rss
    Версия для печати

    «Тарас Бульба» - тунгусский метеорит русского кино

    Фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» вышел, как кажется не вовремя и не так. К сожалению, в другое время и по-другому он выйти и не мог. Эта кинолента станет хорошим пособием для сдачи ЕГЭ, но ведь могла бы стать и настоящей мировоззренческой бомбой.

    Фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» вышел, как кажется не вовремя и не так. К сожалению, в другое время и по-другому он выйти и не мог. Столь масштабный проект, создававшийся примерно три года, конечно, должен был выйти к юбилею великого писателя.

    С другой стороны, фильм, на который было затрачено 516 млн. рублей, и выходить был должен в соответствующем формате развлекательного исторического блокбастера, с соответствующей рекламой и с соответственной зрительской установкой (впрочем, не знаю, если бы фильм позиционировался как «вызывающе неполиткорректный разговор о самых главных и трудных вопросах исторического бытия русского народа и Православной Церкви», зрителей пришло бы, может быть, и не меньше).


    Что поделать, если Николай Васильевич Гоголь родился во время Великого поста (Пасха в марте по новому стилю бывает чрезвычайно редко). Великий же пост для православных вообще не очень способствует походам в кинотеатр. Не потому, что кинематограф - это зло само по себе, просто Великий пост - это уникальное время, когда можно вырваться из замкнутого круга обычной жизни, для чего уместно отказаться в том числе и от вполне допустимых развлечений ради чего-то более важного. Конечно, такое время не хочется терять (40 дней поста и Страстная неделя - это не так уж много).

    Многие мои верующие друзья так и не посмотрели фильм, а если и посмотрели, наверное, не получили полного драйва. Тем более, им не осталось времени серьезно поразмыслить над этим фильмом (ведь надо было еще увидеть общественную реакцию): уже через несколько дней началась неделя, на которую пришлись Благовещение и Вербное воскресенье, а там уж и вовсе были Страстная и Светлые седмицы, когда вообще нужно забыть обо всем своем.

    А ведь именно православные, по идее, должны были стать основной группой целевой аудитории (основной не по числу, а по возможной силе общественного резонанса и вообще способности понять). Для них же самым удобным временем для премьеры было бы как раз день, когда выйдет эта рецензия, уже после Светлой недели. Как бы то ни было, фильм вышел, когда вышел, и у него были такие зрители, какие были, с соответствующим настроем.

    Сам я посмотрел «Тараса Бульбу» на следующий день после премьеры в кинотеатре в одном из спальных районов Москвы. Собралась в основном молодежь, по преимуществу разбитая на парочки. Водить свою барышню в кино, как мне кажется, очень правильно и познавательно на предмет выявления с ней душевной совместимости. Диалоги нескольких таких парочек показались мне довольно забавными: «Слушай, а кто такие ляхи? - Поляки вроде. - А что они здесь делают? - Не знаю даже... наверное, они тогда с казаками воевали...»; «Вот сейчас сынок папашу и замочит. - Нет, Бульба первый выстрелит, а то бы фильм прямо сейчас и кончился... Что-то он долго выцеливает. - Тут его из засады, наверное, и снимут, но не насмерть, я думаю»; «А все-таки фильм хороший, хотя эти кровавые сцены... - А чем же хороший, если кровавые сцены? - Ну, например, надо экзамен или ЕГЭ сдавать, так можно книжку не читать, а фильм посмотреть. - А мне-то и незачем. Я и так в кратком пересказе прочитал. - А сейчас, может, и всю захочешь? - Сейчас, тем более, не буду: и так все знаю».

    У остальной публики, также выявившей своими репликами полное невежество в знании отечественной истории и произведения Гоголя, кинокартина, как кажется, вызвала если не недовольство, то некоторое непонимание и недоумение.


    Странно, но другой фильм Бортко «Собачье сердце», черно-белый, камерный, принципиально некоммерческий, снятый по гораздо более сложному литературному материалу (Булгаков при всей ясности и простоте все же несколько элитарен, а «Тарас Бульба» наряду с «Камо грядеши» Сенкевича в дореволюционной России был самым популярным народным изданием), - авторский, как бы мы сейчас сказали, имел гораздо больший успех среди старшеклассников моего поколения. Достаточно сказать, что этому фильму я обязан единственным своим школьным прозвищем Борменталь, а словечки и фразочки из него вошли в повседневную речь моих одноклассников, в основном детей работников подмосковной водопроводной станции. («У него «пятиминутка» началась», - говорили мы, намекая на собрания тов. Швондера, когда кто-то учинял долгий бредовый гон, или: «Разруха - она в головах», - когда не хватало на пиво, не говорю уже о «Подойди, буржуй, глазик выколю» и «Суровые годы проходят»; сам Швондер и по сей день остается именем нарицательным.)

    Вообще о подлинной популярности художественного произведения свидетельствует, в первую очередь, тот факт, что оно растаскивается на цитаты. Кстати, это и произошло с повестью Гоголя. Другое дело, что фразы: «Поворотись-ка, сын», «Я тебя породил, я тебя и убью», «Есть еще порох в пороховницах» и др. - либо уже неизвестны современной молодежи, либо не связываются именно с «Тарасом Бульбой». Честно говоря, я сомневаюсь, что фильм Бортко вернет их в народную речь.

    Вообще афористичность свойственна народной культуре или произведениям, которые органично в эту народную культуру входят. Блокбастеры, как показывает опыт, не вносит в язык новых устойчивых речевых оборотов. Можно предположить, что сами они не останутся надолго в народной памяти. Фильм Владимира Бортко, хотя он, безусловно, и нечто иное, не смог сбросить с себя маску блокбастера и, увы, в значительной степени делался с оглядкой на законы этого жанра.


    Именно поэтому и большинство критических отзывов на этот фильм были совершенно не о том. Как будто никто и не заметил, что «Тарас Бульба» - действительно, вызывающе неполиткорректный, и в нем, действительно, чуть ли не впервые в таком масштабе идет разговор «о самых главных и трудных вопросах исторического бытия русского народа и Православной Церкви». Писали в основном о недостаточном качестве спецэффектов (надо было, очевидно, рассадить казаков на летающих грифонов), картонных шашках в батальных сценах (в «Обитаемом острове» вообще ездят на картонных танках), несоответствия тексту Гоголя и даже о недостатках фигуры полячки, соблазнившей на предательство Андрия.

    Обвинения в искажении сюжета повести, тем более, странны, что как раз они-то сделаны исключительно в угоду жанру блокбастера, в рамках которого и пытаются оценивать кинокартину. Да, поляки убивают женщин и детей, а ксензы разъезжают на каретах, запряженных православными, но для непонятливых нужно показать эту зарубленную женщину, а еще лучше, жену-старуху Тараса, тогда появится вполне объяснимый мотив, почему он так ненавидит этих ляхов. Подросток забрался в спальню к девочке (так по Гоголю), девочка сначала испугалась, но, увидев, какой он смешной и робкий, стала невинно дурачиться и одевать его в свое платье; мальчик, однако, так полюбил девочку, что помнил о ней долгие годы, а потом даже предал из-за нее родину и товарищество - как-то неубедительно для блокбастера, надо устроить мощную эротическую сцену (тут-то перси актрисы Магдалены Мальцаж и не приглянулись взыскательным критикам).

    Точно также и со всеми другими, впрочем, не столь многочисленными, отступлениями. Они, конечно, явно портят картину, делают ее несколько более плоской и примитивной, но нелогично одновременно сетовать, когда же нам сделают нормальный российский блокбастер, и критиковать попытки стилистически приблизиться к нему. Да, Бортко не умеет делать блокбастеры, так у нас их никто не умеет делать и, дай Бог, никогда не научится (хотелось бы надеяться, что этот жанр всегда будет глубоко неорганичен русской культуре и мироощущению).

    Что же касается собственно кинематографа, то режиссер «Тараса Бульбы» в который раз показал свое незаурядное мастерство: Бортко угадал актеров абсолютно на все роли, и абсолютно все роли были сыграны безупречно. Даже Михаил Боярский, который, честно говоря, вообще не актер, оказался на своем месте.


    На самом деле, фильм «Тарас Бульба», в некотором смысле - идеологический манифест, хотя бы уже потому, что режиссер, действительно, стремился сделать инсценировку, максимально адекватную оригиналу. Эпическая поэзия Гоголя, к сожалению, практически не нашла воплощения в фильме (а Гоголь был, в первую очередь, поэт, хотя стихов не писал, если не считать юношеской графомании). Картина все же ближе к упрощению и пафосу массовой культуры, чем к простоте и детской серьезности эпоса; по крайней мере, до эпоса он явно не дотягивает. Тем не менее, все мировоззренческие и даже политические взгляды, которые высказал писатель и в авторских отступлениях и в речах персонажей, вошли в фильм практически без сокращений и купюр.

    Владимир Бортко как режиссер вообще весьма идеологичен. Даже упоминавшаяся картина «Собачье сердце», по сути, такой же идеологический манифест, причем в данном случае режиссер весьма сильно исказил мысль автора инсценируемой книги. Профессор Преображенский, по Булгакову, доктор, делавший в том числе нелегальные аборты четырнадцатилетним девочкам, «залетевшим» от крупных советских чиновников, у Бортко представлен как некий пророк, самой своей жизнью возвестивший о неизбежном падении советской власти. А советская власть в этом момент как раз и пала. Фильм очень вовремя продекларировал лозунг новой либеральной эпохи: дадим под зад шариковым и швондерам и заживем, как люди, будем пить водку только под горячую закуску. К чему это привело в лихие 90-е всем известно. У Булгакова все сложнее и идея, скорее, противоположна: человекообразное чудовище может родиться не только из торжествующего хамства, но и из обывательского потребительского болота.

    Спустя более 15 лет идеологические установки Бортко, вернее те, которые он выразил в своей киноленте, уже совершенно иные. Их можно выразить несколькими тезисами.

    - Никто не может так воевать и умирать, как русские люди, и нигде нет такого товарищества, как на русской земле.

    - Господь имеет особый Промысел о русском народе и Российском государстве, цель исторического бытия которого - хранить правду и справедливость во всем мире, в первую очередь, истину Христову, во всей полноте исповедуемую только в Православной Церкви.

    - Это - наша земля, поэтому мы должны «не щадить живота своего», если на нее пойдут войною чужие люди, даже не потому, что мы лучше их (каждый человек одинаково возлюблен Господом), а потому, что и для них наша земля чужая: они не будут щадить ни ее, ни нас.

    - Наконец, последний, может быть, для судеб России и менее важный тезис, но не менее важный для повести Гоголя и соответственно фильма: русские и украинцы (вернее велико- и малороссы) - это две части одного народа, пусть в некоторые моменты своей истории и разделенные между разными государствами.

    Эти слова содержат несомненную правду, но могут и стать великим соблазном, если принять их с гордым сердцем и помутненным разумом. В любом случае, они должны обсуждаться, но такой разговор в общенациональном масштабе так никогда и не велся.


    Как бы это нравилось или не нравилось, ни одно государство не может существовать без внятной официальной идеологии. Не может существовать хотя бы потому, что в какой-то момент («если завтра война») оно должно объяснить своим гражданам, почему они, собственно, должны воевать и, в конечном счете, умирать за это государство; а еще, чтобы каждый знал, что спросить у этого государства, за что оно должно дать перед ним ответ.

     То, как воюют и умирают, показано в фильме со всей правдой и жестокостью. Подробные описания смерти героев: способ нанесения раны, характер ранения (какие органы и насколько опасно были повреждены), симптомы наступления летального исхода, слова, которые произносили герои в свой смертный час, - характерная черта эпоса (достаточно перечитать, например, «Илиаду» или «Песнь о Роланде»). Эта особенность свойственна и повести Гоголя. Однако, эпические произведения слагались в основном для воинов или будущих воинов (потом они изучались филологами, но созданы были не для них). Для воина же было практически интересно, в каком месте, например, можно пробить доспех, какая будет от этого рана и сколько с этой раной еще можно будет прожить, - а главное, за что следует умирать и как надо вести себя перед лицом смерти.

    У нас же уже почти два поколения людей выросли с основным жизненным императивом любыми средствами откосить от армии. Массовая культура внедрила в сознание представление о смерти как об одном из спецэффектов. Как спецэффекты смерти героев Бортко явно не катят, поэтому эта важная сторона фильма остается непонятной, и останется непонятной, пока что-то важное не изменится в самом обществе.

    Показано в «Тарасе Бульбе» и то, что именно русские люди умеют воевать и умирать, как никто другой в мире. Можно спорить, но это - очевидный, научно доказанный исторический факт. Иначе невозможно объяснить, как в таких невероятно неблагоприятных условиях вообще могло возникнуть Российское государство. Небольшая и крайне неудачно географически и геополитически расположенная территория, в XIII веке дотла разоренная азиатскими ордами, потом больше двух веков находившаяся под их властью и еще несколько веков вынужденная ежегодно отражать их набеги, из-за чего приходилось (при нашем-то климате) содержать колоссальную на душу населения армию, - эта изначально совокупность мелких княжеств необъяснимым образом стала великой державой.

     Создать великое государство невозможно, если не побеждать, соответственно если не будет решимости «душу положить за други своя», т.е. не будет той общности, того товарищества, о котором писал Николай Гоголь и снял фильм Владимир Бортко. И уж конечно, это невозможно без воли Божией. Впрочем, это требует отдельного разговора.

    Как бы то ни было, у России сейчас нет четко сформулированной государственной идеологии. Это вовсе не гарантия от тоталитаризма, наоборот национальная идея (как же заболтано и дискредитировано это понятие!) ставит власть на место, указывая ей границы, через которые переступать решительно невозможно. Тут дело не столько во власти, сколько в нас самих, русских людях и представителях десятков других народов, судьба которых неразрывно связана с Россией: мы сами не понимаем, что мы хотим, какое будущее видим для своей страны. Поэтому пока все разговоры о патриотизме остаются пустой болтовней.

    Надо четко решить, принимаем ли мы тот постхристианский мировой порядок, который нам навязывают: общество потребления, политкорректность и толерантность в смысле, в котором всему извращенному и больному дозволено кричать и соблазнять, а здравому смыслу затыкают рот, историческая беспочвенность, эстетическая пошлость и мировоззренческая всеядность. Все это, увы, до сих пор усердно культивируется телевидением, полностью контролируемым государством. Пусть власть наконец определится, с кем она: со Христом или Филиппом Киркоровым. Такая недоговоренность может стать трагической для России перед лицом грядущих испытаний (а они будут, это уже становится очевидным).

    Пока же, как мне кажется, фильм «Тарас Бульба» не стал даже началом разговора об упомянутых проклятых вопросах русской истории. Впрочем, девушка, сидевшая рядом со мной в кинотеатре, права: эта кинолента станет хорошим пособием для сдачи ЕГЭ, вполне адекватно отражающим сюжет повести и мировоззрение Николая Васильевича Гоголя. Но ведь могла бы стать и настоящей мировоззренческой бомбой. Но и Тунгусский метеорит мог упасть на Санкт-Петербург (он как раз пролетал мимо), но взорвался в тайге над проклятым местом, где даже туземцы не селились и не выходили на охоту.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ярослав, Лос анджелес29.03.2010 0:28 #
    По моему фильм удался.Нельзя было снимать без исправлений оригинала большинству зрителей просто было бы не интересно.Это в первую очередь фильм, и уж не как нельзя сравнивать его с книгой.
    N7.06.2009 17:38 #
    Общечеловеческая идея - это не демократия, а христианство, сохраненное Церковью. Задача православных - донести Евангелие во все концы Вселенной и до каждого племени. А не строить из себя вечно пострадавший народец, не воображать себя несчастными, обиженными всем белым светом и не мечтать о том, кого бы еще с горя прибить. Собственно, этот комплекс "загнобленности" свойственен в первую очередь как раз тем, кто верит в существование особого "украинского народа", вечной жертвы коварных врагов, и причисляет себя к нему. Так что Тарас Бульба смотрится органично именно в этом контексте.
    Cyryl, Санкт-Петербург5.06.2009 15:00 #
    специально для N
    "Бей ляхов" - обеспечило выживание русских (см. что стало с Галицко-Волынской русью), "бей буржуев" - совершенно актуально в мировом масштабе, "убей немца" - обеспечило выживание русских в 1941-1945, "бей жидов" - вот это, к сожалению, не удалось (и теперь имеем то, что имеем), "теперь вот - бей чурок" - а вот это неверно, надо бить тех, кто их сюда пускает. "Идея должна быть не национальной, а общечеловеческой" - общечеловеческие идеи являются национальными для пендосов (демократия, свобода, рыночная экономика и пр.) - т.о., общечеловеческих идей не существует. "К сожалению, вместо того, чтобы к этому стремиться" - к счастью, люди в России еще не настолько оболванены, чтобы не понять, куда ведут эти стремления. "Типа, враги нас всегда обижали" - неправильно, они стремились к полному уничтожению русских (за исключением монголо-татар). Мне неприятно это говорить, N, но все же скажу: ОНИ ТАКИ СЪЕЛИ ВАШ МОЗГ.
    Олег, Харьков31.05.2009 22:31 #
    Да, чувак,(Сергей из Нью Йорка) наслаждайся пошлой пропагандой СВОЕЙ страны.
    А, идеи ХРИСТианства?, но, эта тема, не для этого …!
    N. Лимита 5 баллов!!!!
    N3.05.2009 18:36 #
    Национальная идея? Бей ляхов, бей буржуев, убей немца, бей жидов, теперь вот - бей чурок... Идея должна быть не национальной, а общечеловеческой. К сожалению, вместо того, чтобы к этому стремиться, у нас снова пытаются снимать патриотическое кино - специальную "правду для русских". Типа, враги нас всегда обижали, но мы все равно отомстим. Мне кажется, население и так достаточно испорчено, чтобы его еще к "праведной ненависти" приучать. О христианстве можно говорить, как кажется мне, тогда, когда человек понимает, что главный его враг в этом мире - он сам и враг рода человеческого, а вовсе не ляхи-чурки-америкосы etc
    Алексей, Нижний Новгород1.05.2009 3:29 #
    А я видел другую картину в зале.
    Когда зрители жующие попкорн и громко разговаривавшие вдруг в середине фильма замолкали и до конца не могли выдохнуть.
    Когда на глазах были слезыи при виде страданий Остапа и еще больших страданий Тараса.
    У моей младшей сестры(13 лет) почти весь класс посмотрел фильм. Во время простмотра смеялись над теми, кто спрашивал как дальше будет развиваться сюжет.Для них сыдно не знать. Стыдно не читать Гоголя.
    А те кто до этого не читал пристыженные друзьями наверняка прочли.Бортко не всемогущ, он не может угодить всем, но мне кажется он смог сделать очень много правильных шагов, в том числе оставил все речи о Православии неизмененными. Я честно говоря боялся ,что их вырежут из толерантных соображений.
    не вырезали, у режиссера хватило смелости сказать все ка есть.
    А статья автора хоть и интересна,но на мой взгляд слишком затянута и переполнена отступлениями личного характера.
    простите если обидел, не хотел, просто высказал свое мнение.
    Вера30.04.2009 8:52 #
    Почти во всем согласна с автором статьи.
    Чтобы кто не говорил, а Бортко показал нам всем, русским и всем,живущим в России (и тем, кто вне России, но душой и сердцем с Россией), как нам всем нужно любить свою Родину! Могут многие критиковать и выискивать какую-то полякофобию и прочие несуществующие фобии в фильме. Но этот фильм нужен нам всем, особенно молодому поколению. Фильм говорит именно о том, что Родину - Россию нужно любить, защищать и умирать за эту страну. Нам всем надо учиться этому и как можно быстрее.
    "...перед лицом грядущих испытаний (а они будут, это уже становится очевидным)...".
    юлиана, питер29.04.2009 14:05 #
    Из-за искажения авторского текста фильм перестал быть худо-
    жественным, превратился в пропагандистско-познавательный.
    Ну зачем сочинять эти сцены в костёле, полуфашистские серые мундиры ляхов, пытку Андрия и прочие детали, возбуждающие отвращение к Польше? В фильме враги зовуться
    поляками, у Гоголя- ляхами. Как это подействует на современников? Почему Бортко не сочинил прохода казаков через польскую деревню? Собирался автор снять патриотиче-
    ский православный фильм, а получился анти-польский.Жаль...
    Нафанаил, Можайск29.04.2009 0:05 #
    Очень глубокая и неординарная (особенно на фоне тарас-бульбовской критики) статья. Согласен с автором по большинству его тезисов. Особенного внимания заслуживает то, что фильм рассмотрен в широком контексте и прочтен через призму такого явления современного кинематографа, как блокбастер. Огромная благодарность автору.

