле единоверцы пока еще никогда и ни от кого не получали.

    Старообрядческому храму - старообрядческий телефон!

    Кадило (кацея) в храме тоже исполнено в древних традициях. Таким, кстати, может кадить не только священник или диакон, но и мирянин.

    Отец Петр с гордостью продемонстрировал уцелевший закладной камень.

    Автор материала Пелагея Тюренкова со священноигуменом Петром (Васильевым).

    Несмотря на устойчивые стереотипы, современные старообрядцы совершенно не противятся современной технике: iPad на подручнике.

    В церковной лавке при храме Святителя Николы в Студенцах - немало литых икон. Они намного дешевле писанных, долговечны и каноничны.

    Рядом с церковной - лавка пирожковая. Старообрядцы изготовляют на удивление вкусную выпечку!

    Всех желающих познакомиться со старым обрядом в лоне Русской Православной Церкви единоверцы приглашают к себе в храм. Но прежде, чем прийти на богослужение, рекомендуется подойти во внебогослужебное время, чтобы у настоятеля и прихожан была возможность рассказать своим гостям о богослужебных особенностях храма, к которым единоверцы относятся очень строго.

    Адрес храма: улица Таганская, д. 20а, телефон – (495) 912–52–43.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Михаил Тюренков, Москва27.11.2012 14:07 #
    Илья (Агафонов, не так ли?), мне кажется, Вам стоит понять одну элементарную вещь: единоверческая община поднимает этот храм уже без малого два десятилетия. И сектанты, и мощи (как центр притяжения сотен тысяч невоцерковленных людей) в Покровском монастыре появились уже после того, как единоверцы своими силами возродили приход в Никольском храме. Представьте, насколько негативным будет информационный фон, если общине "найдут более подобающее место" (вопрос еще, где?), а в единоверческий храм приведут, положим, "миссионерски активных" чад и друзей убиенного о. Даниила Сысоева! В любом случае это будет серьезный внутрицерковный конфликт, который нашей Церкви только повредит. А насчет сектантов скажу одно: единоверцы из Никольского прихода за последние годы уже не раз обращались и в Управу, и в Генпрокуратуру, и в местное УВД - но пока, увы, безрезультатно. Как лично мне сказал один депутат Госдумы, "у саентологов слишком большая "крыша", с ними лучше не связываться". Но это не значит, что бороться не нужно. Если у Вас есть конкретные идеи, связывайтесь со мной (контакты найти несложно), будем работать над этим вместе. А про идею выселения/переселения единоверческого прихода советую Вам забыть. Неполезная она. Ни для кого.
    Илья, Москва25.11.2012 16:18 #
    Ну, что значит "выгнать из храма"? Я полагаю правильным найти ему более подобающее место. Храм должен быть во-первых православным, а потом уже с какими-то особенностями. Если в силу своих каких-то особенностей единоверцы неспособны к борьбе с сектантами, которая нужна именно там, где они находятся, а хотят пускать к себе людей только по предварительной записи, то согласитесь, намного полезнее было бы, чтобы такой приход переехал куда-то еще. Богу ведь на любом месте можно служить. А на Таганке был бы такой приход, чтобы люди шли туда, а не к саентологам. Проблема в том, что ближайшие приходы (Св. Мартина Исповедника, Успения в Гончарах, Св. Николая на Болванах) не находятся именно на этом месте, где столь сильная активность сектантов, и где люди идут в Покровский монастырь (по поводу которого, кстати, уже и Святейший говорил, что надо людям, стоящим в очереди к мощам, хотя бы раздавать какие-нибудь бумажки. А еще лучше - поставить там катехизаторов и гонять цыганок, которые там пасутся).
    Михаил, Москва23.11.2012 11:58 #
    Илья, правильно ли я понял, что Вы предлагаете выгнать из храма единоверческий приход на Таганке, который был там учрежден по благословению Святейшего Патриарха Алексия еще в 1994 году? Вам перечислить обычные православные приходы, находящиеся рядом? Их около десятка. Может, их тоже выселить за недостаточно активное антисектантское миссионерство? А может, Вам напомнить о том, кто в новейшей истории изгонял православные общины из их храмов?!
    Илья, Москва22.11.2012 8:41 #
    Очень мило. Только пока они там занимаются исторической реконструкцией, напротив через улицу саентологи, у которых там здание, ведут вербовку прямо на тротуаре, зазывают людей на "тренинги" и т.п. Иногда перебираются и на сторону храма в Студенцах. Там же мимо храма идут толпы людей к Св. Матроне; тут же по дороге их обрабатывают цыганки, гадалки и Бог знает какие еще жулики. Наши друзья единоверцы в это время поют у себя за оградой знаменным распевом. Прошу прощения, но это можно делать и в менее людном месте, подальше от искушений и т.д. На Таганке нужен активный миссионерский приход, а не такой, куда нельзя и зайти без спросу, пока сектанты всех к себе заманивают!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru