Tweet |
Церковь и государство: как инопланетяне стали своими
Если ещё недавно некоторые чиновники воспринимали представителей Церкви как людей с другой планеты, которые живут в странных местах, носят странные одежды и не относятся к привычному социуму, то сейчас это меняется совершенно естественным образом. Почему отношения Церкви и общества - это не переговоры между враждующими державами и не отношения существ с разных планет? Потому, что Церковь и общество - во многом степени одни и те же люди, а дело Церкви и дело общества - в значительной степени одно и то же дело.
Сейчас мы (Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, возглавляемый отцом Всеволодом - ТД) ведём переговоры с Министерством экономического развития и с Росимуществом по проекту закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Эти переговоры не являются простыми: есть достаточно большое количество принципиальных разногласий. Но знаете, есть огромная разница между этими переговорами и переговорами с зарубежными религиозными общинами. Переговоры с собственным государством сегодня вести радостно, поскольку ты понимаешь: это отношения людей, которые хотят друг другу помочь лучше устроить общенародное дело. Пятнадцать лет назад всё было ровно наоборот: с Ватиканом было разговаривать проще, чем с собственными чиновниками. Ситуация радикально изменилась.
Не менее важно развитие отношений с институтами гражданского общества. Церковь не оказывает политическим партиям поддержки перед выборами и не участвует в их агитационных действиях, но она взаимодействует с ними в делах, которые направлены на благо всего народа. Это довольно тонкая грань, но её можно установить. Всё, что волнует людей, волнует и Церковь, поскольку она неотделима от народа.
При этом Церковь не должна превращаться в орган государственной власти, к чему многие призывают; они никогда не жили при государственной Церкви, поэтому не совсем понимают, о чём идёт речь. Отделение Церкви от государства - очень правильный принцип. Означает он, между прочим, то и только то, что религиозные организации не являются органами государственной власти. Это ни в коей мере не означает того, что Церковь не может высказываться по вопросам государственной жизни, что она не должна оценивать то, что делает государство и общественные силы, что она должна молчать, и вообще её место - в ограде храма.
Церковь должна стать народной, знающей, о чём думает народ, чего он хочет и не хочет, где ему радостно и горестно. Церковь должна быть ходатаем за народ, и не только перед государством, но и перед элитой.
Не трожь молодёжь!
Молодёжь у нас гораздо более хорошая, чем мы в своё время. Исчезает нравственная раздробленность советского периода, раздвоенность, связанная с тем, что люди вынуждены были поклоняться идеологии, которую реально не разделяли. Сегодня у молодёжи очень много жизненных перспектив, и главная задача старших поколений - не мешать молодёжи выстраивать свои планы в области экономики, политики, общественной жизни, культуры. Мне кажется, сил у современной молодёжи достаточно много, и у неё есть хорошие шансы создать страну незакомплексованную, не пытающуюся оправдываться перед Западом или Востоком, оглядываться на стереотипы, которые были выработаны не в самое хорошее время не самыми хорошими людьми. А значит - иметь возможность строить жизнь на основании своего чистого разума, желательно посвящённого Богу.
Церковь будет идти к молодёжи, устраивать как массовые, так и очень камерные встречи с церковной иерархией. Будет развиваться деятельность православных молодёжных объединений - как сугубо церковных, так и церковно-общественных. (Думаю, что первые будут ближе к Синодальному отделу по делам молодёжи. Если появится круг общественно-православных организаций, связанных с нашим отделом и Всемирным Русским Народным Собором, я буду только рад.) В то же самое время нужны православные по духу, но необязательно православные по названию общественные объединения, которые консолидируют молодых людей вокруг не только прихода или монастыря, но и общественного органа, системы добрых дел, того или иного культурного стиля, литературного автора, той или иной группы, спортивной команды.
Работа с молодёжью ведётся в самых разных форматах. Есть приходские кружки, есть молодёжные клубы, есть летние лагеря, есть социальные группы, есть молодёжные информационные проекты, есть люди, которые организуют рок-концерты и концерты авторской песни. Есть молодые художники, военно-патриотические общества, клубы единоборств, футбольные команды...
Скорее можно сказать, чего нет: нет ночных клубов. Наверное, это нормально. Может быть, и будет когда-то ночной клуб, в котором не будет крепких напитков и даже пива, а будет возможность посмотреть хороший фильм и поговорить о нём хоть до трёх, хоть до четырёх ночи. Вот такие вещи, наверное, могут быть; кстати, католики уже нечто подобное сделали. В Москве есть центр «Покровские ворота», где люди могут сидеть допоздна; они смотрят и обсуждают фильмы, покупают и берут напрокат книги, едят лапшу «Доширак», и, кстати, не пьют вина. Наверное, такой клуб может работать даже ночью. Собственно ночной клуб со стриптизом и водкой не нужен в православной культурной среде. Не нужны группы радикалов, которые ходят по улицам для того, чтобы бить кому-то морду. А вот группы, которые могут помогать милиции в охране порядка, может быть, и появятся рано или поздно. Не нужны полукоммерческие попсовые проекты, но в хорошем смысле слова простая музыка, простое искусство нам нужно.
Есть замечательный пример - газета «Вечный зов» в Санкт-Петербурге. Это христианская газета: была протестантской, стала православной некоторое время назад - с теми же людьми! Не надо язвительных улыбок, это не было никаким рейдерством (общий смех). Эта газета интересна вот в каком отношении: она - не будем её обижать - имеет бордово-кремовый оттенок. Она пишет о звёздах поп-культуры, известных спортсменах, и в то же самое время она серьёзная: простыми словами простых людей говорит с простыми людьми о сложных вещах. Мне кажется, такой опыт очень хорош.
Ценно не то, что старо, а то, что вечно. Сила настоящей традиции именно в связи с вечностью. Эта связь с вечностью есть в любом настоящем искусстве, какого бы стиля оно ни придерживалось. Проблески вечности остаются и в рок-культуре, и в русской авторской песне, и в некоторых видах популярного искусства. Наверно, рекламный клип, говорящий о мыле, с проблеском вечности не связан, хотя - кто его знает?..
Выступление прот. Всеволода Чаплина публикуется в сокращении
Tweet |
Вставить в блог
Ритуальный комбинат или народная Церковь? Ч. 116 апреля 2009
|
Поддержите нас!