    Неточности, увы, неизбежно вкрадываются в любую статью. Но здесь они не портят приятного впечатления от вдумчивой и кропотливой работы автора. Отмечу несколько замеченных фактов, речь о которых с моей стороны есть чистой воды буквоедство.

    1) "Пасха в марте по новому стилю бывает чрезвычайно редко" - православная (именно православная) Пасха по новому стилю в марте вообще быть не может. Это легко проверить по формуле Гаусса или если воспользоваться какой-нибудь электронной пасхалией. Кстати, Гоголь родился в Лазареву субботу, накануне Входа Господня в Иерусалим - именно этим днем было 20 марта 1809 года (Пасха тогда праздновалась соответственно 28 марта).

    2) "...«Тарас Бульба» наряду с «Камо грядеши» Сенкевича в дореволюционной России был самым популярным народным изданием" - это некоторое упрощение. Да, "Тарас Бульба" издавался до 1917 года отдельно довольно часто, но считать его истинно народным (подавляющее большинство которого были крестьяне) - сильная натяжка. Хотя в круг чтения гимназиста он входил, нередко как одна из любимых книг. По части популярности повезло другой книге Гоголя - "Размышлениям о Божественной литургии", которые, в откорректированном виде, выдержали множество изданий.

    3) "А Гоголь был, в первую очередь, поэт, хотя стихов не писал, если не считать юношеской графомании" - весьма резкая оценка гоголевского стихотворного творчества. Мнение автора, по-видимому, основывается на действительно слабом и подражательном "Ганце Кюхельгартене" (первом опубликованном произведении писателя), впрочем, из него "вырастают" такие гоголевские вещи, как "Страшная месть" (именно отсюда хрестоматийное "Чуден Днепр при тихой погоде..."), "Портрет" и др. Дело в том, что поэмы и стихи Гоголя по различным причинам не дошли до нас, однако некоторые из них удостоились положительной оценки читателей/слушателей. Конечно, это далеко не Пушкин, но все же, наверное, не стоит так легко расправляться с Гоголем-стихотворцем.

    Желаю автору статьи новых творческих успехов!
    Маша, Млсква28.04.2009 13:37 #
    Автор очень тонко все разобрал, в том числе привнесенные линии, которые вызывают недоумение... Все-таки батальные сцены сделаны как-то однообразно, зато главне герои удались. Исключительно хорош Богдан Ступка.

    Сложно говорить о религиозной линии фильма. Ну… Наверное, так и было в 16-м веке (вот доперечитываю Гоголя, еще подумаю), и не только в 16-м, и христианство в целом и православие в частности действительно насаждались и утверждались во многом «огнем и мечем», но… Предсмертное исповедание веры в фильме получалось, имхо, все время каким-то декларативным, ее защита и сбережение – ветхозаветным (хотя, повторюсь, вероятно так и было в истории). Непонятно, чем может в этом отношении вдохновиться адекватный современный человек. Разве что нам напомнили, что народ в прежние времена к вере относился сугубо.

    А вот что получилось – передать, как человеческой жизнью могут двигать страсти, даже не в аскетическом отрицательном смысле, а просто – как предельно сконцентрированное устремление – от любови к женщине до воли к жизни, к войне etc.

    А комментарии народа в кинотеатре и правда удручали тупостью и пошлостью.
    Сергей, Нью Йорк27.04.2009 16:41 #
    Очень печально, когда высокие идеи о патриотизме излагаются в духе самой пошлой пропаганды.
    Человека проткнули копьем четыре раза, а он даже не поморщившись излагает заученные фразы. Что, во фразах что ли патриотизм? Или в том, что эти казаки оставили собственные семьи без защиты и сами отправились себе славу добывать?
    Далее - какое отношение этот фильм имеет к православию? Когда эти бритоголовые сначала крестятся как один, а потом спокойно закапывают человека живьем, это можно списать на "местные обычаи"?
    Опять-таки, нет лучше способа навредить самой высокой идее, как изложить ее в таком лживом и плоском виде.
    N. Лимита27.04.2009 15:27 #
    Чувак думает и пишет очень круто, спасибо, интересная рецензия. Правда, поставить в один ряд Христа и Ф. Киркорова - мне кажется, это слишком...

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru